СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Эрудит» подготовки к олимпиадам по обществознаннию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет. Возникла необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классно­урочной системы.

Для решения этой проблемы  разработана  программа курса «Эрудит»  подготовки к олимпиадам по обществознаннию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 7-8 классов, обладающих наиболее высо­ким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Эрудит» подготовки к олимпиадам по обществознаннию.»

ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ

К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«ЭРУДИТ»


Выполнил:

Афанасьева Римма Ахатовна

Учитель обществознания

МКОУ «Унъюганская СОШ №1»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые стандарты образования изменили цели и задачи образования и, как следствие этого, содержание обучения. Если раньше в обучении было важно во­оружить обучающегося знаниями, то в настоящее время приоритетной задачей ста­ло «научить учиться».

В соответствии с п.2 национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО-Югре, задачам 6,12,13 программы «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы», а именно созданию системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, в частности победителей олимпиады. Работа с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна. Одной из форм работы с одаренными детьми является предметная олимпиада.

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического материала в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Возникла необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классно­урочной системы.

Для решения этой проблемы разработана программа курса «Эрудит» подготовки к олимпиадам по обществознаннию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 7-8 классов, обладающих наиболее высо­ким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.

Риски: возможно снижение мотивации учащихся из-за первых неудач. Для исключения такого рода рисков необходимо продумать работу по повышению самооценки и по подбору типов заданий, доступных для выполнения учащимися дан­ной параллели.

ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЭРУДИТ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии ФГОС ООО на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня.

Программа курса предназначена учащимся 7-8 классов для формирования навыка действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.

Актуальность В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Педагогическая целесообразность программы курса «Эрудит», за­ключается в том, что она направлена на формирование повышения мотивации учебной деятельности, развитие навыка работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, степени самостоятельности в совершенствовании умений и добывании знаний учащихся, на их интеллектуальное совершенствование.

Цель курса: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.

Задачи курса:

  • Подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

  • Сориентировать учащихся в темах и типах предлагаемых заданий, познакомить с алгоритмом их решения;

  • Научить пользоваться справочной литературой и словарями, онлайн тренингами;

Основные принципы реализации программы: индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.

Особенности данной программы курса в том, что она применима для разных групп школьников, задания подбираются по принципу расши­рения изученного материала: для подготовки 7 – 8 классов включаются задачи из курса для 5-6 классов.

Способы определения результативности программы курса: успешное участие в Олимпиадах по обществознанию.

Содержание данного курса отличается от базового курса обществознания систематизацией материала по проблемному принципу и обеспечивает качественную подготовку к олимпиадам.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«ЭРУДИТ»

Цель: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями Олимпиадного уровня.


Категория слушателей: учащиеся 7-8-х классов

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: один час в неделю с сентября


п/п

Название разделов программы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля


Теорет.



Практ.


Введение

1

1


Диагностический

Принцип образования рядов

5

1

4

Текущий

Классификация обществоведческих событий, понятий, явлений

3

1

2

Самоконтроль

Обществоведческие термины

6

2

4

Текущий

Работа со схемами

2

1


Взаимный 

Работа с обществоведческими текстами

6

2

5

Формирующий

Работа с иллюстративным рядом

4

1

3

Текущий

Обществоведческие задачи

6

2

5

Формирующий


Итоговая олимпиадная работа


1



Итоговый



Итого:

34

11

23




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЭРУДИТ»


Цель: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.


Категория слушателей: учащиеся 7-8-х классов

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: один час в неделю с сентября


№ п/п


Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них практическая работа

Количество часов на самостоятельную работу


Введение.

Общая характеристика олимпиадных заданий по обществознанию и праву. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.



1


1

1.

Принцип образования рядов

5

4

1

1.1

Общая характеристика заданий данного типа


1


1


1.2

Задания по принципу образования и продолжения рядов



1



1


1.3

Заполнение пропуска в ряду

1

1


1.4

Задания на выявление общего элемента


1


1


1.5

Задания на выявление лишнего элемента


1




1

2.

Классификация событий, понятий, явлений


3


2


1

2.1

Определение правильности и ошибочности утверждений.

1

1


2.2

Установление соответствия.

1

1


2.3

Установление соответствия

1


1

3.

Обществоведческие термины

6

4

2

3.1

Словарь терминов.

1

1


3.2

Лингвистический конструктор. Определение обществоведческого термина на основе известных вы­сказываний.

1

1


3.3

Лингвистический конструктор

1


1

3.4

Обществоведческий кроссворд.

1

1


3.5

Составление кроссворда по данным терминам.


1




1

3.6

Мини-проект «История обществоведческого термина»

1

1


4.

Работа со схемами

2


1

44.1

Составление схемы отношений обществоведческих понятий.

1


1

4.2

Заполнение пропусков в предложенных схемах



1

5.

Работа с обществоведческими текстами


6


5


1

5.1

Общая характеристика заданий этого типа


1




1

5.2

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте


1


1



5.3

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте


1


1



5.4

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу


1


1



5.5

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу


1


1


5.6

Поиск и исправление ошибок в тексте


1


1



6.

Работа с иллюстративным рядом

4

3

1

6.1

Общая характеристика заданий

1


1

6.2

Группировка приведенных изображений по определенным призна­кам


1


1


6.3

Культурологическая тематика

1

1


6.4

Работа с картой. Выделение признаков объединеня выделенных на карте государств

1

1


7.

Обществоведческие задачи

6

5

1

7.1

Виды обществоведческих задач

1

1


7.2

Социологические задачи.

