Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Методического совета приказом МОУ «СОШ №19»
протокол №__ от__________20__ г. №____ от______________20__ г.
Председатель МС Директор школы
Евтюгина О.И. ______________ Сморгова Е. С. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Папа, мама, я – богатая семья»
9 класс
Составитель:
Попова Наталья Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Абакан, 20___
Пояснительная записка.
То, что начинать изучение экономики нужно ещё в школе, сегодня, наверное, понимают все. И предприниматели, открывающие собственное дело, и руководители производства, которым необходимы более квалифицированные и экономически грамотные работники, и родители, стремящиеся дать своему ребёнку соответствующую подготовку, и педагоги, осознающие, что курс полноценного образования школьников должен включать основы экономики, и школьники, которых всё больше интересуют сугубо экономические вопросы.
В условиях рыночных отношений необходимо умело принимать экономические знания на практике. Ознакомление учащихся с основами экономики, на примере ведения домашнего хозяйства признаётся целесообразным.
Основная цель курса – овладение обучающимися знаний основ домашней экономики, формирование у них навыков ведения домашнего хозяйства.
При этом необходимо решать следующие задачи:
Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, рациональным расходованием средств.
Научить осуществлять несложные экономические расчёты.
Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.
Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя.
Программа курса является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Логика подачи материала подразумевает поэтапное раскрытие темы с последующей практической реализацией. Эффективность программы обеспечивается последовательностью изучения учебного материала, и новые знания опираются на опыт учащихся.
Обучение предполагает использование активных форм работы, таких, как деловая игра «Бюджет семьи», занятия - практикумы, составление хозяйственной и кассовой книги, составление меню на день, неделю; защита рекламы, которую хотелось бы видеть покупателю.
Программа курса « Мама, папа, я - богатая семья», относится к предметам по выбору в рамках предпрофильной подготовки учеников 9-х классов.
Курс относится к межпредметному, т.к. происходит пересечение экономических, правовых, социологических, математических знаний.
(экономические - роль семьи в обществе, семейный бюджет; ресурсы
семьи и т.д.
-правовые - знакомство с законом о правах потребителей, законом о рекламе;
социологические - семья - ячейка общества, состав семьи.
математические - расчёт бюджета семьи, хозяйственной и кассовой книги.)
Учащиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. Их отличает повышенная познавательность и творческая активность, стремление узнать что-то новое, чему-либо научиться, причём делать всё по-настоящему, профессионально, как взрослые.
Курс рассчитан на 16 часов, рекомендуется проводить во второй четверти.
Форма контроля деятельности учащихся: выполнение тестовых заданий, участие в игре, занятии - практикуме. На заключительном занятии учащиеся получают итог своей деятельности: зачёт - незачёт, который складывается в результате накопительной системы.
Для более объективного и дифференцируемого подхода к оцениванию итогов работы учащихся уместна 10-бальная система. Критерии могут быть следующими:
9-10 баллов - учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач, имеющих прикладной характер; он отличался активным участием в диспутах и обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; кроме того, ученик отличился творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий.
6-8 баллов - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; ученик справился с написанием рефератов, но проявил компилятивные способности, выполнил (но без проявления явных творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка за усердие и прилежание, которое привели к определённым положительным результатам, свидетельствующим и об интеллектуальном росте.
3-5 баллов - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнить такие задания, как написание двух рефератов.
1-2 балла - ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса оказался ошибкой), написанию рефератов и выполнению индивидуальных домашних заданий; дискуссии были для ученика неинтересны, и он уклонялся от участия в них.
Таким образом, для получения зачёта, учащиеся должны набрать сумму баллов от 36 до 60.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны:
1.Знать и уметь объяснить основные экономические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
2. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике. 3.Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и т.п.)
4. Уметь рационально планировать личный бюджет. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета.
5. Уметь производить денежные расчеты, составлять хозяйственную и кассовую книги.
6. Уметь грамотно вести себя при покупке товара.
7. Критически оценивать рекламную информацию.
Содержание.
1.Домашняя экономика (2 ч)
Цели и задачи экономики. Семья - первичная социально- экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация. Ресурсы семьи. (см. приложения № 1, 2, 3, 5)
2. Бюджет семьи (6 ч)
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджет. Источники доходов семьи. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета. (см. приложения № 4, 6, 8)
3. Расходы семьи (5 ч)
Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на услуги. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю. (см. приложения № 7, 9,10,12)
4.Менеджмент в домашней экономике (4 ч)
Осуществление учета, планирования, организации и контроля в домашней экономике. Рациональное использование ресурсов семьи. Забота каждого члена семьи об общем благополучии. Экономические возможности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Реклама товаров. Инструкции пользования товарами и услугами. (см. приложение № 11, )
Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе элективного курса
«Папа, мама, я – богатая семья» для 9 класса. 20___-20___ учебный год.
№ урока | Сроки урока | Кол-во часов | Тема урока | Форма работы | Форма контроля | Примечание |
план | факт |
1-2 | | | 2 | 1. Домашняя экономика | Лекция | Получено задание для подготовке к игре. | |
3-5 6-7 | | | 3 2 | Бюджет семьи. Бюджет семьи (игра) | Деловая игра: «Бюджет семьи ». | Участие в игре. Составление бюджета семьи. Для зачета 6-10 баллон. | |
8-9 10-12 | | | 2 3 | Расходы семьи. Теория. Расходы семьи. Практика. | Занятие-практикум: составление хозяйственной и кассовой книги Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. | Заполнение хозяйственной и кассовой книг. Для зачета 6-10 баллов. Расчет меню на день, неделю. Для зачета 6-10 баллов. | |
13-15 16-17 | | | 3 2 | Менеджмент в домашней экономике. Теория. Менеджмент в домашней экономике. Практика. | Занятие- практикум: «Составление правил покупки товаров». Оформление рекламы товара. | Составление кроссворда по понятиям. Для зачета 6-10 баллов. Защита рекламы товара. Для зачета 6-10 баллов. Итоговое тестирование. Для зачета 6-10 баллов. | |
18 | | | 1 | Повторение: Что мы узнали нового | | | |
Список используемой литературы.
Нормативно — правовые документы.
Конституции Российской Федерации. - М.: « Проспект», 2001. —18с.
Закон РФ « О защите прав потребителей » в редакции Закона от 09.01 1996г. с изменениями от 17.12.1999г.
Закон РФ « О рекламе» от 18.07.1995г.
Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55)
Учебники и учебно-методическая литература.
Казаков Л.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие. -
М.: Издательство ООО « Гном- пресс», «Новая школа», 1988.-208с.
Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов
общеобразовательных учреждений./ Виноградова И., Кокорев Р.,
Колосова М.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вита-Пресс, ИИФ «СПPOC»
КонфОП, 2001.-272с:
Преображенская Е. В. Основы предпринимательства. Домашняя
экономика. Методические рекомендации к проведению практических
занятий.- Саратов: « Лицей», 2002.-112с. - (« Библиотека учителя»)
Преображенская Е. В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной
основой.- Саратов: « Лицей», 2002.-64с
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экономика / Авт.- сост. 1\С .Белоусов,
Д.С. Докучаев; Художники П.B. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ.
ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО « Фирма» Издательство ACT, Олимп,
1999.-496с.
3