МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«ШКОЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
школьная профильная смена
финансово-экономической направленности
Шимановский район
2020 г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. | Полное название проекта | «Школа финансовой грамотности» - школьная профильная смена финансово – экономической направленности. |
2. | Цель проекта | Создание условий для формирования теоретических знаний и практических навыков подростков в финансово – экономической сфере; профессиональное ориентирование. |
3. | Форма проведения | Деловая игра |
4. | Специализация проекта (направление деятельности) | Финансово-экономическая Оздоровительная |
5. | Краткое содержание проекта | Главной задачей профильной смены является изучение вопросов финансовой грамотности с целью остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Реализация программы данной смены поможет закрепить имеющиеся и приобрести новые знания в области финансовой грамотности в непринужденной обстановке и нетрадиционных обучающих формах во время летнего отдыха. Программа построена с условием исключения преобладания теоретических занятий и основана на получении всех знаний практическим путем, что повысит интерес к вопросам финансовой грамотности и позволит более детально погрузиться в изучаемые темы. Так же программа профильной смены предполагает создание социально-значимого проекта. Данная работа закрепит проектные умения школьников, так необходимые во взрослой жизни; и подготовит их к защите учебных проектов в выпускных классах. |
6. | Ожидаемый результат | Приобретение задатков практических навыков планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами. Демонстрация (овладение) общих проектных умений: Приобретение задатков компетенций в области финансовой грамотности. Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений. Воспитание мотивации к труду. Формирование потребности ведения здорового образа жизни. |
7. | Авторы проекта | Галактионова Эльвира Викторовна Паланичук Ирина Анатольевна |
8. | Руководитель проекта | Галактионова Эльвира Викторовна |
9. | Название проводящей организации | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа» |
10. | Адресат проектной деятельности | Проект ориентирован на обучающихся 8-10 классов |
11. | Телефон, факс, электронный адрес | тел. 8 914 045 21 58 эл.почта muhino_school.ru |
12. | Предполагаемая база проведения | МОБУ «Мухинская СОШ» 676310 Россия, Амурская область, Шимановский район, с.Мухино, ул.Калинина 24 А |
13. | География участников проекта | Обучающиеся МОБУ «Мухинская СОШ» |
14. | Количество участников проекта | 15-20 человек |
15. | Сроки проведения | Июль 2020 года |
16. | Кадры | Галактионова Э.В. - руководитель Паланичук И.А – организатор Маюра Л.Б. – учитель физической культуры Алямкин Ю.М. – учитель физической культуры, технологии |
17. | Условия участия в проекте | Внесение родительской платы, возраст 13-17 лет |
18. | Имеющийся опыт реализации проекта | Нет |
19. | Финансовое обеспечение проекта | Родительская плата, бюджетное финансирование |
20. | Особая информация и примечания | При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных и многодетных семей, детям «группы риска», детям, находящимся под опекой, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
Актуальность программы.
Век новых технологий и постоянно развивающееся общество ставит перед школой новую актуальную проблему: необходимость формирования финансово грамотной личности подростка. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!
Финансовая грамотность - это способность принимать обоснованные решения, относящиеся к управлению финансами, это способность рассчитывать собственные расходы и доходы, это умение планировать будущее, создавать бюджет, избегать экстренных ситуаций в случае временной потери источника доходов. Финансовая грамотность – это комплекс теоретических и практических знаний и умений обеспечивающих экономическую безопасность в любом возрасте. Знания в этой области дают возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами.
Начало формирования финансовой грамотности должно быть положено в детстве, в будущем это бесспорно поможет молодым людям вступить во взрослую жизнь, избежав множества проблемных ситуаций, а также правильно понимать деятельность государства в сфере экономики.
Впервые ребенок сталкивается с финансовыми вопросами, когда родители просят пойти его в магазин, вручив ему небольшую сумму денег. Процесс покупки товаров вкладывает в сознание ребенка мысль о ценности денег, о возможности их обмена на продукты питания, одежду, лекарства. В более взрослом возрасте подростки уже сами распоряжаются карманными деньгами, решая на что их потратить или сохранить. Но попав в самостоятельную жизнь, в которой исключена финансовая помощь родителей, молодым людям нужно определиться с более сложными вопросами, чем трата денег. Все чаще людям приходится практически сталкиваться с такими явлениями и процессами как кредит, ипотека, покупка в рассрочку, инфляция, капитализация вкладов и многое-многое другое, и в любом возрасте необходимо выйти достойно из сложившихся экономических ситуаций, получив максимальную прибыль и минимизировав расходы, избежав долговых ям и банкротства.
