СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика употребления ПАВ в старшей школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика употребления ПАВ в старшей школе»

УДК: 373.5

А. В. Быковский, М.С. Муравьёва.

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж)


Профилактика употребления ПАВ в средней школе


Аннотация: у всех современных школ есть одна глобальная проблема – употребление школьниками ПАВ. С этой проблемой борются различными способами и методами: проводят профилактические беседы, педагоги дежурят по школе, чтобы выявить нарушителей, неоднократно попадавшихся за употреблением ПАВ школьников ставят на учёт, сообщают родителям. Однако, число подростков, употребляющих наркотики, алкоголь, табачные изделия и энергетики лишь растёт. А всё из-за того, что борьба идет с последствиями, а не с причинами. Мы считаем, что в первую очередь необходимо найти причины этой проблемы, а уже исходя из них подбирать методы борьбы с психоактивными веществами в среде подростков

Ключевые слова: ПАВ, подростки, электронные сигареты, энергетики, алкоголь, избавление от зависимостей.


В настоящее время школы столкнулись с огромной проблемой – употребление ПАВ подростками в учебных заведениях. Для понимания причин и путей предотвращения злоупотребления ПАВ в подростковом возрасте, необходимо выявить понятие психоактивных веществ. Психоактивные вещества – любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния [2, c. 31].

К психоактивным веществам относятся не только наркотики, но ещё и алкоголь, и табак, а также энергетики, содержащие большую дозу кофеина и электронные сигареты. Несмотря на то, что наркотические вещества не продаются в свободном доступе, а продажа алкоголя и табачных изделий разрешена строго с 18 лет, современным подросткам не составляет труда приобрести запрещенный товар.

Естественно, данные запрещенные продукты оказываются и в школьной среде. Особую проблему сейчас вызывает приобретение подростками электронных сигарет, наличие которых достаточно трудно отследить, т.к. они не имеют ярко выраженного запаха табака, а в силу своих небольших габаритов легко прячутся в карманах или рюкзаках.

Также производители электронных сигарет утверждают о безопасности своего продукта, однако ряд ученых уже доказали, что это лишь маркетинговый ход, и электронные сигареты несут не меньшую опасность, чем обычные, в том числе передозировку никотином, разрушение некоторых химических элементов, жизненно необходимых организму, а также вдыхание вместе с паром токсичных соединений, наносящих непоправимый вред лёгким [5,с. 87].

С момента появления электронных сигарет на российском рынке заметно снизился возраст, в котором школьники впервые пробуют курить. Если раньше за сигаретой «ловили» в основном старшеклассников, то сейчас уже неоднократно встречаются с «парилкой», как её называют сами школьники, и ученики начальных классов!

Никуда из школы не исчезли и обычные сигареты, только распространяются они больше среди старшеклассников. За последнее время резко возросло употребление энергетических напитков, которое негативно сказывается на состояние ЦНС и при чрезмерном употреблении приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для того, чтобы избавить школу от этой беды, необходимо не только проводить профилактические беседы, рассказывать о негативных последствиях и дежурить на переменах в попытке поймать очередного старшеклассника с очередной сигаретой, но и выяснять причину, почему же подростки увлекаются ПАВ, что их привлекает в сигаретах, алкоголе и наркотиках.

Е. В. Фатюшкина выделяет несколько причин, по которым школьники пробуют ПАВ, среди них любопытство, чувство взрослости, которое сопровождается желанием попробовать всё «взрослое», реакция протеста, в том числе на замечания учителей и родителей, стремление подражать кому-либо или негативное влияние сверстников, а также безделье [6, c. 34-35].

Мы решили узнать, какие же причины будут являться значимыми, а какие второстепенными. Для анализа мы решили провести опрос среди учеников 7 «В» класса МКОУ СОШ №2 им. Н. Д. Рязанцева, г. Семилуки. Интересной особенностью этого класса можно назвать то, что примерно половина его учеников (14 из 32) уже стоит на учете за неоднократное употребление ПАВ в школе, и еще 7 учеников имеют замечания за это же. Причём за курением электронных сигарет застают не только троечников и хулиганов, но и отличников и хорошистов, актив класса и школы, по праву занимающих своё место на почётной доске.

Для того, чтобы узнать, что послужило причиной такого массового употребления ПАВ в одном школьном коллективе, мы предложили ребятам пройти анонимный опрос «Склонность к аддитивному поведению» [4, с. 20] В опросе приняли участие 18 подростков. На каждый вопрос ребятам предлагалось 2-3 варианта ответов

Итак, фразу «Мои годы — это лучшее время для того, чтобы...» большинство ребят (66,7 %) продолжило следующим образом: найти хороших и верных друзей. Также 55,6 % ответов отвелось на продолжение «развлекаться и хорошо проводить время». Наименьшее количество выборов набрали варианты «испытать острые ощущения» и «зарабатывать большие деньги», хотя и эти варианты выбирались участниками.

По результатам этого вопроса мы можем предположить, что семиклассники попробовали ПАВ не для того, чтобы испытать новые острые ощущения, а для того, чтобы поддержать своих друзей, компанию, отвлечься от негативных мыслей.

