МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РТИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Профориентационная работа в школе на базе муниципальной инновационной площадки
«Апробация модели обучения «Педагогический класс»
в МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
в 2020-2021 уч.г.
Шевченко Ирина Ивановна, зам. дир. по УВР
МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Работу по формированию мотивации к выбору педагогической специальности по окончании средней школы педагогический коллектив МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» начал в 2019-2020 учебном году с обучающимися 10 класса.
В 2020-2021 уч.г. приказом Управления общего образования Ртищевского района Саратовской области № 201 от 07.08.2020г. «Об организации инновационной работы в образовательных организациях г. Ртищево и Ртищевского района» и приказом ОО № 118 от 10.08.2020г. «Об организации инновационной деятельности в 2020-2021 уч.г.» в нашей школе была утверждена муниципальная инновационная площадка «Апробация модели обучения «Педагогический класс».
Была поставлена цель инновационной деятельности: создание модели действенной профориентации обучающихся на педагогические специальности, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Определены задачи:
мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
Основные направления деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки:
1.Профессиональное просвещение педагогов, родителей, обучающихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
2.Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора педагогической профессии.
3.Взаимодействие с социальными партнерами – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4.Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Ожидаемые результаты:.
- создание системы профессиональной ориентации на педагогические профессии в школе;
- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности в области педагогики, к профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда в сфере образования;
- повысить мотивацию учащихся к учебному труду и получению качественного образования;
- оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
В течение прошедшего и текущего учебного года администрацией и педагогами школы была проделана определённая работа по реализации поставленных задач, что позволило:
- организовать в рамках учебного плана школы изучение учащимися 10-11 классов учебных предметов на углубленном уровне (русский язык и математика);
- повысить интерес старшеклассников к педагогическим специальностям, прибегая к различным способам профориентации;
- организовать посещение учениками «педагогического класса» уроков и мастер-классов учителей с последующим анализом, проведение уроков старшеклассниками в начальных классах под руководством педагогов, игр на переменах, подготовку и проведение учащимися 10-11 классов воспитательных дел, участие старшеклассников в волонтёрском движении и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности;
- провести серию классных часов по теме «Введение в педагогическую профессию»: «В мире педагогической профессии» (X класс, 1 полугодие); «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс, 2 полугодие); «Познай самого себя» (XI класс, 1-е полугодие), «Я в педагогической профессии» (XI класс, 2-е полугодие);
- нестандартные формы занятий по профориентации – тренинги, , деловые игры, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.
С обучающимися данного класса были проведены анкетирование и тестирование, направленные на выявление профессиональных наклонностей, способностей и предпочтений (методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО Е.А.КЛИМОВА), методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной), методика «Тип мышления» (в модификации Г. Резапкиной), методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной). Это позволило школьникам определиться с предполагаемой областью будущей профессиональной деятельности.
Организация экскурсий и посещение музеев в нашем посёлке , городах Ртищево и Саратов, детской школы искусств им. В.В.Толкуновой, станцию юных техников г. Ртищево, кружки в сельском Доме культуры п. Ртищевский, библиотеки п. Ртищевский и г. Ртищево позволило школьникам познакомиться с такими профессиями, как учитель – музыкант, учитель – художник, педагог-библиотекарь, педагог-экскурсовод, педагог-руководитель творческого детского коллектива.
Виртуальные экскурсии в «Дни открытых дверей» по ВУЗам г. Саратова, Пензы, г. Балашова и др. позволили ученикам познакомиться конкретно с такими учебными заведениями педагогической направленности как БИ СГУ, Пензенский педагогический университет, Саратовский национально-исследовательский университет, с педагогическими специальностями и условиями приёма.
Экскурсии в г. Саратов, очное посещение ВУЗов, музеев, театров расширило представление учеников о мире профессий и роли учителей и преподавателей в каждой из сфер человеческой деятельности.
Классные часы, посвящённые профориентации, просмотр видеоуроков на портале «ПроеКТОриЯ», программе «Билет в будущее» значительно обогатили знания школьников о профессиях.
Определившись с направлениями подготовки по педагогическим специальностям, ученики педагогического класса (100%) активно принимали участие в различных конкурсах и конференциях, защищали свои исследовательские работы и социальные проекты, выступали на сцене в составе творческих коллективов на фестивалях и конкурсах, с творческими работами в виде рисунков, плакатов, презентаций и видеороликов. В итоге 100 % школьников данного класса получили грамоты и дипломы за призовые места (в течение 2-х последних лет) в конкурсах муниципального, регионального и более высокого уровня.
