СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине "История культуры" для 8 классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дисциплине  "История культуры" для 8 классов 

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "История культуры" для 8 классов»

Автономная некоммерческая организация

«Ногинская гимназия»


УТВЕРЖДАЮ


Директор АНО «Ногинская гимназия»

________________

«______»__________________20__г.





Для 8 класса ( 35 час.)

На 2016/2017 учебный год


Составлена преподавателем Бабич Т.В. на основе УМК Рябцева Ю.С. и Козленко С.И «История русской культуры XVIII-XIX в.в.» для 8 класса




СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры учителей истории Руководитель ______Корчукова В.Г. Протокол №____ от «___» ________20___г.



2016/2017 уч. г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Мировая художественная культура» составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса. Автор программы – Рябцев Ю.С. и Козленко С.И. Программа составлена на базе учебника «История русской культуры XVIII-XIX в.в.» - М.: ВЛАДОС, 2009 для 8 класса под ред Рябцева Ю.С. и Козленко С.И. , предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 8-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 аудиторных часов. Программа курса «Мировая художественная культура» составлена на основе Учебно-методического комплекта Ю.С. Рябцева и С.И. Козленко «История русской культуры XVIII-XIX в.в.».

Комплект состоит из учебника для 8-х классов общеобразовательных школ, рабочей тетради и авторской программы курса для 8-х классов. Курс предназначен для учащихся 8-х классов средней школы и соответствует общеобразовательным стандартам.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-х классов школ, гимназий и лицеев и является дополнением к программе по истории России (XX век). Курс читается один раз в неделю в течение всего учебного года. В процессе изучения настоящего курса реализуются познавательные, образовательные задачи (курс продолжает работу средней общеобразовательной школы по ознакомлению учащихся с историей России и ее культуры), а также воспитательные задачи (формирование гражданских, патриотических качеств, эстетического воспитания личности) и развивающие задачи (развитие познавательных интересов учащихся, их эстетических вкусов и потребностей, формирование исторической памяти Программа состоит из трёх частей: «Русская культура XVIII века», «Отечественная культура первой половины XIX в.», «Отечественная культура второй половины XIX в.».


В курсе предусматривается возможность использования обширного видео и аудио материала, запланировано проведение повторительно - обобщающих уроков. Базовый учебник - Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.: 8 класс.Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 304 с.
























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ВВЕДЕНИЕ – 1 час.

Предмет, цели и задачи курса. Содержание и специфика предмета. Основные понятия курса. Материальная и духовная культура. Национальная и мировая культура. Молодёжная культура. Элитарная и массовая культура.

Функции культуры.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА – 17 часов.


Культура первой половины XVIII века – 5 часов.


Просвещение и образование петровского времени. Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Первые библиотека и музей. Основание Академии наук. Первый русский университет.


Архитектура петровского времени. Новая столица – Санкт-Петербург. Старейшие постройки Петербурга. Чудо Петергофа. Зодчие Санкт-Петербурга и их шедевры.


Рождение новой живописи. Перспектива и объём. Жанры. Портрет и его типы. Никитин И.Н. – лучший петровский живописец.


Елизаветинское барокко. Архитектор Растрелли. Царскосельский дворец. Зимний дворец. Смольный монастырь. Академия художеств. Пенсионеры Академии.


Культура второй половины XVIII века – 5 часов.


Петербургский классицизм. Архитекторы нового стиля. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. Новые здания Академии художеств, Таврического дворца, Троицкого собора. Постройки в Царском Селе. Павловск. Смольный институт.


Московский классицизм. Трагедия В.И. Баженова. Кремлёвский дворец и Царицыно. Загадка дома Пашкова. Блестящий М.Ф. Казаков и его шедевры: Петровский путевой дворец, Сенат, Московский университет. Колонный зал Благородного собрания.


Отечественная живопись второй половины века. Первый исторический живописец А.П. Лосенко. Портреты Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Аллегорический портрет. Первый русский сентименталист В.Л. Боровиковский.


Искусство скульптуры. Круглая скульптура и рельеф. Монумент. Бюст. Барельефы и горельефы. Скульптур Растрелли. Первый русский монумент – «Медный всадник». Первый отечественный скульптор – Ф.И. Шубин и его работы.


Русский театр XVIII века. Рождение русского профессионального театра. А.П. Сумароков. Первый русский актёр Ф.Г. Волков. Репертуар (Мольер, Вольтер, Шекспир, Бомарше, Сумароков, Херасков, Фонвизин). Петровский театр в Москве. П. Гонзаго. Первая театральная школа. Актёры и зрители. Крепостные театры.


Быт вельмож и императоров – 7 часов.


Мода XVIII века. «Стрижка» платьев и бород. Камзол, кафтан, кюлоты, парики. Женская мода XVIII века.


Мир дворянской усадьбы. Указ Петра III от 1762 года. Рождение «дворянских гнёзд». Устройство барской усадьбы. Регулярные и пейзажные парки. Парковая архитектура и скульптура. Усадебные праздники и будни. Загородные дворцы императоров: Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск.


Жизнь вельмож. Новый тип дворян. Богатство и разорительные траты вельмож. Барская охота. Чудачества вельмож.


Коронация императоров. Императорский титул и герб империи. Штандарт императора. Праздники коронации. Царские регалии.


