Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения программы по экологии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.
Задачи:
Обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Содержание программы элективного курса по экологии 7 класс.
I. Введение в экологию, экологические проблемы России (10ч)
Экология — наука XX века. История развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические «законы» Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии.
Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность четырех классов экосистем. Экологические пирами- -ды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Разнообразие почв России. Биосфера — самая крупная экосистема Земли
Демонстрация таблиц: «Биосфера», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ в природе» и карты «Почвы России».
Практическая работа по составлению пищевых цепей.
II. Естественные экосистемы 10ч.
Понятие экологического равновесия. Экологические сукцессии. Горизонтальные взаимоотношения организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциации экологических ниш: функциональная и реализованная экологические ниши.
Типы поведения (стратегии) организмов:.Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Демонстрация таблиц по экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа «Экосистема хвойного леса»
Значение лесных экосистем. Принципы рационального использования лесных экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресноводных экосистем и их рациональное использование. Экосистемы РМ.
Демонстрация таблиц по экологии, географических карт лесов России, слайдов и фильмов.
Практическая работа «Особенности строения мха сфагнум»
Практическая работа «Экосистема хвойного леса»
III. Общие вопросы охраны природы. 6ч.
Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Экологический мониторинг.
Демонстрация таблиц по экологии, слайдов, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа по изучению особо охраняемых территорий региона.
Будущее человечества (10 ч)
Перспективы развития энергетики. Нетрадиционные формы энергетики: использование солнечной энергии, энергии ветра, энергии приливов и отливов, геотермальных источников. Энерго- и ресурсосбережение. Проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе. Экологическая карта Республики Мордовия.
Природоохранные акции Республики Мордовия.
Демонстрация таблиц по экологии, карты населения Земли, кривых роста населения.
Практическая работа
IV.Социоприродные экосистемы. 9 часов
Общее представление об агроэкосистеме. Почва — главный ресурс агроэкосистемы. История обработки почвы. Естественные кормовые угодья (луга, степи, иногда болота), леса и водоемы как важные ресурсы агроэкосистемы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней культурных растений.
Демонстрация таблиц но экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.
Практическая работа: « Почвы РМ»
Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»
характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Экология автомобильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Возможные источники загрязнения квартиры.
Демонстрация таблиц по экологии, географических карт.
Практическая работа: Экологическая роль комнатных растений»
Требования к уровню подготовки обучающихся по экологии.
Преподавание курса «Экология» направлено на достижение следующих результатов:
знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
| Введение в экологию | 10 | | |
1 (1) | Экология – наука XX века. | 1 | | |
2(2) | Экологические «законы» Барри Коммонера. | 1 | | |
3(3) | Определение и общая характеристика экосистемы. | 1 | | |
4(4) | Состав экосистемы. | 1 | | |
5(5) | Пищевые цепи и пищевые сети. | 1 | | |
6(6) | Практическая работа по составлению пищевых цепей. | 1 | | |
7(7) | Типы экосистем. | 1 | | |
8(8) | Биологическая продуктивность экосистемы. | 1 | | |
9(9) | Экологические пирамиды. | 1 | | |
10(10) | Биосфера. Состав биосферы. Проблемы биосферы | 1 | | |
Естественные экосистемы. | 8 | | |
1(11) | Взаимоотношения организмов. | 1 | | |
2(12) | Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций. | 1 | | |
3(13) | Экологическая ниша. | 1 | | |
4(14) | Биологическая индикация. | 1 | | |
5(15) | Разнообразие и значение лесных экосистем. Практическая работа «Экосистема хвойного леса» | 1 | | |
6(16) | Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие. | 1 | | |
7(17) | Болотные экосистемы. Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум» | 1 | | |
8(18) | Особенности пресноводных экосистем. Пресноводные экосистемы РМ. | 1 | | |
Общие вопросы охраны природы | 5 | | |
1(19) | Популяционно-видовой уровень охраны | 1 | | |
2(20) | Красная книга Растений РМ | 1 | | |
3(21) | Красная книга Животных РМ | 1 | | |
4(22) | Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. | 1 | | |
5(23) | Природоохранные акции Республики Мордовия. | 1 | | |
Социоприродные экосистемы. | 9 | | |
1(24) | Общее представление об агроэкосистеме. | 1 | | |
2(25) | Практическая работа: «Почвы РМ» | 1 | | |
3(26) | Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля. | 1 | | |
4(27) | Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов» | 1 | | |
5(28) | Зеленые революции. | 1 | | |
6(29) | Промышленное загрязнение среды. | 1 | | |
7(30) | Очистные сооружения | 1 | | |
8-9(31-32) | Защита исследовательских работ | 2 | | |
| Итого | 32 | | |