Немаловажным в деле пропаганды и повышения престижа учительской профессии стало совместное участие обучающихся педагогического класса и педагогов нашей школы в социальных проектах, спортивных соревнованиях, квестах, творческих конкурсах. Так, в течение текущего учебного года совместно с учителями старшеклассники организовывали экологические и социальные акции по сохранению культурного наследия нашего села (дома Е.Н.Эшлиман-Яблочковой) (сентябрь 2020г.), интегрированный проект общеобразовательной школы и детской школы искусств «Литературно-музыкальная гостиная «Любовь на все времена» (март 2021г.), спортивные соревнования по баскетболу, волейболу (товарищеские матчи команд учителей и учеников), походы на лыжах (февраль 2021г.), занятия в спортивных секциях, посещения кинотеатров, концертов, спектаклей с последующим обсуждением ( в течение года). Эта совместная активная творческая, культурная и спортивная жизнь взрослых и подростков позволяет им увидеть в учителе не только предметника, но и личность разностороннюю, побуждает брать пример с педагогов.
Давно стали любимыми дни дублёров в школе. В связи с пандемией эти мероприятия стали трудно выполнимыми, но в прошлом году проводились. Все ученики педагогического класса давали уроки в начальных и средних классах, подготовив их с помощью учителей по правилам педагогической науки. Это были не просто уроки-игры. Ребята не только серьёзно готовились и давали уроки сами, но ещё и посещали уроки товарищей с последующим обсуждением на педагогическом совете учителей-дублёров.
Тесное сотрудничество с Балашовским институтом СГУ – участие в научно-практических конференциях, посещение Дня открытых дверей, виртуальные экскурсии, организованные институтом – привело к тому, что 60 % выпускников педагогического класса планируют поступать в этом году именно в этот ВУЗ на специальности «русский язык и литература», «методика преподавания в начальной школе» и «физическая культура». 20% выпускников планируют поступление в Институт истории и международных отношений СГУ по специальности «история».
20 мая 2021г. группа педагогов и обучающихся 8-11 классов МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» посетила Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Цель поездки - профориентация выпускников на педагогическую профессию, знакомство с городом Балашов и заключение соглашения с руководством о сотрудничестве и совместной деятельности.
Ртищевские школьники встретились со студентами Балашовского института, которые подготовили для них экскурсию по городу, познакомили с достопримечательностями Балашова и рассказали о своей студенческой жизни. Затем состоялась встреча будущих абитуриентов с деканами всех факультетов и председателем приёмной комиссии БИ СГУ.
На Дне открытых дверей школьники узнали о новшествах приёмной компании 2021г., правилах приёма и условиях, при которых можно получить дополнительные баллы при поступлении, а также о размере академической и социальной стипендии, возможности проживания в благоустроенном общежитии и занятия спортом и творчеством. Представители ВУЗа подробно рассказали о новых направлениях подготовки и организации практики студентов, о сроках обучения и перспективах трудоустройства.
Представители администрации Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского с одной стороны и МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» с другой стороны обсудили и подписали соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, в рамках которого планируется создание педагогического класса для школьников Ртищевского района на базе БИ СГУ. Обучение 10-11 классников в педагогическом классе будет проходить в очно-заочном формате с применением дистанционных технологий и очных встреч с преподавателями ВУЗа на базе МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» и в Балашове на базе БИ СГУ. Кроме того Соглашение предусматривает разработку совместных методических и социальных проектов школы и вуза, развитие и совершенствование олимпиадной и научно-исследовательской работы с учащимися (участие школьников в вузовских конкурсах и олимпиадах), оказание консультативной помощи педагогам в получении новых теоретических и практических знаний по предметам и в области педагогики, психологии и дефектологии.
Поездка получилась очень плодотворной. 60% выпускников 2021г. МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» решили поступать в педагогический ВУЗ, а ученики будущих 10-11 классов - поступить в педкласс в 2021-2022 уч.г.
Оценку эффективности профориентационной работы в данном классе можно дать по следующим показателям:
1. Рост количества обучающихся, желающих избрать в будущем профессию педагогического профиля данной группы (80 % выпускников 2020-2021 уч.г.)
3. Получение навыков исследовательской и проектной деятельности (доля и успешность участия в конкурсах муниципального и более высокого уровня среди обучающихся данного класса составила 100% и 80% соответственно )
4. Увеличение количества ребят, обучающихся на «4» и «5» (на 20% по сравнению с прошедшим учебным годом)
5. Степень удовлетворённости обучением детей в данном классе (комфортное состояния индивида в данной среде, возрастание уровня коммуникативной культуры) составила 100%
6. Степень удовлетворённости родителей обучением детей в данном классе - 100%
7. Положительная динамика готовности учителей и учащихся педагогического класса к реализации национального проекта «Образование»
8.Положительная динамика при осуществлении мониторинга степени сформированности качеств профессиональной готовности обучающихся (выросла с 60 до 80 %)
9. Направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
3