СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 8 класса

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения программы по экологии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 8 класса»

Программа элективного курса по экологии «Основы экологии» для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения программы по экологии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Задачи:

Обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Содержание программы элективного курса по экологии 7 класс.

I. Введение в экологию, экологические проблемы России (10ч)

Экология — наука XX века. История развития экологических идей. Что изучает экология. При­чины популярности и актуальности экологии в на­ши дни. Экологические «законы» Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура эколо­гии.

Определение и общая характеристика экосисте­мы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая продуктивность че­тырех классов экосистем. Экологические пирами- -ды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Особенности строения почвы как среды обитания живых организмов. Раз­нообразие почв России. Биосфера — самая крупная экосистема Земли

Демонстрация таблиц: «Биосфера», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ в природе» и карты «Почвы России».

Практическая работа по составлению пищевых цепей.

II. Естественные экосистемы 10ч.

Понятие экологического равновесия. Экологи­ческие сукцессии. Горизонтальные взаимоотноше­ния организмов: конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организма­ми. Популяция. Состав и разнообразие популяций. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша, особенности дифференциа­ции экологических ниш: функциональная и реали­зованная экологические ниши.

Типы поведения (стратегии) организмов:.Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равнове­сие.

Демонстрация таблиц по экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа «Экосистема хвойного леса»

Значение лесных экосистем. Принципы рацио­нального использования лесных экосистем. Экосистемы тундры, болот. Особенности пресно­водных экосистем и их рациональное использова­ние. Экосистемы РМ.

Демонстрация таблиц по экологии, географиче­ских карт лесов России, слайдов и фильмов.

Практическая работа «Особенности строения мха сфагнум»

Практическая работа «Экосистема хвойного леса»

III. Общие вопросы охраны природы. 6ч.

Охрана природы и рациональное природополь­зование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Кто охраняет природу в России. Эко­логический мониторинг.

Демонстрация таблиц по экологии, слайдов, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа по изучению особо охра­няемых территорий региона.

Будущее человечества (10 ч)

Перспективы развития энергетики. Нетрадици­онные формы энергетики: использование солнеч­ной энергии, энергии ветра, энергии приливов и от­ливов, геотермальных источников. Энерго- и ре­сурсосбережение. Проблемы уменьшения загряз­нения окружающей среды в глобальном масштабе. Экологическая карта Республики Мордовия.

Природоохранные акции Республики Мордовия.

Демонстрация таблиц по экологии, карты насе­ления Земли, кривых роста населения.

Практическая работа 

IV.Социоприродные экосистемы. 9 часов

Общее представление об агроэкосистеме. Поч­ва — главный ресурс агроэкосистемы. История об­работки почвы. Естественные кормовые угодья (лу­га, степи, иногда болота), леса и водоемы как важ­ные ресурсы агроэкосистемы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней культурных рас­тений.

Демонстрация таблиц но экологии, фрагментов кино- и видеофильмов.

Практическая работа: « Почвы РМ»

Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»

характеристика городских экосистем. Особенности промышленного загрязнения среды. Способы уменьшения вреда от химических загряз­нений. Очистные сооружения. Экология автомо­бильного транспорта. Экологическая роль зеленых растений в городе. Квартира как экосистема. Воз­можные источники загрязнения квартиры.

Демонстрация таблиц по экологии, географиче­ских карт.

Практическая работа: Экологическая роль комнатных растений»

Требования к уровню подготовки обучающихся по экологии.

Преподавание курса «Экология» направлено на достижение сле­дующих результатов:

знание основных экологических принципов и правил, спо­собствующих формированию ответственного отношения лично­сти к природе;

понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;

овладение комплексом элементов исследовательской дея­тельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифи­цировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяс­нять, доказывать, защищать свою точку зрения;

умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;

способность выбирать целевые и смысловые установки сво­их действий и поступков по отношению к окружающей среде;

утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных терри­торий;

формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требо­ваний.








п/п

Тема урока

Всего часов

Дата

План.

Факт.


Введение в экологию

10



1 (1)

Экология – наука XX века.

1



2(2)

Экологические «законы» Барри Коммонера.

1



3(3)

Определение и общая характеристика экосистемы.

1



4(4)

Состав экосистемы.

1



5(5)

Пищевые цепи и пищевые сети.

1



6(6)

Практическая работа по составлению пищевых цепей.

1



7(7)

Типы экосистем.


1



8(8)

Биологическая продуктивность экосистемы.

1



9(9)

Экологические пирамиды.

1



10(10)

Биосфера. Состав биосферы. Проблемы биосферы

1



Естественные экосистемы.

8



1(11)

Взаимоотношения организмов.

1



2(12)

Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций.

1



3(13)

Экологическая ниша.

1



4(14)

Биологическая индикация.

1



5(15)

Разнообразие и значение лесных экосистем.

Практическая работа «Экосистема хвойного леса»

1



6(16)

Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

1



7(17)

Болотные экосистемы. Практическая работа « Особенности строения мха сфагнум»

1



8(18)

Особенности пресноводных экосистем. Пресноводные экосистемы РМ.

1



Общие вопросы охраны природы

5



1(19)

Популяционно-видовой уровень охраны

1



2(20)

Красная книга Растений РМ

1



3(21)

Красная книга Животных РМ

1



4(22)

Охрана экосистем. Особо охраняемые территории.

1



5(23)

Природоохранные акции Республики Мордовия.


1



Социоприродные экосистемы.

9



1(24)

Общее представление об агроэкосистеме.

1



2(25)

Практическая работа: «Почвы РМ»

1



3(26)

Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля.

1



4(27)

Практическая работа: «Насекомые вредители полей и огородов»

1



5(28)

Зеленые революции.

1



6(29)

Промышленное загрязнение среды.

1



7(30)

Очистные сооружения

1



8-9(31-32)

Защита исследовательских работ

2




Итого

32





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!