СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие с математикой" для 6 класса.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 35 часов и содержит девять тем, на изучение которых рекомендуется отводить от 2 до 7 часов учебного времени. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволит сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие с математикой" для 6 класса.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Платошинская средняя школа»





Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______________ Некрасова Л.И.

Протокол согласования №____

от «__» _____________20____


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МАОУ «Платошинская средняя школа»________Болгова В.Ф.

приказ № от «__»____________________20_______





Программа

курса внеурочной деятельности

«Путешествие с математикой»

6 класс

2017-2018 учебный год








Мелехина Галина Васильевна

учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории





Платошино, 2017


Пояснительная записка

Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Однако в современном образовании существует противоречие между уменьшением количества часов, отводимых на изучение математики, вызванным устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений. Поэтому существенное значение в устранении этого противоречия отводится факультативным занятиям, которые способствуют повышению интереса у учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию.

Данная программа курса «Путешествие с математикой» предназначена для работы с учащимися 6-х классов. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 35 часов и содержит девять тем, на изучение которых рекомендуется отводить от 2 до 7 часов учебного времени. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволит дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Основная цель занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

Задачи:

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

  • показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счета;

  • выработать у учащихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;

  • рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач;

  • познакомить учащихся с различными системами мер;

  • провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий:

Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.

На занятиях целесообразно проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка ими научных сообщений и докладов. Ведущее место должно уделяться задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения. В процессе работы учитель может, учитывая математическое развитие учащихся, сокращать или увеличивать время на изучение определенной темы за счет часов других тем. Каждая тема предусматривает ознакомление с теоретическими сведениями, поэтому подготовку к занятиям целесообразно начинать с рекомендуемой литературы и методических рекомендаций. Некоторые вопросы занятий можно изучить глубже.

Содержание

Путешествие по времени

Меры времени различных народов. Математические задачи с использованием циферблата часов. Календари различных народов. Часы-календарь. (3 ч)

Путешествие в мир десятичных дробей

Как и зачем были изобретены десятичные дроби? Примеры вычислений с десятичными дробями. Интересные задания и головоломки. (3 ч)

Путешествие в область отношений и пропорций

Что такое отношения? Пропорция и ее основное свойство. Практическое применение пропорций и отношений. Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций. Решение задач с использованием пропорций. (5 ч)

Путешествие по дорогам денежных систем мер

Денежные системы мер различных народов. Современные денежные единицы. Решение задач с использованием различных денежных единиц. (3 ч)

Путешествие в страну занимательных процентов

Что мы знаем о процентах? Три основные задачи на проценты. Занимательные задачи на проценты. (4 ч)

Путешествие в страну рациональных чисел

История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков. Рациональные числа. Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами. (2 ч)

Путешествие в область длин, площадей и объемов

Старинные меры длины, площади и объема. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Нахождение площадей различных земельных участков. Решение задач на нахождение площадей. Составление плана квартиры и нахождение ее площади. Измерение сыпучих тел. Измерение объема жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. Задачи с практическим содержанием. (7 ч)

Путешествие в мир масс с единой системой мер

Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела. Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер. Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. (3 ч)

Путешествие в страну геометрических фигур

Геометрические фигуры: отрезок, угол, треугольник, круг, окружность. Решение занимательных задач. Диаграммы в повседневной жизни. (5 ч)


Ожидаемые результаты

В результате изучения внеурочных занятий «Путешествие с математикой» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, выработаются навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой. Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит их математический кругозор, будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей и даст возможность выявить одаренных и талантливых учащихся.

Предлагаемые занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики. Таким образом, программа курса «Путешествие с математикой», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даст возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Курс внеурочной деятельности «Путешествие с математикой» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

Рекомендуемая литература

1. Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.

2. Аменицкий, Н. Н. Забавная арифметика / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. — М. : Наука, 1991. — 125 с.

3. Баврин, И. И. Старинные задачи : кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.

4. Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. —М. : Просвещение, 1971. — 464 с.

5. Бендукидзе, А. Бал у принцессы арифметики / А. Бендукидзе //Квант. — 1974. — № 7. — С. 66—68.

6. Беррондо, М. Занимательные задачи / М. Беррондо ; пер. с фр. Ю. Н. Сударева ; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.

7. Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский ; под ред. В. Д. Чистякова.—Минск : Вышэйшая школа, 1974.—288 с.

8. Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин //Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.

9. Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д. :Феникс, 1999. — 508 с.

10. Вырежи и сложи: игры_головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Народная асвета, 1992. — 179 с.

11. Ганчив, И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.

12. Глейзер, Г. И. История математики в школе. IV—VI кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.

13. Глейзер, Г. И. История математики в школе. VII—VIII кл. пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.

14. Гуцанович, С. А. Занимательная математика в базовой школе: пособие для учителей / С. А. Гуцанович. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 96 с.

15. Депман, И. Я. История арифметики / И. Я. Депман. — М.: Просвещение, 1965. — 415 с.

16. Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л.: Детгиз, 1957. — 142 с.

17. Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л.: Детская литература, 1957. — 127 с.

18. Депман, И. Я. Совершенные числа / И. Я. Депман // Квант. — 1971. — № 8. — С. 1—6.

19. Дорофеева, А. В. Страницы истории на уроках математики /А. В. Дорофеева. — Львов : Журнал «Квантор», 1991. — 96 с.

20. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев. — М. : Наука, 1978. — 190 с.

21. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия / под ред. А. П. Юшкевича. — Т. 1. — М. : Наука, 1970. — 350 с.

22. Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка / Е. Г. Козлова. — М. : МИРОС, 1994. — 128 с.

23. Кордемский, Б. А. Математическая смекалка / Б. А. Кордемский. — М. : Физматлит, 1958. — 574 с.

24. Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. — М. : Просвещение, 1986. — 143 с.

25. Левинова, Л. А. Приключения Кубарика и Томика, или Веселая математика / Л. А. Левинова, Г. В. Сангир.—М. : Педагогика, 1975.—160 с.

26. Левшин, В. А. Магистр Рассеянных Наук / В. А. Левшин. — М. : Московский клуб, 1994. — 256 с.

27. Леман, И. 2 _ 2 _ шутка / И. Леман. — Минск : Народная асвета, 1985. — 71 с.

28. Леман, И. Увлекательная математика / И. Леман ; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М. : Знание, 1985. — 270 с.

29. Лоповок, А. М. Математика на досуге / А. М. Лоповок. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.

30. Мазаник, А. А. Реши сам / А. А. Мазаник. — Минск : Народная асвета, 1980. — 240 с.

31. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — 847 с.

32. Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. — М. : Просвещение, 1984. — 160 с.

33. Олехник, С. Н. Старинные занимательные задачи / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потаров. — М. : Наука, 1985. — 160 с.

34. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 1978. — 160 с.

35. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М. : Физматгиз, 1959. — 190 с.

36. Перли, С. С. Страницы русской истории на уроках математики: нетрадиц. задачник : 5—6 кл. / С. С. Перли, Б. С. Перли. — М. : Педагогика_Пресс, 1994. — 287 с.

37. Русанов, В. Н. Математический кружок младших школьников: кн. для учителя / В. Н. Русанов. — М. : Просвещение, 1990. — 77 с.

38. Русанов, В. Н. Математический кружок младших школьников: кн. для учителя / В. Н. Русанов. — Оса : Ростаин_на_Каме, 1994. — 144 с.

39. Свечников, А. А. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе / А. А. Свечников, П. И. Сорокин. — М. : Просвещение, 1977.

40. Хренов, Л. С. Время и календарь / Л. С. Хренов, И. Я. Голуб. —М. : Наука. Гл. ред. физ._мат. лит., 1989. — 128 с.

41. Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт._сост. Л. К. Круз. — Мозырь : Белый Ветер, 2001. — 28 с.

42. Чистяков, В. Д. Старинные задачи по элементарной математике / В. Д. Чистяков. — Минск : Вышэйшая школа, 1978. — 270 с.

43. Чопенко, О. П. Про счеты / О. П. Чопенко // Квант. — 1975. —№ 5. — С. 72—75.

44. Шеврин, Л. Н. Математика 5—6.Учебник_собеседник / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн. — М. : Просвещение, 1989.

45. Шустеф, Ф. М. Материал для внеклассной работы по математике : кн. для учителя / Ф. М. Шустеф. — Минск : Народная асвета, 1984. — 224 с.

46. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А. П. Савин. — М. : Педагогика, 1989. — 352 с.

47. Я познаю мир : дет. энцикл. : математика / авт._сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд_во АСТ» ; ООО «Изд_во Астрель», 2002. — 475 с.



















Тематическое планирование









































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!