СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по физике 10-11 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает  цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 69 часов(1 час в неделю на 10-11 классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике 10-11 класс.»



Рассмотрено

Руководитель МО

_______/ ХабибуллинаА.А./

Протокол № ____

от «____» __________2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №26» НМР РТ

_________/ Яновская С.Г/

от «____» _________ 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ

_________________/Пушканова М.С. /

Приказ № _______________

от «____» _________ 2017 г.







ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

по физике 10-11 класс


Кучуковой Светланы Сергеевны

учителя физики первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»



















2017 - 2018 учебный год

Статус документа

Настоящая программа по физике для 10-11 класса реализуется на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Законом Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании»;

  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего(полного) общего образования ( приказ МО и НРФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015г №609

  4. Образовательной программы МБОУ «СОШ№26» в соответствии ФКГОС СОО

  5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 26 » НМР РТ на 2017-2018 учебный год.

  6. Положение МБОУ «СОШ № 26 о рабочей программе педагога в соответствии с ФГ ГОС .


Учебно-тематическое планирование

по физике (базовый уровень)

Классы 11а

Учитель Кучукова Светлана Сергеевна

Количество часов:

всего 69 часов; в неделю 1 час.

Программа на 2 года:

10 класс 35 часов

11 класс 34 часа



Пояснительная записка


Элективный курс: Решение задач по физике


Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 69 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике.


Цель курса:

  • развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;

  • формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;

создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.


Задачи курса:

  • развитие физической интуиции;

  • приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.


Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-11классов (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 4часов в неделю до 2часов.

Программа курса предполагает проведение занятий в виде индивидуальных и коллективных решений задач.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

-навыки самостоятельной работы;

-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

-составлять план решения,

-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).

Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.

Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.

Алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

  2. Запиши условие в буквенном виде.

  3. Вырази все значения в СИ.

  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.

  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

  9. Проанализируй реальность полученного результата.

Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:

  • разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;

  • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;

  • тесты или контрольные работы.

Программа курса:

10класс, 35ч, 1ч в неделю

1.Кинематика(5ч) Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Вращательное движение твердого тела.

2.Основы динамики. (6ч) Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела.Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле сил.

3. Законы сохранения.(2ч) Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия и виды равновесия тел.

4. Основы МКТ и термодинамики.(10ч) Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение газа. Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.

6. Электростатика.(10ч) Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Закон электролиза.

11класс, 34ч, 1ч в неделю

6. Электродинамика.(4ч) Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.

7. Механические колебания.(2ч) Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.

8. Электромагнитные колебания.(3ч) Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.


9 Механические волны.(2ч) Свойства волн. Звуковые волны.


  1. Световые волны.(7ч) Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.Поперечность световых волн. Поляризация света.

  2. Элементы теории относительности.(1ч)Инварианты и изменяющиеся величины.Относительность длины, массы, времени, скорости.

12. Квантовая физика.(7ч)

Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций

13. повторение (5)



По выполнению программы учащиеся должны знать:


  • основные понятия физики

  • основные законы физики

  • вывод основных законов

  • понятие инерции, закона инерции

  • виды энергии

  • разновидность протекания тока в различных средах

  • состав атома

  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах



По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:


  • производить расчеты по физическим формулам

  • производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения

  • производить расчеты по определению теплового баланса тел

  • решать качественные задачи

  • решать графические задачи

  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты

  • писать ядерные реакции

  • составлять уравнения движения

  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость

  • давать характеристики процессам происходящие в газах

  • строить графики процессов

  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса

  • применять закон сохранения механической энергии

  • применять закон сохранения импульса

  • делать выводы


Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание обучения

всего

1

Кинематика

5

2

Динамика

6

3

Законы сохранения

2

4

Молекулярная физика


10ч.

5

Электростатика


10ч.

6

Электродинамика


4ч.

8

Механические колебания


2 ч.

9

Электромагнитные колебания


3 ч.

10

9 Механические волны


2 ч.

11

Световые волны


7ч.

12

Элементы теории относительности.


13

Квантовая физика.


7

14

повторение


5


итого

69ч



­Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике 10 класс

( 1 ч в неделю)


№п/п

ТЕМА занятия

Кол-во

часов

Тип

занятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Решение задач на тему: «Поступательное движение, система отсчета. Путь и перемещение»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Знать/понимать смысл физических величин путь, перемещение, траектория.



2

Решение задач на тему: «Прямолинейное равномерное движение»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении.



3

Решение задач на тему: «Относительность движения»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



4

Решение задач на тему: «Равноускоренное движение»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.



5

Решение задач на тему: «Равномерное движение тела по окружности»

1

Урок закрепления знаний

Знать/понимать смысл понятий: «частота и период обращения», «центростремительное ускорение»



6

Решение задач на тему: «На 1 закон Ньютона»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на первый закон Ньютона.



7

Решение задач на тему: «На 2 и 3 закон Ньютона»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач, второй и третий законы Ньютона.



8

Решение задач на тему: «Гравитационные силы. Силы упругости»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Знать/понимать смысл понятий: «всемирное тяготение», «сила тяжести», «ускорение свободного падения», «закон Гука».




9

Решение задач на тему: «Невесомость. Перегрузки»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



10

Решение задач на тему: «Движение под действием силы тяжести по вертикали»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



11

Решение задач на тему: «Движение под действием силы трения»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



12

Решение задач на тему: «Закон сохранения импульса»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на импульс тела, импульс силы



13

Решение задач на тему: «Закон сохранения энергии»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на закон сохранения энергии.



14

Решение задач на тему: «Количество вещества»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы.



15

Решение задач на тему: «Основное уравнение МКТ»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на основное уравнение МКТ



16

Решение задач на тему: «На нахождение скорости движения молекул»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Уметь вычислять скорость молекул.



