СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Чтобы определиться с выбором сферы деятельности,нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа»

Профориентационная работа со старшеклассниками.

«Выбор профессии»

Цель:

-способствовать становлению профессионального самосознания, самопознания и саморазвития личности учащегося.

Задачи:

-ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

-формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

-учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.


Предварительная подготовка:

-подготовка доклада на тему «Уровни профессионального образования в РФ».

-анкетирование старшеклассников, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

-подготовка опросников, которые учащиеся должны заполнить.


Вопросы анкеты для учащихся:

1.Какая сфера деятельности тебя привлекает? Почему?

2. Какова цель твоей профессиональной деятельности (заработок, заслуги…)?

3.Что нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

4. Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?


Анализ результатов анкетирования.

Были проанкетированы 12 старшеклассников. Анализ анкет выявил пятерых, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье».

Кроме того, анализ показал, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны среди опрошенных – это экономика, юриспруденция, государственная служба (по причине больших зарплат).

Анализ также показал, что четыре старшеклассника находятся на ценностно – смысловом уровне самоопределения. Для них главная ценность – самореализация личности. Им нужно помочь обрести смыслв профессиональном и личностном самоопределении. Два человека находятся на социально – адаптационном уровне самоопределения. Для них важен жизненный успех. Им нужно помочь построить привлекательный образ жизни с помощью удачного выбора профессии или места работы. Один старшеклассник находится на адаптационно – производственном уровне профессионального самоопределения. Главная ценность для него –эффективность производственных процессов.Основная цель- помочь вписаться в данную производственную структуру.


Доклад.

Ребята, давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной, а не просто о человеческом труде. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достой­ную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.


Система образования в Российской Федерации имеет сл. ступени.

Учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища и профессиональные лицеи) готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень (техникум) даст вам основную квалификацию, повышенный (колледж) позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учеб­ном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены по 2-3 предметам. Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование представлено институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в РФ, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а по окончании обучения могут рассчитывать на повышение по службе.

Обсуждение.

-По каким критериям выбирают уровень образования?

- Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (дать понять обучающимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Однако стремление к повышению уровня образования похвально.)

Вывод: хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.


Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования

различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.


Попробуем при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями.

Цель: узнать свои профессиональные склонности.

Инструкция. 

1. Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

2. На вопросы надо отвечать честно, иначе результат получится недостоверным.

3. Отвечать на вопросы теста желательно в спокойной и приятной обстановке. Ничто не должно отвлекать и волновать отвечающего.

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.   

 

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их.

 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс­ портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культ­ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

 

Запишите свои ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

 

 

 

 

 


Оценка результатов.

Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.


Интерпретация.

Егор П.

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника


Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ







 

 


 

 


 


 

 

10а

 

 


 


11б

12а



13б

14а


15а



 

16б

 


 

17б


 

18б

 

19а

 


 


 

 

20б

 

 3ответа

 7 ответов

 4 ответа

 5ответов

 1 ответ


По результатам исследования видно, что профессиональная сфера Егора – человек - техника. Как резервный вариант – человек – знаковая система.

«Человек—техника». Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обшир­ной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электри­ков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

«Человек — знаковая система». Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это на­бор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

«Человек — художественный образ». Профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профес­сий — агроном, зоолог, ветеринар, генный инженер, нанобиолог, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Оценка способностей школьника

Цель: профориентация.

Инструкция.

Предлагается контрольный лист с таблицей и вопросами, распределенными в девять разделов. Отвечая на вопрос, рядом с его цифрой в таблице поставь «+» или «-». Подсчитай в нижней строке количество плюсов в каждом столбце.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1) подолгу играть в подвижные игры;

2) продумывать игры и верховодить в них;

3) играть в шашки и в шахматы;

4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5) читать стихи и петь песни;

6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7) слушать и сочинять сказки или истории;

8) рисовать сам или наблюдать;

9) подолгу рассматривать картинки в книжках?

Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник?

Любишь ли ты в течение продолжительного вре­мени:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению?


Оценка результатов

По каждому столбцу подсчитывается сумма положительных ответов (« + »). Столбцы, в которых таких ответов больше, отсылают к следующим способностям.

I.Физические (1, 10, 19, 28, 37).

II.Организационные (2, 11, 20, 29, 38).

III. Математические (3, 12, 21, 30, 39).

IV. Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40).

V. Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41).

VI. Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).

VII. Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).

VIII. Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).

IX. Филологические (9, 18, 27, 36, 45).


Интерпретация


Оксана З.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1+

2-

3-

4+

5-

6-

7+

8+

9+

10-

11+

12-

13-

14-

15-

16-

17-

18+

19-

20+

21-

22-

23+

24-

25-

26+

27+

28+

29-

30-

31-

32-

33-

34+

35-

36-

37-

38-

39-

40+

41-

42+

43-

44-

45+

 2

 2

 0

 2

 1

 1

 2

 2

 4


Марина К.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1+

2+

3-

4+

5-

6+

7+

8+

9+

10+

11+

12+

13-

14+

15-

16+

17+

18+

19-

20-

21-

22-

23-

24-

25+

26-

27-

28-

29-

30-

31-

32-

33+

34+

35+

36+

37-

38+

39+

40-

41+

42+

43+

44+

45-

 2

 3

 3

 1

 2

 3

 5

 4

 3

Егор П.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1+

2+

3-

4+

5+

6+

7-

8+

9-

10-

11+

12-

13+

14-

15-

16-

17-

18-

19-

20+

21-

22+

23-

24-

25-

26-

27-

28+

29-

30-

31+

32-

33-

34-

35-

36-

37-

38+

39-

40+

41-

42-

43-

44-

45-

 2

 3

 0

 5

 1

 1

 0

 1

 0

Никита П.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1-

2+

3+

4+

5-

6+

7-

8+

9-

10+

11+

12-

13+

14+

15-

16-

17-

18-

19+

20+

21+

22+

23-

24+

25-

26-

27+

28-

29+

30-

31-

32-

33-

34-

35-

36-

37+

38+

39-

40-

41-

42+

43-

44-

45-

 3

 5

 2

 3

 ё

 3

 0

 1

 1



По результатам исследования, Оксана имеет филологические способности и совсем не обладает математическими. Егор обладает конструктивно – техническими способностями, Марина - музыкальными и Никита – организационными.


Обсуждение и анализ результатов двух исследований.

1.Совпали ли результаты с вашими желаниями или это открытие для вас?

2.Об этой ли сфере деятельности вы мечтали?

3.Считаете ли вы, что при выборе профессии нужно ориентироваться на данное психологическое исследование или стоит выбирать профессию, исходя из других критериев — заработка, престижности и пр.?

4.Стоит ли жертвовать интересом к делу ради заработка, престижа?


Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много учиться, читать, работать, думать.

Самоанализ

1. Профориентационная работа со старшеклассниками проведена в соответствии с технологией и методикой организации воспитательного мероприятия.

2.Составлен конспект беседы и предоставлен методисту до начала беседы.

3.В ходе работы использованы активные формы взаимодействия с учащимися (опросы, анкета, обсуждения), даны рекомендации по выбору профессии.

4.Достигнут ожидаемый результат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!