ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ
«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации», Роньжина А.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи занятий:
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура: каждое занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Занятия длительностью 15-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.
Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Рекомендации по проведению занятий:
Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только
наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сроки | СЕНТЯБРЬ 1-2 недели | СЕНТЯБРЬ 3-4 недели | ОКТЯБРЬ 1-2 недели | ОКТЯБРЬ 3-4 недели |
Структура |
1. Тема занятия | «Божья коровка» | «Листопад» | «Прогулка в осенний лес» | «Спрячем зайку от лисички» |
2. Приветствие | Дыхательная гимнастика | Игра на фланелеграфе | Игра «Найди ёжика» | Игра «Найди зайку» |
3. Ритмическая разминка | Хоровод «Утро начинается» (муз., сл. Е. Котышева) | «Листочки» (авт. неизв.) | «Дождик» (муз., сл. Е.Макшанцевой) | «Колечки» (муз., сл. Украинской народной песни) |
4. Пальчиковые игры | Потешка «Божья коровка улети на небо» | Пальчиковая игра «Утречко» | «Ножки» (И. Галянт) | Игра-потешка «Зайка серенький» |
5. Коммуникативные игры, игры по правилам | Игра «Божья коровка и ветер» | Игра «Кленовые листочки», «Разложи листочки по корзинкам» | Игра «Что ты, ёж, такой колючий?», «Сделай ёжику иголки» | Игра «Покорми зайку», «Спрячем зайку от лисички» |
6. Рисование, лепка | «Нарисуем точки на спинке божьей коровки» | Дети рисуют кистью летящие по небу листья | «Дорисуй ёжику иголки» | «Спрячь зайку в траве» |
7. Прощание | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта |
Количество занятий | 4 занятия | 4 занятия | 4 занятия | 4 занятия |
Сроки | НОЯБРЬ 1-2 недели | НОЯБРЬ 3-4 недели | ДЕКАБРЬ 1-2 недели | ДЕКАБРЬ 3-4 недели |
Структура |
1. Тема занятия | «Мячик» | «Веселый петрушка» | «Солнышко» | «Зима» |
2. Приветствие | Дети садятся вокруг мяча и ритмично хлопают под стих. «Мой веселый звонкий мяч», С. Маршак | Дети встают друг за другом, берутся за ленту, привязанную к паровозику, шагают и поют песенку | Игра-потешка «Рано утречком» | «Приметы зимы», игра на фланелеграфе |
3. Ритмическая разминка | «Приседай» (муз., сл. Ю. Энтина) | «Разминка» (муз., сл. Е. Макшанцевой) | «Пляска с погремушкой» (белорусская народная мелодия) | «Посмотри на медвежат» (авт. неизв.) |
4. Пальчиковые игры | «Шарик» (В. Цвынтарный) | «Флажок» (В. Цвынтарный) | «Скачите палочки» (И. Галянт) | «Зимние забавы» |
5. Коммуникативные игры, игры по правилам | Игра «Разложи мячи по корзинам», «Найди мяч» | Игра «Карусель», «Песенка с игрушками» | Игра «Дождик и солнышко», «Сделаем солнышку лучики» | Игра «Снежки», «Змейка» |
6. Рисование | Штрихуем мяч | Дети раскрашивают круги на одежде Петрушки | Дети рисуют солнышку лучики | Дети раскрашивают снеговиков |
7. Прощание | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта | «До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта |
Количество занятий | 4 занятия | 4 занятия | 4 занятия | 4 занятия |
Всего: 32 занятия | | | | |