СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Папа, мама, я - богатая семья", 9 класс."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс расчитан на предпрофильную подготовку для учащихся 9 класса. В условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Цель курса - овладеть знаниями основ домашней экономики, формирование навыков ведения домашнего хозяйства. Курс предполагает использование активных форм работы: практикумы, деловую игру. Курс расчитан на 17 часов. Формы контроля: решение тестов, решение экономических задач. По итогам учащиеся получают зачет. 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Папа, мама, я - богатая семья", 9 класс."»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»






РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Методического совета приказом МОУ «СОШ №19»

протокол №__ от__________20__ г. №____ от______________20__ г.

Председатель МС Директор школы

Евтюгина О.И. ______________ Сморгова Е. С. _____________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу


«Папа, мама, я – богатая семья»


9 класс











Составитель:

Попова Наталья Анатольевна,

учитель истории и обществознания









Абакан, 20___


Пояснительная записка.

То, что начинать изучение экономики нужно ещё в школе, сегодня, наверное, понимают все. И предприниматели, открывающие собственное дело, и руководители производства, которым необходимы более квалифицированные и экономически грамотные работники, и родители, стремящиеся дать своему ребёнку соответствующую подготовку, и педагоги, осознающие, что курс полноценного образования школьников должен включать основы экономики, и школьники, которых всё больше интересуют сугубо экономические вопросы.

В условиях рыночных отношений необходимо умело принимать экономические знания на практике. Ознакомление учащихся с основами экономики, на примере ведения домашнего хозяйства признаётся целесообразным.

Основная цель курса – овладение обучающимися знаний основ домашней экономики, формирование у них навыков ведения домашнего хозяйства.

При этом необходимо решать следующие задачи:

  1. Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, рациональным расходованием средств.

  2. Научить осуществлять несложные экономические расчёты.

  3. Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.

  4. Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя.

Программа курса является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Логика подачи материала подразумевает поэтапное раскрытие темы с последующей практической реализацией. Эффективность программы обеспечивается последовательностью изучения учебного материала, и новые знания опираются на опыт учащихся.

Обучение предполагает использование активных форм работы, таких, как деловая игра «Бюджет семьи», занятия - практикумы, составление хозяйственной и кассовой книги, составление меню на день, неделю; защита рекламы, которую хотелось бы видеть покупателю.

Программа курса « Мама, папа, я - богатая семья», относится к предметам по выбору в рамках предпрофильной подготовки учеников 9-х классов.

Курс относится к межпредметному, т.к. происходит пересечение экономических, правовых, социологических, математических знаний.

(экономические - роль семьи в обществе, семейный бюджет; ресурсы

семьи и т.д.

-правовые - знакомство с законом о правах потребителей, законом о рекламе;

социологические - семья - ячейка общества, состав семьи.

математические - расчёт бюджета семьи, хозяйственной и кассовой книги.)

Учащиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. Их отличает повышенная познавательность и творческая активность, стремление узнать что-то новое, чему-либо научиться, причём делать всё по-настоящему, профессионально, как взрослые.

Курс рассчитан на 16 часов, рекомендуется проводить во второй четверти.

Форма контроля деятельности учащихся: выполнение тестовых заданий, участие в игре, занятии - практикуме. На заключительном занятии учащиеся получают итог своей деятельности: зачёт - незачёт, который складывается в результате накопительной системы.

Для более объективного и дифференцируемого подхода к оцениванию итогов работы учащихся уместна 10-бальная система. Критерии могут быть следующими:

9-10 баллов - учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач, имеющих прикладной характер; он отличался активным участием в диспутах и обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; кроме того, ученик отличился творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий.

6-8 баллов - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; ученик справился с написанием рефератов, но проявил компилятивные способности, выполнил (но без проявления явных творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка за усердие и прилежание, которое привели к определённым положительным результатам, свидетельствующим и об интеллектуальном росте.

3-5 баллов - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнить такие задания, как написание двух рефератов.