Императорский двор. Несметные богатства. Главная резиденция императоров – Зимний дворец (Эрмитаж). Придворные дамы и королевы. Аудиенции послов и императорские выходы.


Придворная жизнь и развлечения. «Всепьянейший собор». Петровские ассамблеи. Ледяной дворец. Балы и маскарады елизаветинского времени. Эрмитажные собрания и императорские застолья.


КУЛЬТУРА XIX ВЕКА – 17 часов.


Культура первой половины XIX века – 4 часа.


Русский ампир. А.Н. Воронихин и строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге. Биржа на стрелке Васильевского острова. Новое Адмиралтейство. Арка Главного штаба и её создатель К. Росси. Знаменитые архитектурные ансамбли Росси.

Москва Осипа Бове. Реконструкция Красной площади. Создание Александровского сада. Строительство Манежа. Оформление Театральной площади.


Русский город Нового времени. Городские гербы и новый облик городов. Улицы и транспорт. Городские новшества: новые типы зданий, нумерация домов, первый городской водопровод. Беды и несчастья городов. Архитектурная комиссия.


Живопись первой половин XIX века. Романтизм. Художники и их творения. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов.


Мастера живописи середины столетия. Великий Карл Брюллов и «Последний день Помпеи». Возникновение бытового жанра. П.А. Федотов. А.А. Иванов и его шедевр «Явление Христа народу».


Жизнь и быт дворян – 4 часа.


Мода пушкинского времени. Костюм дворянина первой половины века. Идеал женской красоты и особенности женской моды.


Барское застолье. Появление новых продуктов и новых блюд. Виды застолий и их сервировка.


Светский человек. Смешение языков. Образование дворянина. Царскосельский лицей. На «царю и Отечеству». День светского человека. В храме Мельпомены. Дворянские балы. Табель о рангах.


Досуг дворян. Кодекс дворянской чести. Английский клуб. Литературные салоны. Карточная игра. Домашние спектакли. Дуэли.


Культура второй половины XIX века – 5 часов.


Товарищество передвижников. Бунт четырнадцати в Академии художеств и Петербургская артель художников. П.М. Третьяков и рождение галереи. Реализм. В.В. Стасов.


Художники и жанры. В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге и их портреты великих современников. Певцы родной природы. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Великий исторический живописец В.И. Суриков и баталист В.В. Верещагин.


Мамонтовский художественный кружок. «Савва Великолепный» и Мамонтовский кружок. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура. Мамонтовская опера. «Русский стиль» в архитектуре. Храм Христа Спасителя, Исторический музей, Верхние торговые ряды в Москве и Храм Воскресения Христова в Петербурге.


«Мир искусства». А. Бенуа, Д. Философов и В. Нувель. Гимназический кружок. К. Сомов, Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере. Создание журнала «Мир искусства». И.Э. Грабарь. Книжная графика. Таврическая выставка портрета. «Мир искусства» и театр. «Русские балетные сезоны» в Париже. И.Ф. Стравинский.


Жизнь и быт купцов – 4 часа.


Образ жизни купцов. Купеческие семьи. Образование купцов. Профессиональные благотворители. Купеческий клуб.


Купцы – меценаты и коллекционеры. Савва Тимофеевич Морозов и рождение Художественного театра. Бахрушин – собиратель театральной старины. Братья-коллекционеры Щукины и Морозовы. Русские купцы и отечественная культура.


Особенности культуры Нового времени. Периодизация. Появление новых стилей. Эпоха расцвета дворянской культуры. Светский характер культуры Нового времени. Изменчивый характер культуры Нового времени. Вклад русской культуры в сокровищницу мировой культуры.


Итого по дисциплине: 35 часов.











КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания



























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

   

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой  оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное  количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.



№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания

1

Рабочее место  учителя (АРМ)



2

Переносное автоматизированное  рабочее место учителя (АРМ)



3

Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр и др.




4

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц




5

Видео-материалы по темам






Литература


  1. – Рябцев Ю.С. и Козленко С.И. «История русской культуры XVIII-XIX в.в.» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2009.

  2. Рябцев Ю.С. и Козленко С.И. Рабочая тетрадь к учебному пособию «История русской культуры XVIII-XIX в.в.»- М.: ВЛАДОС, 2009.

  3. Рапацкая Л.А. Русское искусство VIII века: Расцвет на Неве. – М., 1995.

  4. Ермолаева Л. К., ЗахваткинаИ. 3., Лебедева И. М., Шейко Н. Г., Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века).- Издательство «СМИО Пресс», 2011

  5. Ермолаева Л. К., Захарова Н. Г., Казакова Н. В., Калмыкова Е. В., Лебедева И. М., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века).- Издательство «СМИО Пресс», 2011

  6. Ермолаева Л. К., Захарова Н. Г., Казакова Н. В., Калмыкова Е. В., Лебедева И. М., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. (XX век -начало XXI века) .- Издательство «СМИО Пресс», 2011


Интернет-ресурсы


1. http ://www. academia-moscow.ru/catalogue/4974/55657/

2.http ://www. drofa. ш/101/

3.http ://www. drofa. ru/101/

4.www. smio. ru/kn 1 /v_books. php?b id=165

5.www.smio.ru/knl/v_books.php7b_ id=178

6.www. smio. ru/kn 1 /v_bo oks. php?b_ id=189














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!