СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

vдать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Просмотр содержимого документа
««Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»»















Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»



Классный руководитель Горбунова О.А

3декабря 2021г



Цель:  дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Задачи:

·         познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;

·         осветить вопрос правовой  ответственности за жестокое обращение с детьми;

·         содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Ход родительского собрания

В классе мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Понятно, что причин здесь может быть несколько.

Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей.  

По данным российской статистики: 
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой семье, 
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями, 
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, 
• 25 тысяч из них находятся в розыске, 
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью

Наказания:

Физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний.  Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение еды (вкусностей).  Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.  И это не решает проблем. Это только заставляет чувствовать ребенка плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в школе, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив. Именно в большинстве случаев по этой причине происходят школьные выяснения отношений. Физические повреждения видны при медицинских осмотрах…(звонок в полицию и органы опеки). Дети знают, что есть телефон доверия и нередко сами обращаются за помощью.

 Моральная жестокость - это неспособность родителей удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.).  Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!

Как говорят “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.  

Здесь недопустимы физические наказания. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан;

- недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью;

- осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия;

- недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.  

          А теперь предлагаю вам продолжить фразу  

1.  «Наказание ребёнка взрослым происходит, потому, что… »

2.  «Как вы наказываете Вашего ребёнка… »

3. «Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – родители или образовательное учреждение?»

В «Законе об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.  

.

Вопросы

- Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?

- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

- Стараетесь ли вы поддержать стремление ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность.  

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:


1. Уважение.   
2. Физическая забота.3. Похвала и призы.  

4. Внимание.  

5. Доверие.

6. Любовь.  7 чтоб их услашали

•      Предоставление ребенку возможности высказаться.
•      Оберегание ребенка от трудностей.
•      Подавление воли ребенка.
•      «Жертвенность» родителей.
•      Строгость родителей.
•      Раздражительность родителей.
•     Зависимость ребенка от матери.

Метод трех «ДА»

  • Мы  действительно любим своих детей?

  • Мы можем действовать так, чтобы они были хорошими?

  • Мы желаем счастья своим детям?

Проблемный вопрос.

  • Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда поднимаем на них руку?

  • Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами…?

  • Отчего такая двойственность?

Родительский миф.

  • Что вы чувствовали, когда вас били?

  • Ощущали ли боль, бессилие?

  • Считаете это нормой?

К психологическому  насилию относятся

  • угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;

  • оскорбление и унижение его достоинства;

  • открытое неприятие и постоянная критика;

  • лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

  • предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

  • преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

  • вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности поведения взрослых  при совершении эмоционального насилия

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

  • сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;

  • обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" .



Рекомендации родителям:
1.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
2.Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
3.Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
4.Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
5.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
6.У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
7.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
8.Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание
1.Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
2.Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
3.Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Памятка родителю от ребенка

  • Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно мне давать все то, что я требую. Я просто испытываю Вас.

  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

  • Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.

  • Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать Вас в качестве прислуги.

  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

  • Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию на стороне.

  • И кроме того, помните, что я люблю Вас, пожалуйста, ответьте мне любовью.

  • Или можете использовать чуть другие советы

Советы детей родителям

l. He балуйте нас, так как это портит. Испытание нам не по силам.

2. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей.

3. Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации.

4. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали.

5. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах.

6. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать.

7. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам.

8. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

9. Не пытайтесь отделаться от наших вопросов, ибо ответы на них мы найдем на стороне и, возможно, неправильные.

10. Никогда не отвечайте на наши глупые вопросы. Это повод для того, чтобы вы занимались нами постоянно.

11 .Никогда не говорите, что в молодости вы были лучше и безгрешнее нас, иначе нам с вами не сравниться.

12. Не беспокойтесь о том, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет не то, сколько времени мы проводим, а как мы его проводим.

13. Наши страхи и опасения пусть вас не беспокоят. Покажите нам, что такое мужество.

14. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки, одобрения.

15. К похвалам мы привыкаем, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.

16. Мы любим вас. Ответьте нам тем же.



В помощь родителям по взаимодействию с детьми

Главные заповеди Монтесcори

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать,

Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.

Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь..



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Последствия детских наказаний

Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться. Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться не услышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удары?» Его природная спонтанность, но находя выхода, проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Это как раз та энергия, которая могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ваш ребенок и не был приучен.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка.Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку

. Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом. Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!