1-2 балла - ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса оказался ошибкой), написанию рефератов и выполнению индивидуальных домашних заданий; дискуссии были для ученика неинтересны, и он уклонялся от участия в них.

Таким образом, для получения зачёта, учащиеся должны набрать сумму баллов от 36 до 60.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны:

1.Знать и уметь объяснить основные экономические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.

2. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике. 3.Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и т.п.)

4. Уметь рационально планировать личный бюджет. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета.

5. Уметь производить денежные расчеты, составлять хозяйственную и кассовую книги.

6. Уметь грамотно вести себя при покупке товара.

7. Критически оценивать рекламную информацию.

Содержание.

1.Домашняя экономика (2 ч)

Цели и задачи экономики. Семья - первичная социально- экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация. Ресурсы семьи. (см. приложения № 1, 2, 3, 5)

2. Бюджет семьи (6 ч)

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджет. Источники доходов семьи. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета. (см. приложения № 4, 6, 8)

3. Расходы семьи (5 ч)

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на услуги. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю. (см. приложения № 7, 9,10,12)

4.Менеджмент в домашней экономике (4 ч)

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в домашней экономике. Рациональное использование ресурсов семьи. Забота каждого члена семьи об общем благополучии. Экономические возможности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Реклама товаров. Инструкции пользования товарами и услугами. (см. приложение № 11, )

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе элективного курса

«Папа, мама, я – богатая семья» для 9 класса. 20___-20___ учебный год.

урока

Сроки урока

Кол-во

часов

Тема урока

Форма работы

Форма контроля

Примечание

план

факт

1-2



2

1. Домашняя экономика

Лекция

Получено задание для

подготовке к игре.


3-5




6-7



3




2

  1. Бюджет семьи.




  1. Бюджет семьи (игра)

Деловая игра: «Бюджет

семьи ».

Участие в игре.

Составление бюджета

семьи.

Для зачета 6-10 баллон.


8-9



10-12



2



3

  1. Расходы семьи. Теория.



  1. Расходы семьи. Практика.

Занятие-практикум:

составление

хозяйственной и

кассовой книги

Составление меню

семьи на день, неделю

и его экономическое

обоснование.

Заполнение

хозяйственной и

кассовой книг.

Для зачета 6-10 баллов.

Расчет меню на день,

неделю.

Для зачета 6-10 баллов.


13-15




16-17




3




2

  1. Менеджмент в домашней экономике.

Теория.


  1. Менеджмент в домашней экономике.

Практика.

Занятие- практикум:

«Составление правил

покупки товаров».

Оформление рекламы

товара.

Составление

кроссворда по

понятиям.

Для зачета 6-10 баллов.

Защита рекламы

товара.

Для зачета 6-10 баллов.

Итоговое

тестирование.

Для зачета 6-10 баллов.


18



1

Повторение: Что мы узнали нового







Список используемой литературы.

Нормативно — правовые документы.

  1. Конституции Российской Федерации. - М.: « Проспект», 2001. —18с.

  2. Закон РФ « О защите прав потребителей » в редакции Закона от 09.01 1996г. с изменениями от 17.12.1999г.

  3. Закон РФ « О рекламе» от 18.07.1995г.

  4. Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55)

Учебники и учебно-методическая литература.

  1. Казаков Л.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие. -
    М.: Издательство ООО « Гном- пресс», «Новая школа», 1988.-208с.

  2. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов
    общеобразовательных учреждений./ Виноградова И., Кокорев Р.,
    Колосова М.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вита-Пресс, ИИФ «СПPOC»
    КонфОП, 2001.-272с:

  3. Преображенская Е. В. Основы предпринимательства. Домашняя
    экономика. Методические рекомендации к проведению практических
    занятий.- Саратов: « Лицей», 2002.-112с. - (« Библиотека учителя»)

  4. Преображенская Е. В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной
    основой.- Саратов: « Лицей», 2002.-64с

  5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экономика / Авт.- сост. 1\С .Белоусов,
    Д.С. Докучаев; Художники П.B. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ.
    ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО « Фирма» Издательство ACT, Олимп,
    1999.-496с.








3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!