СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Орфографический и пунктуационный практикум по русскому языку " 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит календарное планирование для учащихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Орфографический и пунктуационный практикум по русскому языку " 8 класс»

Данная программа элективного курса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего

образования (базовый уровень), 2004.

Приказа Министерства образования,науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г. №555, а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральные документы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

    4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

    7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (7-11 классы).

    8. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р)

    9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.


Региональные документы:

    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

    3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

    4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».


Программа элективного курса по русскому языку (орфография, пунктуация) предназначена для обобщённого повторения практического курса в 8-9 классах.

Программа «Практикума по орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа,что соответсвует 17 модулям.


Орфографический и пунктуационный материал предлагается изучать на обобщенной основе. Основанием для обобщения может служить общий опознавательный признак орфограмм и пунктограмм, место орфограммы в слове (правописание морфем), орфограмма-пробел, орфограмма-дефис и т. д.

В целях интенсификации рекомендуется перемежать последовательность изучения орфографических и пунктуационных тем (рекомендуемая последовательность повторения тем прилагается). Такой подход обеспечит повышение эффективности усвоения материала, даст возможность закреплять орфографические темы при повторении пунктуации и пунктуационные при повторении орфографии.


Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.


Задачи изучения элективного курса:

● обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

● применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

● углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

● применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.


Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.


Механизм формирования лингворечевой компетенции:

● использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

● извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

● анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

● анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

● анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

● тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

● создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

● редактирование собственного текста;

● применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

● соблюдение в практике письма основных норм языка;

● использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.


В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.


В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.


Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.


Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе
освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к экзаменам, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении
(репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать
практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение
следующими знаниями и умениями:
знать:
 Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
 Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
 Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого
поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально-
деловой сферах общения;
уметь:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную,
явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение
по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать
свои мысли;




Программа практикума по орфографии и пунктуации

Орфография

Гласные и согласные в корне слова. Гласные в корне слова. Безударные о, а, е, и, я, проверяемые ударением. Употребление в качестве проверочного слова свободного корня (корень, соответствующий слову). Согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.

Написание устойчивых буквосочетаний. Сочетания нч, нщ, чк, чн, шч, жч, стч, зч, здч.

Написание слов с шипящим на конце. Написание существительных женского рода единственного числа, существительных мужского рода, множественного числа, кратких прилагательных, наречий, глаголов 2-го лица единственного числа, глаголов неопределённой формы, глаголов повелительного наклонения с шипящим на конце слова.

Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи. Употребление букв о, ё после ж, ш, ч, щ в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий для передачи на письме ударных слогов.

Написание и, ы после ц.

Написание не с разными частями речи. Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, отглагольными прилагательными и наречиями на -о, -е. Не в составе союзов. Написание не с краткими причастиями, краткими отглагольными прилагательным. Скрытое противопоставление.

Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (-н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких причастий, кратких отглагольных прилагательных и наречий на -о, -е.

Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями. Разграничение отрицательных местоимений и созвучных форм слов в устойчивых словосочетаниях (не кто иной как, ничто иное … не и т.п.).

Разграничение не и ни в предложении. Употребление усилительной частицы ни в предложении. Соединительный союз нини. Ни в сложноподчинённом предложении при союзных словах кто ни, что ни, куда ни и т. п.

Правописание корней с чередованием. Написание о в слабой позиции в корнях гор-, клон-, твор-; написание а в слабой позиции в корнях зар-, плав-; чередование о, а в корне рос-, раст-, ращ-; чередование о, а в корне кас(а)- – кос(н)-, -лаг(а)- – -лож-, скак- – скоч-; буквы е, и в корнях с чередованием (бер- – бир(а), …). Смыслоразличительное значение чередования корней равн- – - ровн-, мак- – мок-.

Правописание сложных слов. Правописание сложных существительных. Соединительные гласные о и е. Сложные существительные без соединительных гласных. Написание сложных и составных числительных.

Правописание приставок. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на з/с. Приставки пре- и при-

Орфограммы на стыке приставки и корня. Разделительный твёрдый знак. Гласные ы, и после приставок.

Правописание суффиксов. Суффиксы имен существительных (суффиксы -чик и -щик, -ик и -ек; -ец и -иц; -ичк- и - ечк-, -енк-,-инк-, -еньк-, -ичк-, -тель, и др). Суффиксы имен прилагательных (-ив-,
-чив; -оват, -еват, -ев, -еват, -евит; -н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-).
Суффиксы глаголов. Гласные на конце наречий.

Правописание окончаний существительных, прилагательных. Склонение имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание окончаний имен существительных. е, и в окончаниях имён существительных единственного числа.

Склонение имен прилагательных. Окончания имен прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. -ете, -ите на конце глаголов. Окончания разноспрягаемых глаголов. Проверка окончаний глаголов с приставкой обес- (обез-).

Правописание суффиксов причастий. Написание гласных в суффиксах -ущ(ий) –-ющ(ий), -ащ(ий), -ящ(ий),-ем(ый), -им(ый) причастий. Написание гласных перед суффиксом -вш(ий) причастий, перед суффиксом -в деепричастий; перед суффиксом -л глаголов прошедшего времени. Написание гласных перед н-нн в причастиях.

