СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по адаптации детей к дошкольному учреждению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном уч­реждении.

Просмотр содержимого документа
«Программа по адаптации детей к дошкольному учреждению.»

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

«Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации», Роньжина А.С.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном уч­реждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи­тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна­комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень­шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при­сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон­такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер­стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив­нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до­школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определя­ются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

  • обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений;

  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб­ного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

Структура: каждое занятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. 

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быст­рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют­ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж­нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг­ровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра­тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме­нить последовательность частей в соответствии с настроени­ем детей и т.п.

Занятия длительностью 15-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро­ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель­ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест­но с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих со­ображений:

  • совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока­зывает новые средства и способы общения с детьми;

  • неформальная атмосфера занятий способствует более ак­тивному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Рекомендации по проведению занятий:

  • Психолог является непосредственным активным участни­ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

  • Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за­нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу­дет только

  • наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту­пить к игре.

  • Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра­вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

  • В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

  • Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от­дельные занятия, игры и упражнения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сроки

СЕНТЯБРЬ

1-2 недели

СЕНТЯБРЬ

3-4 недели

ОКТЯБРЬ

1-2 недели

ОКТЯБРЬ

3-4 недели

Структура

1. Тема занятия

«Божья коровка»


«Листопад»

«Прогулка в осенний лес»

«Спрячем зайку от лисички»

2. Приветствие


Дыхательная гимнастика

Игра на фланелеграфе

Игра «Найди ёжика»

Игра «Найди зайку»

3. Ритмическая разминка


Хоровод «Утро начинается» (муз., сл. Е. Котышева)

«Листочки» (авт. неизв.)

«Дождик» (муз., сл.

Е.Макшанцевой)

«Колечки» (муз., сл. Украинской народной песни)


4. Пальчиковые игры


Потешка «Божья коровка улети на небо»

Пальчиковая игра «Утречко»

«Ножки» (И. Галянт)

Игра-потешка «Зайка серенький»

5. Коммуникативные игры, игры по правилам


Игра «Божья коровка и ветер»

Игра «Кленовые листочки», «Разложи листочки по корзинкам»

Игра «Что ты, ёж, такой колючий?»,

«Сделай ёжику иголки»

Игра «Покорми зайку», «Спрячем зайку от лисички»

6. Рисование, лепка


«Нарисуем точки на спинке божьей коровки»

Дети рисуют кистью летящие по небу листья

«Дорисуй ёжику иголки»

«Спрячь зайку в траве»

7. Прощание

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

Количество занятий

4 занятия

4 занятия

4 занятия

4 занятия

Сроки

НОЯБРЬ

1-2 недели

НОЯБРЬ

3-4 недели

ДЕКАБРЬ

1-2 недели

ДЕКАБРЬ

3-4 недели

Структура

1. Тема занятия

«Мячик»

«Веселый петрушка»

«Солнышко»

«Зима»

2. Приветствие


Дети садятся вокруг мяча и ритмично хлопают под стих. «Мой веселый звонкий мяч», С. Маршак

Дети встают друг за другом, берутся за ленту, привязанную к паровозику, шагают и поют песенку

Игра-потешка «Рано утречком»

«Приметы зимы», игра на фланелеграфе

3. Ритмическая разминка


«Приседай» (муз., сл. Ю. Энтина)


«Разминка» (муз., сл. Е. Макшанцевой)

«Пляска с погремушкой» (белорусская народная мелодия)

«Посмотри на медвежат» (авт. неизв.)


4. Пальчиковые игры


«Шарик» (В. Цвынтарный)

«Флажок» (В. Цвынтарный)

«Скачите палочки» (И. Галянт)

«Зимние забавы»

5. Коммуникативные игры, игры по правилам


Игра «Разложи мячи по корзинам», «Найди мяч»

Игра «Карусель», «Песенка с игрушками»

Игра «Дождик и солнышко», «Сделаем солнышку лучики»

Игра «Снежки»,

«Змейка»

6. Рисование


Штрихуем мяч

Дети раскрашивают круги на одежде Петрушки

Дети рисуют солнышку лучики

Дети раскрашивают снеговиков

7. Прощание

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

«До-сви-да-ни-я». Бубен в такт, установление визуального контакта

Количество занятий

4 занятия

4 занятия

4 занятия

4 занятия

Всего: 32 занятия














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!