1

1


7.3

Правовые задачи

1

1


7.4

Экономические задачи

1

1


7.5

Логические задачи.

1

1


7.6

Решение всех видов задач.

1


1


Итоговая олимпиадная работа.

1


1

Всего

34

23

11



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (1ч)

Содержание раздела:

Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и основные виды Олимпиадных заданий. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.


Раздел 1. Принцип образования рядов (5ч)

Содержание раздела:

Задания по принципу образования и продолжения рядов. Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление лишнего (общего) элемента.


Раздел 2. Классификация событий, понятий, явлений (3ч)

Содержание раздела:

Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.


Раздел 3. Обществоведческие термины (6 ч)

Содержание раздела:

  1. Словарь терминов. Определение обществоведческого термина на основе известных вы­сказываний. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Обществоведческий кроссворд.


Раздел 4. Работа со схемами (2ч)

Содержание раздела:

Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в предложенных схемах.


Раздел 5. Работа с обществоведческими текстами (6ч)

Содержание раздела:

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.


Раздел 6. Работа с иллюстративным рядом (4ч)

Содержание раздела:

Группировка приведенных изображений по определенным призна­кам. Культурологическая тематика. Работа с картой. Выделение признаков объединения выделенных на карте государств.


Раздел 7. Обществоведческие задачи (7ч)

Содержание раздела:

Социологические задачи. Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи. Итоговая Олимпиадная работа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате освоения курса учащиеся получат следующие умения:

  • Умение выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и другие);

  • Умение анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе олимпиад материал;

  • Умение выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания);

  • Умение самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (пользоваться словарями различных видов и справочной литературой, онлайн тренингами по обществознанию, экономике и праву, расширяя кругозор).

  • Умение нестандартно подходить к решению задач, переносить знания в новую нестандартную ситуацию.


АППАРАТ КОНТРОЛЯ

(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

Основными формами контроля станут проведение олимпиад, составление задач, опорных конспектов, написание эссе, ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю», уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы) и др.

Критериями оценки ожидаемых результатов будут являться:

  • Участие в олимпиадах различного значения;

  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся;

  • Публичное объявление положительных результатов, размещение их на школьном сайте, что повышает самооценку учащегося;

  • Стимулирование победителей олимпиад, конкурсов выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету: за участие - «4», за III место - одна «5», за II место – две «5» и за I место – три «5»;

  • Участники-победители получают дипломы, грамоты, а участники, не занявшие призовые места-сертификаты участников.

  • Сотрудничество с ЦЗН по Октябрьскому району.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы занятий с обучающимися: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы, индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий.

Практические занятия предполагают занятия по решению юридических, экономических, обществоведческих задач и выполнению проблемно - познавательных заданий, а так же обсуждение альтернативных решений юридических и экономических задач и вариантов выполнения.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Учебники:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (ФГОС)/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2014.

  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (ФГОС)/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2014.


Учебные пособия:

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. Обществознание. Школьный словарь. 10 - 11 классы: пособие для учащихся обшеобразовательных организаций. - М. : Просвещение, 2013 г. — 158 с.

  2. Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини-справочник. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. - 236 с.

  3. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 9-11 классы. М., «Вако», 2013 г.

  4. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2014 г.


Учебные принадлежности:

  1. Использование компьютера для составления электронного варианта олимпиад, конкурсных заданий, цифровых образовательных ресурсов.





УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО,
ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)


  1. Методические рекомендации к разработке занятий.

  2. Создание цифровых образовательных ресурсов.

  3. Олимпиадные задания разного уровня и олимпиадные задания прошлых лет.

  4. Дидактические разноуровневые карточки-задания для работы с обществоведческими текстами.

  5. Тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа и с множественным выбором ответа.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Автономов В.А. Введение в экономику. Учебник для средней школы для 9-10 классов. М.: Вита — Пресс, 2010 (или любое другое издание)

  2. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015.

  3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой — М.: Просвещение, 2015.

  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2015.




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основная:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Обществознание. (Академический школьный учебник). 7-11 класс: учебник для общеобразовательных организа­ций с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Чернышева О.А. Обществознание, 9-11 класс, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, Задания с графиками, диаграммами и таблицами. - Ростов – на – Дону, «Легион», 2015.


Дополнительная:

  1. Афанасьева О. В., Ловаков А. В., Сорвин К. В. Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Обществознание. Психология [Текст] / под общ. ред.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы эко­номики, 2015г. - 240 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основная:

  1. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2014

  2. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. Обществознание». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2015

  3. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. Обществознание. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010


Дополнительная:


  1. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013

  2. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. - М., «Интеллект – Центр», 2012 г.

  1. Синельников И. Ю. Серия: Готовимся к олимпиаде по обществознанию. Сборник заданий и ответов для 9-11 классов. -
    Издательство: АРКТИ, 2008 г.

  2. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Тематический тренинг. Теория. - Ростов – на – Дону, «Легион», 2015.


Интернет-ресурсы


  1. http://www.examen.ru/gia/18361&egetestid=65

  2. http://4ege.ru/gia-po-obwestvoznaniju/

  3. http://resh-ege.ru/load/zadanija_gia_9_klass/gia_9_klass_po_obshhestvoznaniju/76

  4. http://soc.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

  5. http://test.i-exam.ru/training/diag/index.html

  6. http://5ballov.qip.ru/test/gia/

  7. http://www.edu.ru/moodle/














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!