Программа данной профильной смены направлена на углубление финансовых знаний подростков, погружение участников в реальность, в которой ежедневно приходится принимать ответственные финансовые решения. Планируется научить подростков не только самим разбираться в финансовых вопросах, но и передавать свои знания другим. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микро группах над созданием творческих программ, практические тренировки, встречи с предпринимателями, организацию собственного бизнеса. Участвуя в работе этой смены, обучающиеся воплотят свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки.
Цель программы - создание условий для формирования теоретических знаний и практических навыков подростков в финансово – экономической сфере; профессиональное ориентирование.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к миру финансовых отношений;
Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
Приобретение определенных специальных практических умений и навыков (сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах);
Понимание и правильное использование экономических терминов;
Освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
Приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов;
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов;
Развитие основ умений планирования собственного бизнеса и составление элементарного бизнес плана;
Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
11. Формирование здорового образа жизни.
Основные направления программы: художественно-эстетическое, финансово-экономическое, спортивно-оздоровительное, трудовое.
Содержание программы
Значимость проекта:
Российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, дети должны знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости уже на школьной скамье.
Необходимость обучению финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что подростки активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей изучения вопросов финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Реализация же программы данной профильной смены поможет закрепить имеющиеся и приобрести новые знания в области финансовой грамотности в непринужденной обстановке и нетрадиционных обучающих формах во время летнего отдыха.
Описание проекта:
Проект предполагает организацию летнего отдыха обучающихся 8-10 классов. Участвую в профильной смене, ребята познакомятся с определенным учебным материалом по финансовой грамотности, получат возможность применить данные знания на практике. Все обучение предполагается проводить в форме игр, квестов, практикумов. Программа профильной смены построена с условием исключения преобладания теоретических занятий и основана на получении всех знаний практическим путем, что повысит интерес к вопросам финансовой грамотности и позволит более детально погрузиться в изучаемые темы.
Так же программа профильной смены предполагает создание социально-значимого проекта на территории МОБУ «Мухинская СОШ». Данная работа закрепит проектные умения школьников, так необходимые во взрослой жизни; и подготовит их к защите учебных проектов в выпускных классах.
Мероприятия трудовой и художественно-эстетической направленности будут сопутствовать всей созидательной деятельности участников профильной смены.
Направления работы:
Финансово-экономическое (профориентационное):
Цель: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических вопросов
«Деньги в нашей жизни» | Деловая игра |
«Копейка рубль бережет» | Игра квест |
«Грамотный потребитель» | Час общения |
«Азбука финансовой грамотности» | Игра |
«Мой бизнес» | Экспресс - модуль |
«Как найти миллион в своем кармане» | Игра |
«Скидки: правда или обман» | Видеоролик |
Ряд бесед по финансовой грамотности | Беседы |
«Учимся делать заказ в кафе» | Практикум |
Встречи с предпринимателями с. Мухино | Информационная встреча |
Художественно-эстетическое:
Цель: воспитание гармоничной личности; ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, поддержание и развитие таланта каждого подростка.
Конкурс плакатов по финансовой грамотности;
Создание рекламы товаров;
Конкурс слоганов;
Флэш-моб;
Разработка сайта собственного предприятия.
Спортивно-оздоровительное:
Цель: мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни, формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Ежедневная утренняя гимнастика;
Спортивные игры на свежем воздухе;
Дружеские встречи по волейболу, настольному теннису, бадминтону, легкой атлетике;
Организация здорового питания;
Поход.
Трудовое:
Цель: воспитание трудолюбия, формирование практических трудовых навыков у подростков.
Разработка и создание социально-значимого проекта на территории двора МОБУ «Мухинская СОШ»
Распорядок работы профильной смены.
Время | Занятие |
7:30 | Подъём |
7:30-9:00 | Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, уборка комнат |
9.00-9.10 | Утренняя линейка. План на день. |
9.10-9.30 | Завтрак |
9.30-12.30 | Мероприятия профильной смены. |
12.30-13.00 | Обед. |
13.00-14.00 | Тихий час |
14:00-14:20 | Полдник |
14:20-16:20 | Мероприятия профильной смены. |
16:20 – 18:20 | Трудовой десант |
18:20-18:50 | Ужин |
18.50-20.30 | Спортивные мероприятия |
20.30-21.30 | Досуг |
21.30-22.00 | Подготовка к ночному сну |
22.00-07.30 | Сон ночной |
Участники программы
Обучающиеся школы 8 -10 классов в количестве 15 – 20 человек
Сроки реализации программы.