Дефисное написание слов разных частей речи. Правописание сложных прилагательных (прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных; сложные прилагательные, выражающие подчинительные отношения; сложные прилагательные со слитным написанием, употребляемые в роли терминов; прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием; сложные прилагательные, выражающие сочинительные отношения; сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки; сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов; сложные прилагательные, образованные от географических и административных имен собственных).

Написание слов с пол-, полу-. Написание через дефис приложений. Написание через дефис наречий. Дефисное написание повторяющихся слов.

Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий с приставками под-, за-, на-, в-, с-, без- (бес-), по-, из- (ис-), до-, к- от созвучных форм слов с предлогами под, за, на, в, с, без, по, из, до, к. Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных сочетаний.

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от созвучных форм слов. Правописание производных предлогов несмотря на, вследствие, навстречу, вроде, насчет, ввиду, вместо, в течение, в продолжение, в заключение.

Правописание союзов. Отличие союзов от созвучных форм слов. Отличие союзов чтобы, тоже, также, зато и выступающих в роли союзов наречий поэтому, потому, оттого от соотносимых форм слов: что бы, то же, так же, за то, от того, по тому, по этому. Правописание составных союзов

Правописание частиц. Правописание частиц через дефис.

Употребление прописных букв. Собственные имена лиц: артикли, предлоги, частицы при нерусских фамилиях и именах; собственные имена, состоящие из двух частей; собственные имена в роли нарицательных; названия из области религии и мифологии. Географические и административные территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий. Названия календарных периодов, торжеств и названия, связанные с религией. Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий.

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства. Наименование должностей, званий, титулов, названия орденов и медалей, наград. Названия литературных произведений и органов печати.

Пунктуация

Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления.

Запятая между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными с помощью сочинительных союзов. Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены предложения, соединенные парными союзами.

Однородные и неоднородные определения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Выделение на письме придаточной части сложного предложения. Запятая при сложных подчинительных союзах. Запятая и точка с запятой в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Обособление дополнений, присоединяемых производными предлогами со значением включения/исключения (кроме, помимо и т. п.). Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Обособленные определения. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.

Обособленные приложения.

Уточняющие члены предложения. Уточняющие обстоятельства. Уточняющие определения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Конструкции со словами даже, особенно, например, в частности и др.

Синтаксические конструкции, соединённые союзом и. Пунктуация в разноструктурных единицах с союзом и. Однородные члены предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и, с общим второстепенным членом предложения. Знаки препинания при сочетание союзов. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимся союзом и.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Обращения. Междометия. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире при приложении. Интонационное тире. Соединительное тире. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в сложном предложении

Конструкции с союзом как. Сравнительный оборот в составе сказуемого и обстоятельства. Запятая при оборотах с союзом как. Запятая при оборотах с союзами будто, словно, точно и др. Цельные по смыслу выражения. Обособленные и необособленные приложения, присоединяемые союзом как, будто, словно, точно.

Сочетания знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.


Содержание программы:

  1. Гласные и согласные в корне слова.

  2. Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления и с помощью сочинительных союзов.

  3. Написание слов с шипящим на конце.

  4. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  5. Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи.

  6. Написание и, ы после ц.

  7. Обособление дополнений.

  8. Написание не с разными частями речи.

  9. Обособление обстоятельств.

  10. Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи.

  11. Обособление определений.

  12. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений и наречий.

  13. Обособление приложений.

  14. Разграничение не и ни в предложении.

  15. Тире в простом и сложном предложении.

  16. Правописание корней с чередованием.

  17. Синтаксические конструкции, соединённые союзом и.

  18. Правописание сложных слов.

  19. Правописание приставок.

  20. Орфограммы на стыке приставки и корня.

  21. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями. Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

  22. Правописание суффиксов

  23. Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи.

  24. Правописание окончаний существительных, прилагательных.

  25. Обобщающие слова при однородных членах.

  26. Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий.

  27. Двоеточие в сложном предложении

  28. Дефисное написание слов разных частей речи.

  29. Конструкции с союзом как.

  30. Слитное и раздельное написание наречий.

  31. Правописание производных предлогов.

  32. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложениями

  33. Правописание союзов. Правописание частиц.

  34. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

  35. Употребление прописных букв.








































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Коррекция номера

Дата

Коррекция даты

Тема занятия

1




Гласные и согласные в корне слова.

Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления и с помощью сочинительных союзов.

2




Написание слов с шипящим на конце.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3




Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Написание и, ы после ц.

4




Обособление дополнений.

Написание не с разными частями речи.

5




Обособление обстоятельств.

Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи.

6




Обособление определений.

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений и наречий.

7




Обособление приложений.

Разграничение не и ни в предложении.

8




Тире в простом и сложном предложении.

Правописание корней с чередованием.

Употребление прописных букв.

9




Синтаксические конструкции, соединённые союзом и.

Правописание сложных слов.

10




Правописание приставок.

Орфограммы на стыке приставки и корня.

11




Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями. Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

12




Правописание суффиксов

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи.

13




Правописание окончаний существительных, прилагательных.

Обобщающие слова при однородных членах.

14




Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий.

Двоеточие в сложном предложении

15




Конструкции с союзом как.

Слитное и раздельное написание наречий.

16




Правописание производных предлогов.

Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложениями

17




Правописание союзов. Правописание частиц.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!