СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Юный журналист" является одной из форм проявления детского творчества и отражения его индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Программа кружка «Юный журналист»

Пояснительная записка

Реализация Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает системно-деятельностный подход, формирование универсальных учебных действий, навыков смыслового чтения, необходимых для воспитания личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту.

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи. Поэтому именно личностно развивающее, личностно-ориентированное обучение сегодня требует особого внимания в учебном процессе. Школьная кружковая работа – хорошее подспорье, где ребенок развивается, исходя из своих личных интересов и наклонностей. Кружок «Юный журналист» призван пробудить творческие способности ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус в работе над словом. В школьные годы дети стремятся выявить свои склонности, и задача учителя - помочь им в этом.

Кружок «Юный журналист» является одной из форм пробуждения чувства авторского достоинства и отражения творческой индивидуальности школьников.

Цель: знакомство  детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение  основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов:

- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;

- воспитание человека, гражданина, школьника;

- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Задачи:

- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

- активизировать познавательную мыслительную деятельность;

- развивать критическое мышление;

- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

- прививать культуру общения;

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

-формировать творческие способности детей;

-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

- уметь применять полученные знания  при создании школьной газеты.

Общая характеристика курса

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. В ходе освоения программы кружка обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать средства, необходимые для решения конкретной задачи. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности  рассчитана на 1  час в неделю, 35 часов за год. Два года обучения. Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 7-9-х классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов. В первый год на занятиях в кружке ребята изучают основы истории журналистики, знакомятся с современными СМИ, узнают о нормах профессиональной этики журналиста, учатся методам сбора и обработки информации, осваивают журналистские жанры.

Ребята делятся на группы: ответственные за сбор материала об учёбе, о спорте, о событиях в школе и в селе.

Программа 2-ого года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения, учатся создавать газеты. Для выполнения в программе поставленных задач использую лекции, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическую работу по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории. Работа в группах создаёт атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда требуются соответствующие коммуникативные умения. Индивидуальная форма работы руководителя кружка с юными журналистами формирует развитие их творческой индивидуальности. Те дети, которые посещали раньше кружок, становятся ассистентами в обучении новичков азам журналистского мастерства.

Региональный компонент (материал): изучение работы местных СМИ.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

  • теоретические занятия;

  • творческий практикум (сочинения разных жанров);

  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

  • выпуск школьной газеты;

  • конференции;

  • психологические тесты;

  • конкурсы;

  • выставки творчества, выставки лучших работ;

  • диспут, дискуссия;

  • интервью, репортаж;

  • исследование;

  • посещение концерта, театра и др.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию способности к самоопределению, к формированию нравственно-этической ориентации.

В сфере метапредметных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролю и оценке своих действий, достигнутого результата. У учащихся формируются умения организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в группе, определяя цели коммуникации, оценивая ситуацию, учитывая намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирая адекватные стратегии общения. Нельзя не отметить и то, что обучающиеся на практике осваивают основы проектной деятельности в ходе работы над различными проектами. Технологию сотрудничества, сотворчества учителя с учеником считаю одну из главных в развитии коммуникативности обучающихся.

Работа по привитию учащимся потребности в публицистических выступлениях в устной и письменной форме для учителя трудоёмкая, но зато радует результат, когда ребята грамотно оформляют свои мысли в сочинениях, в газетных жанрах, участвуют в школьных, районных и областных конкурсах на лучшие сочинения, совершенствуя навыки устной и письменной речи.

Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру,  сформировать познавательные интересы;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией;

- научиться теории и методике журналистского творчества,

- быстро    реагировать   на события, происходящие вокруг них;

- развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.

Метапредметные результаты:

способность регулировать собственную деятельность;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных  задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о профессии журналиста и его роли в обществе;

овладение основами культуры речи, стилистическими аспектами языка,  коммуникативными приёмами и навыками;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования. Иметь представление о понятиях: интервью, репортаж, эссе, статья, фельетон, публицистический стиль речи, очерк и т.п.

Содержание курса

Разделы программы. Некоторые аспекты работы над темами программы.

Тема1. Зарисовка.

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практическая работа:

- подготовить пейзажную зарисовку;

- подготовить портретную зарисовку;

- подготовить бытовую зарисовку;

Тема 2. Интервью.

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;

- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;

- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;

- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

Тема 3. Заметка.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Практическая работа:

- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема 4. Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

Тема 5. Рецензия.

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

- подготовить рецензию на книгу;

- подготовить рецензию на фильм;

Тема 6. Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции.

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Практическая работа:

- подготовить информационную корреспонденцию;

- подготовить аналитическую корреспонденцию.

Тема 7. Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Практическая работа:

- подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

СТАТЬЯ.

Роли сотрудников городской газеты играют:

Корреспондент-учащийся.

Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь- учащийся

Главный редактор- учащийся.

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК.

Роли сотрудников редакции городской газеты играют:

Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Журналист пишет очерк.

Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:Оценить достоинство и недостатки материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов: 35 час (1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

УУД

Дата по плану

1

Организационное заседание редколлегии газеты «Парус». Знакомство. Распределение обязанностей между членами кружка. Творческий отчёт о летнем отдыхе (статьи)

1

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива кружка.

Практика: Анкетирование: Почему вы выбрали этот кружок? Чему бы вы хотели научиться? Творческий отчёт о летнем отдыхе (статьи)


Учащийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.


2

Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массой коммуникации. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Анализ газет других школ. Планирование первого сентябрьского номера.

1

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Теория. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства

Практика: Тренинг «Творческий потенциал юного журналиста». Упражнения на развитие умения понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики»

Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Производить оценку выполненной работы



3

Инструктаж. Работа в Word. Набор текста. Обдумывание названий рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями.


Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, Инструктаж. Работа в Word. Набор текста, Обдумывание названий рубрик, разделов газеты. ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Читать, слушать объяснения, рассматривать.

Отбирать материал для работы.

Осваивать новые приёмы

работы.

Принимать учебную задачу; понимать

смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.


4

Журналистика в 20 веке. Общий обзор современных СМИ. Корректирование и обсуждение готовых материалов. Обсуждение дизайна газеты. Выпуск газеты.


Работа редакции. Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Общий обзор современных СМИ Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты. Юнкор школьной газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты.

Учащийся получит возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста, его правами, обязанности, получит представление о журналистской этике. Познакомится с видами информации, методами сбора (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, анкетирование). выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Анализировать источники информации.

Находить источники интересной информации, работать с документами.

Набирать текст на компьютере, составлять публикации.


5

Макет и вёрстка. Виды шрифта.

2

Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Макет и вёрстка. Виды шрифта . Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Теория: Понятие и основные функции заголовка.

Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).

. Теория: «компьютерная вѐрстка газеты».

Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение

материалов на принтер.

Развитие творческих способностей обучающихся. Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).

Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.

Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).


6

Зарисовка (пейзажная, портретная, бытовая). Корректирование и обсуждение готовых материалов. Обсуждение дизайна газеты. Выпуск газеты.

2

Теория - Зарисовка (пейзажная, портретная, бытовая). Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи,

обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.


7

Работа с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой. Пейзаж, портрет. Импорт картинок из сети Интернет, обработка фотографий. Практическая работа.

Заметка. Корректирование и обсуждение готовых материалов. Выпуск газеты.

2

Заметка. Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Теория: Отчѐт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами. Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и

диктофоном (работа в подгруппах).

Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики.Корректировать чужой и собственный текст.



8

Статья. Виды статей. Трансформация жанра. Практическая работа.

2

Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.

Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих

товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение

к русскому языку. Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.


9

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Интервью-монолог. Коллективное интервью. Интервью-диалог. Интервью-зарисовка. Тренинг «Берём интервью». Корректировка материала. Выпуск газеты.

2

Интервью. Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.


Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.


10

Рецензия. Выпуск новогодней газеты.

2

Теория: Рецензия. Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.


11

Корректирование и обсуждение готовых материалов. Обсуждение предложений по изменению дизайна газеты. Выпуск газеты.

2

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи,

обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.


12

Заседание круглого стола «Встреча с интересными людьми».

2

Встреча с интересными людьми. Теория – организация и подготовка к встрече, проведение встречи

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.

Аргументированно излагать свою точку зрения,

выслушивать мнение своих

товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Проявлять внимательное

и уважительное отношение

к русскому языку. Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий


13

Основы оформительской работы. Корректировка материала. Выпуск газеты.

2

Основные функции корректора. Виды корректуры: литературная и коррекционная. Процесс (этапы) корректуры. Основные корректурные знаки.

Практическая работа. Взаимопроверка. Провести корректуру одного из текстов одногруппника.


Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.


14

Экскурсия в типографию.

2

Теория - подготовка и проведение экскурсии в типографию города. Практическая работа – подготовка к экскурсии, сбор информации, подготовка к интервью

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение

к русскому языку. Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий


15

Репортаж. Событийный репортаж. Методы сбора информации. Выпуск газеты

2

Репортаж. Теория: Отчѐт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Учащийся получит возможность познакомиться с жанром публицистики (репортаж,).вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи


16

Методы сбора информации. Коллаж «И это всё обо мне».

2

Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты

Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.


17

Очерк. Выпуск газеты.

2

Очерк Теория: Очѐрк — это развернутое сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору. Виды очерков. Практическая работа: учить кружковцев очерк о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Учащийся получит возможность познакомиться с жанром публицистики (очерк,).вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи


18

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) Корректирование и обсуждение готовых материалов.

2

Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.

Обработка фотографий. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление

названия газеты и обработка фотографий с помощью программы

Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.

Прогнозировать действия,

необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.



19

Итоговое занятие. Задание на лето. Смотр достижений. Выпуск газеты .

3

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в

презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.


Всего

35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедиа проектор с экраном.

Ксерокс.

Словари:

Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологиче­ский словарь русского языка. — М., 2010.

Карпюк Г. В.,Харитонова Е. И. Школьный сло­варь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.

Квятковский А. П. Школьный поэтический сло­варь. — М., 1998 и последующие издания.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие изданияю

JI ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь рус­ского языка. — М., 2010.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания.

Резниченко И. Л. Словарь ударений русского язы­ка. — М., 2008.

Э.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь ус­таревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.

Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.

Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.

Толковый словарь русского языка с включением све­дений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008.

Литература для учителя

Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2010.

Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2012

Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 2010

Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 2011.

Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2014

Ворошилов В.В.  Журналистика. СПб., 2011

Ворошилов В.В.  История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 2007

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2013

Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2011

Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2011

Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 2008

Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 2003

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010

Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 2009

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже 0-83 тысячелетий. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000

Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2010

Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2010

Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,  1998

Планируемые результаты изучения курса.

Участие в создании школьной газеты (один раз в месяц); представление исследовательской работы на школьной научной конференции; участие в различных творческих конкурсах ( в школе, в городе и области).

К концу первого года обучения журналистике юнкоры должны уметь выявлять интересные события в повседневной жизни, собирать информацию из разных источников и работать с ней, различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах, общаться, не боясь выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Ожидаемые результаты

  • знание основ журналистики, правки и редактирования текстов;

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;

  • умение общаться с людьми;

  • осознание своей роли в школьной жизни.

  • По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

  • *основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

  • Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • общаться с людьми;

  • работать с дополнительной литературой;

  • формировать собственную позицию;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!