Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Нижнеудинск"
Тема: «Профориентационный компонент уроков математики».
Выполнила: учитель математики
МКОУ «СОШ № 11 г. Нижнеудинск»,
Кузьменко Анна Александровна.
г. Нижнеудинск 2024 год.
Хочу начать с эпиграфа английского писателя, искусствоведа Дж. Рескин.
"Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа
должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен
сопутствовать успех".
Сегодня наша страна остро нуждается в рабочих специальностях. Но быстрое развитие научно-технического прогресса требует не только умение работать физически, но и умение анализировать, вычислять, использовать новейшие технологии.
Во многом зависит от нас, педагогов и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной. Математика – основа успешной карьеры. Цель, которая преследовалась – это определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики для профориентации детей и подростков.
Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Знания и навыки по математике необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой. В ходе учебной деятельности, решая разные качественные задачи, ученики получают знания, умения, которые им пригодятся в жизни. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых такой предмет как математика становится профессионально значимым предметам. И поэтому я стараюсь на уроках дать практические понятия, связанные той или иной профессии на расчеты скорости, промежутка времени, арифметического квадратного корня, площади, объемов, стоимости товара и многое другое.
Обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества; способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения; воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке; учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца.
Выделила для себя четыре направления в соответствии с возрастом учащихся на уроках математики профессионализации детей:
1 направление — знакомство учащихся с различными видами труда профессиями – «В мире профессий» для учащихся в 5-6 классах.
Дети очень любят играть. Специфика нашего предмета такова, что сильно ограничивает нас в выборе методов и приемов. Реализация знакомства учащихся с различными видами труда и профессиями на уроках математики в 5-6 классах мы осуществляем через игры. При этом происходит не только пополнение словарного запаса учащихся, но и расширяется их кругозор.
Назовем некоторые игровые приёмы и методы, которые помогут знакомству учащихся с различными видами труда и профессиями на уроке математики: игры «Путаница», «Воздушное письмо», «Аукцион», задачи с сознательным пропуском действующего лица, ребусы и здоровьесберегающие технологии. (слайд 4)
Задачи с сознательным пропуском действующего лица:
Из 4 м ткани … сшил 7 юбок. Сколько метров ткани пошло на пошив 1 юбки?
Для справки:
Закройщик — это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды.
Портной (швея) - ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.
Задача как творческое домашнее задание:
Например, «Сегодня на уроке вы, ребята, узнали о профессиях в строительстве, а кто такой риэлтор? Придумайте задачу с действующим лицом «риэлтор».
2 направление — знакомство учащихся с ролью математики в их жизни и образовании - «Формула профессии» в 7-8 классах (слайд 5-12).
И для этого помогают текстовые задачи. Модели работы с текстовыми задачами: задача с комментарием учителя, задачи с мини-обсуждением, задачи с сознательным пропуском действующего лица, задача как творческое домашнее задание, задача как инструмент взаимодействия с семьей, урок одной задачи, урок одной профессии. Провести урок одной профессии урок математики на 12 апреля, задания которого проверяют не только математическую подготовку, но и рассказывают о том, какими качествами личности надо было обладать, через что пришлось пройти Ю.А.Гагарину, чтобы стать первым космонавтом в истории человечества. Провести урок одной задачи и прийти к выводу, что во многих сферах жизнедеятельности тема изучения процентов и отношений важна и актуальна. Вот пример такой задачи. «Все мы повара и экономисты. Будем печь блины. Для этого нам нужны продукты. Далее, повторяя тему «Проценты», отвечаем на вопрос «Как сделать оптимальный выбор покупки?»
Расскажу на примере своего урока одной профессии по алгебре в 8 классе по теме: «Использование знаний решения арифметического квадратного корня в будущей профессиональной деятельности». (слайд 9-12)
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Класс делится на три группы.
На актуализации знаний с помощью устного счета ребят подвожу к теме урока (слайд 9).
Детям предлагаю представить себе, что класс – это научно-исследовательский институт. А ученики, - сотрудники трех НИИ. НИИ «Вектор», Восточно-Сибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений, НИИ медицинских проблем Севера. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Всех пригласили принять участие в заседании ученого совета этого НИИ, чтобы обсудить с ними тему «Арифметический квадратный корень». В течении всего урока ребята выполняют различные задания. В процессе работы в НИИ ребята должны: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятых ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. (Слайд 10).
Подвожу ребят с помощью вычислений арифметического квадратного корня к востребованными профессиями в Иркутской области в 2022-2023 г (Слайд 11-12).
3 направление — Практика - ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ также дают возможность профориентировать учащихся в 9-11 классах. (Слайд 13-16).
В старших классах актуальны задачи, решая которые мы можем задать вопрос «В какой профессии мне могут пригодиться эти знания по математике? Где в жизни мне может это понадобиться?» и т.п.
В рамках предметной неделя по математики проводятся задания направлены на профориентацию.
Участие в проектной и исследовательской деятельности с профориентацией, участие в конкурсе региональном «Дети онлайн»- где ребята пробуют себя в роли учителя и создают урок в режиме онлайн.
Я предприняла попытку связать науку математику и выбор профессии. Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии. Моя задача – познакомить учащихся с миром профессий, показать полезность изучения математики в той или иной профессии, тем самым мотивировать ученика на изучение самой математики.
Список литературы:
Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н.Ю. Макарычев, Н.Г. Миндюк.; под ред./ С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. 2013 г.
Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы - Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/11/24/arifmeticheskiy-kvadratnyy- koren
https://ksc.krasn.ru/Institutes/impn/
http://www.vector.nsc.ru/istoriya-tsentra
https://www.vniiftri-irk.ru/
http://impn.ru/nauchnaya/about/history