Этап | Срок реализации | Содержание |
Подготовительный | март - апрель | - определение содержания смены; - подготовка нормативно-правовой документации; - проведение анализа состояния материально-технической базы школы; - разработать проект; - методическая разработка мероприятий. |
Проектировочный | май - июнь | - формирование материально-технической базы; - формирование группы обучающихся; - приобретение расходных материалов. |
Основной | июль (6 дней) | - реализация программы профильной смены. |
Итоговый | июль - август | - подведение итогов работы; - подготовка документационной отчетности; - анкетирование обучающихся; - оформление эл. альбома по окончании смены. |
Материально – техническое обеспечение, методическое обеспечение.
Вид обеспечения | Критерии |
Методическое обеспечение | наличие программы профильной смены, планов работы на день, плана-сетки; должностные инструкции всех участников процесса; подбор, разработка методических разработок в соответствии с планом работы; проведение ежедневных планёрок и анализом проведенных мероприятий; разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов. |
Материально – техническое обеспечение | выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (спортивный зал, спортивная площадка, территория предприятий, кабинеты школы и т.д.); материалы для оформления и творчества детей; наличие канцелярских принадлежностей; аудиоматериалы и мультимедиа; походное оборудование; материалы для реализации проектов; призы и награды для стимулирования. |
Кадровое обеспечение.
№ п\п | ФИО | Должность | Должность по проекту | Специальность |
1 | Галактионова Э.В. | Директор | Автор, руководитель проекта | Учитель русского языка и литературы |
2 | Паланичук И.А. | Учитель | Автор, организатор | Учитель русского языка и литературы |
3 | Маюра Л.Б. | Учитель | Организатор | Учитель физической культуры |
4 | Алямкин Ю.М. | Мастер ПО | Организатор | Учитель физической культуры, технологии |
5 | Федоров В.Я. | Врач | Вспомогательный персонал | Медицинский работник |
6 | Кульпина О.В. | Повар | Вспомогательный персонал | Повар |
7 | Анохина М.А. | Помощник повара | Вспомогательный персонал | Помощник повара |
8 | Князева М.А. | Завхоз | Вспомогательный персонал | Завхоз |
Инновационные педагогические технологии.
Игровые технологии - самые применимые в образовании, облегчающие усвоение и запоминание учебного материала.
Личностно-ориентированные - создают условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения.
Здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.
Проектно - исследовательская технология, включающие в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником.
Ожидаемые результаты после реализации проекта.
Участие в профильной смене предполагает:
Приобретение задатков практических навыков планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами;
Демонстрация (овладение) общих проектных умений:
планирование и осуществление проектной деятельности;
определение приоритетов целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельная реализация, контроль и осуществление коррекции своей деятельности на основе предварительного планирования;
использование доступных ресурсов для достижения целей;
применение всего необходимого многообразия информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта;
Приобретение задатков компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды, что в последствии поможет добиться финансовой самостоятельности:
принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
проводить своевременный финансовый анализ;
ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
составлять личный финансовый план;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
владеть коммуникативными компетенциями;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
формировать собственную финансовую стратегию;
решать финансовые задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента;
Воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;
Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
Смета расходов проекта из расчета на одного ребенка.
№ п/п | Наименование статьи расходов | Цена, руб. | Кол-во | Сумма, руб. |
1 | Приобретение продуктов питания | 350 | 6 | 2100 |
2 | Приобретение медикаментов | 15 | 6 | 90 |
3 | Приобретение призов и подарков | 50 | 6 | 300 |
Итого на одного ребенка в день | 415 |
Итого на одного ребенка в смену | 2490 |
Итого расходы на смену (детей 20) | 49800 |
Смета расходов проекта.
№ п\п | Наименование статьи расходов | Сумма |
1 | Питание обучающихся, участников смены | 42000 |
2 | Питание сопровождающих | 8400 |
3 | Приобретение медикаментов | 1800 |
4 | Приобретение призов и подарков | 6000 |
5 | ГСМ | 7000 |
6 | Приобретение материалов для оформления творческих работ | 5000 |
ИТОГО: | 70200 |
Финансово-экономическое обоснование
Финансирование профильной смены планируется осуществлять из средств местного бюджета и средств родителей (законных представителей). Участие в профильной смене предполагает родительский взнос в размере 700 рублей с каждого участника, в общем количестве 14000 рублей. Из этих средств планируется приобретение материалов для оформления творческих работ участников смены, призов и подарков, медикаментов. Питание и транспортные расходы будут осуществляться за счет средств местного бюджете. Заработная плата педагогическому коллективу и обслуживающему персоналу, занятому в реализации профильной смены, планируется в соответствии со штатным расписанием учреждения и Положения об оплате труда работников МОБУ «Мухинская СОШ»