17

Решение задач на тему: «Уравнение состояния идеального газа»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач. Знать уравнение состояния идеального газа.



18

Решение задач на тему: «Газовые законы»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач. Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля.



19

Решение задач на тему: «Влажность воздуха»

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач на понятие «относительная влажность», «парциальное давление»



20

Решение задач на тему: «На первый закон термодинамики»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач с вычислением количества теплоты и изменения внутренней энергии газа.



21

Решение задач на тему: «Работа и количество теплоты»

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач. Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/ сжатии.



22

Решение задач на тему: «Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



23

Решение задач на тему: «КПП тепловых двигателей»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



24

Решение задач на тему: «Закон Кулона»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на закон Кулона.



25

Решение задач на тему: «Закон сохранения электрического заряда»

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач на закон сохранения электрического заряда.



26

Решение задач на тему: «Принцип суперпозиции электрических полей»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



27

Решение задач на тему: « Проводники в электрическом поле»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков.



28

Решение задач на тему: «Связь между напряженностью и напряжением»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



29

Решение задач на тему: «Электроемкость конденсатора»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на нахождение емкости конденсатора



30

Решение задач на тему: «Работа и мощность тока»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



31

Решение задач на тему: «Закон Ома для участка цепи»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на закон Ома.



32

Решение задач на тему: «Закон Ома для полной цепи»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на закон Ома.



33

Решение задач на тему: «Электродвижущая сила»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на закон Ома.



34

Итоговое занятие за 10 класс

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний.




­Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике 11 класс

( 1 ч в неделю)


№п/п


ТЕМА занятия

Кол-во

часов


Тип

занятия


Планируемыерезультатыосвоения

материала

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

6

7

8

1

Решение задач на

применение правила буравчика, правила правой руки

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Уметь объяснять на примерах, рисунках правило «буравчика», пользоваться правилом правой руки



2

Магнитные свойства вещества. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Знать понятия: температура Кюри, ферромагнетики



3

Решение задач на правило Ленца

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на правило Ленца, закон электромагнитной индукции



4

Решение задач на нахождение ЭДС индукции

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на нахождение ЭДС индукции



5

Решение задач на свободные и вынужденные гармонические колебания

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Знать понятие математический маятник и его характеристики



6

Решение задач на нахождение энергии при гармонических колебаниях

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на нахождение энергии



7

Решение задач на свободные и вынужденные колебания

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач. Уметь объяснить аналогию между колебательными контурами, уметь находить период, амплитуду, частоту. Давать определение колебаниям, приводить примеры.



8

Решение задач на гармонические колебания

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь решать уравнения, описывающие свободные колебания гармонических колебаний



9

Решение задач на электромагнитные колебания

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на определение колебаний, решать уравнения.



10

Решение задач на расчет физических величин в электрической цепи

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач на определение емкости, сопротивления, индуктивности



11

Решение задач на расчет коэффициента трансформации

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на расчет мощности, к.п.д. станций



12

Решение задач на расчет длины и скорости волны

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и отработка практических навыков при решении задач на определение длины и скорости волны



13

Решение задач по теме: «Механические волны»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



14

Решение задач по теме: «Электромагнитные волны»

1

Урок закрепления знаний

отработка практических навыков при решении задач на нахождение скорости, энергии, плотности потока излучения



15

Решение задач на отражение и преломление света

1

Урок закрепления знаний

отработка практических навыков при решении задач на построение лучей и вычисление углов отражения, показателя преломления



16

Построение изображения в линзе

1

Урок закрепления знаний

Уметь строить изображения в тонкой линзе



17

Решение задач на определение фокусного расстояния

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на определение фокусного расстояния, фокуса.



18

Решение задач на дисперсию света

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



19

Решение задач на дифракцию и интерференцию света

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач на определение длины, угла, порядка в спектре



20

Решение задач по теме: «Оптика»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



21

Решение задач по теме: «Световые волны»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



22

Решение задач по теме: «Теория относительности»

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач на «следствия» вытекающие из постулатов теории относительности



23

Решение задач на явление фотоэффекта

1

Урок закрепления знаний

Уметь применять знания при решении задач на определение работы выхода электронов, определение красной границы фотоэффекта



24

Решение задач на определение давления света


Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



25

Решение задач по теме: «Световые кванты»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



26

Решение задач по теме: «Атомная физика»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний.



27

Решение задач по теме: «радиоактивные превращения»

1

Урок закрепления знаний

Уметь определять вид радиоактивного распада, составлять уравнения



28

Решение задач по теме: «Ядерные реакции»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач на составление уравнений ядерных реакций, рассчитывать энергию, выделяющуюся при ядерных реакциях



29

Решение задач по теме: «Термоядерные реакции»

1

Урок закрепления знаний

Решение задач на составление уравнений ядерных реакций



30

Повторение. Решение задач на тему: «Основы электродинамики»

1

Урок закрепления знаний

Обобщение и систематизация знаний. Уметь применять знания при решении задач



31

Повторение. Решение задач на тему: «Колебания и волны»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



32

Повторение. Решение задач на тему: «Оптика»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



33

Повторение. Решение задач на тему: «Квантовая физика»

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач



34

Итоговое занятие

1

Урок закрепления знаний

Отработка практических навыков при решении задач







Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Г.А. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика. 11 класс. 2009 М., Просвещение

1.А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич Сборник задач по физике 2014 М., Просвещение

2.О.Ф.Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 классы. 2008 М., Дрофа

3.Л.А.Кирик, Д.Ю.Дик Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 2005 М., «Илекса

В.А. Волков Поурочные разработки по физике 11 класс 20014 М., ВАКО







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!