Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Тымская основная общеобразовательная школа"
Программа общества защитников природы
«Зеленый патруль»
Автор программы: учитель географии Анненко Е.В.
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Срок реализации программы – 1 год (2014-2015 уч.г.)
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. 34 часа в год.
Программу утвердила:
Зам. директора по УВР Жакова Л.В._________________
Дата утверждения «________»________________ 2014 г.
Приказ №_________ от «_____»_______________ 2014 г.
Тымск - 2014
Пояснительная записка
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Школьникам младшего школьного возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс Общества защитников природы «Зеленый патруль».
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего села.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).
Система экологической и природоохранной подготовки учащихся строится на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Цель программы: расширение представлений об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете — растений и животных;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;
-воспитание понимания эстетической ценности природы;
-развитие любознательности и желания получать знания;
-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные требовании к знаниям и умениям
учащиеся должны знать:
Связь между человеком и природой.
Природа родного края.
Местные полезные ископаемые.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Различать изученные группы растений и животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
Выполнять правила поведения в природе.
Изготовлять экологические памятки.
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Возрастная категория – 1-4 классы.
Количество часов – 34 часа
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Знакомство с планом деятельности | 1 | Вводная лекция с элементами беседы |
2. | Творческая мастерская юных писателей. Написание экологических сказок | 8 | Работа в творческой группе |
3. | Экологический кроссворд | 6 | Работа в творческой группе |
4. | Экологические ребусы | 3 | Работа в творческой группе |
5. | Экскурсия по селу «Прелести зимы» | 1 | Экскурсия |
6. | Творческая мастерская юных художников «Рисуем зиму» | 1 | Практическая работа |
7. | Экологическая игра «Знатоки природы» | 1 | Игра |
8. | Экологические задачки | 1 | Игра |
9. | Лекарственные травы моей местности | 4 | Исследовательская работа |
10. | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей. | 3 | Практическая работа |
11. | Организация и проведение экологического субботника | 2 | Практическая работа |
12. | Викторина на тему: «Экология родного села» (на свежем воздухе) | 1 | Игра |
13. | Конкурс стихов на тему: «Родная Земля» | 1 | Конкурс |
14. | Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!». | 1 | Конкурс |
Итого | 34 часов | |
| | |
Список литературы,
используемый педагогом:
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4