Второй вопрос был несколько вариативней, ребятам предлагалось найти в списке 5 наиболее важных для них проблем. Самой главной для ребят, как ни странно, стала проблема их физического здоровья (44,4 %). Далее несколько вариантов ответа набрали одинаковый процент ответов – 33,3 %. В эти варианты входили такие проблемы, как внешний вид, взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с родителями, со взрослыми, а также отсутствие любимого человека или плохие взаимоотношения с ним. Как оказалось, для учеников 7 класса не имеют значения такие проблемы, как национальная дискриминация, отсутствие или задержка выплаты заработной платы у родителей, и самое главное, наркотики.

В целом, после устной беседы с классом мы пришли к выводу, что ребята не совсем осознают вред от электронных сигарет, а потому считаю, что их курение никак здоровью не навредит. Однако большинство проблем, перечисленных ребятами, так или иначе повлияло на их «первое знакомство» с ПАВ. Т.е. основной причиной курения электронных сигарет для многих учеников 7 класса становятся плохие взаимоотношения со взрослыми и некоторыми сверстниками.

Третий вопрос был связан с целью в жизни. Большинство ребят выбрали цель «Создать семью» (66,7 %), далее голоса разделились на «создание домашнего уюта» и «создание собственного бизнеса» (по 22,2 %). Такие варианты, как «выиграть много денег» или «прожить жизнь, полную физических удовольствий» не выбрал ни один ученик. Тем самым ребята доказали, что употребление ПАВ в их случае – это не самоцель, а лишь возможность уйти от проблем в общении со взрослыми и поддержать компанию друзей, значит, в нашем случае можно и нужно проводить с ними профилактику употребления ПАВ, искореняя причины, а не только их последствия.

Особенности социально-педагогической профилактики психоактивных веществ у подростков выделяются А. Г. Макеевой и И. А. Лысенко:

  • профилактика должна носить предупреждающий, а не запрещающий характер;

  • при профилактике необходимо исключить псевдо-положительную информацию, которая могла бы привлечь подростков к ПАВ, и дать ту информацию, которая отражает реальные последствия для физического и психического здоровья;

  • при проведении профилактических занятий по употреблению ПАВ необходимо тесно взаимодействовать с общей культурой здоровья, приобщать подростков к ведению здорового образа жизни [3].

Нам кажутся эти советы действенными, но неполными, поскольку они не учитывают причин, по которым подростки тянутся к ПАВ.

Как пишет П. В. Епихина: «Период подросткового возраста – один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Нередко это приводит к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения» [1, c. 66].

Поэтому ещё одной задачей профилактики употребления ПАВ становится установление доверительных отношений педагогического коллектива школы с учениками, реальная психологическая помощь во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками, а также личный пример ведения здорового образа жизни.

Также стоит отметить, что под сростки чаще всего употребляют ПАВ не в одиночестве, а в компании своих ровесников, и не редко потому, что больше им нечем заняться без контроля взрослых. Поэтому необходимо активно создавать различные творческие и спортивные объединения на базе школ, привлекая дополнительные ресурсы, проводить различные мастерклассы, что поможет ребятам не только определиться со своим будущим, но еще и отвлечься от негативных мыслей, а также разрушить свои связи с компаниями, которые навязывают употребление ПАВ как единственный способ ухода от «жестокой реальности».

Подводя итоги, можем сказать, что употребление ПАВ в настоящее время является наиболее распространенной проблемой школ, и что старые методы профилактики уже не столь эффективны, поскольку борются не с причинами, а с последствиями. Для того, чтобы избежать распространение и употребление ПАВ среди школьников, необходимо не просто «отлавливать» нарушителей, но и выявлять индивидуальные причины обращения подростка к психоактивным веществам, помогать ему социализироваться без вредных привычек, а также внутри школы создать возможность реализации любых творческих, спортивных и научных инициатив школьников.


Библиографический список:

1. Епихина, П. В. Социально-педагогическая профилактика употребле-ния психоактивных веществ подростками / П. В. Епихина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15, № 4. – С. 63-68.

2. Ли, В. А. Наркотики - трагедия для родителей, беда для общества: краткая профилактика подростковой наркомании / В. А. Ли, К. В. Ли; Социально-просветительский проект «Родители против наркотиков». При участии Фонда социальных инвестиций и корпоративных финансов (Российская Федерация) и Международного фонда «Родители против наркотиков» (Кыргызстан); рецензенты В. В. Соложенкин, Г. Т. Красильников. – Москва : Информэлектро, 2001. - 152 с.

3. Макеева, А. Г. Долго ли до беды? : Педагогическая профилактика детского наркотизма / А. Г. Макеева, И. А. Лысенко. - Москва : Линка-Пресс, 2000. – 156 с.

4. Подборка анкет на ПАВ для учащихся школ и их родителей [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruG1XV5Rzp1Ew1RjPk0NHW7BCa-WH8m5ePhtLj9DqM4HoxvG8fJArH0bM2pDsG-faNrHvRraEAT5KkoF_io9802PdRCuicziW27pjGpa9ojnPq7T1rwo2mfK_0h9n9Pv0bQ%3D%3D%3Fsign%3DZ8NemR7oQf2WA9DwcIp-lVK695XgcrblR0DFB5oTCx4%3D&name=z-2194607-Podborka_anket_na_PAV_dlia_uchashchikhsia_shkol_i_ikh_roditelei.docx&nosw=1. – (Дата доступа : 22.04.2023)

5. Салагай, О. О. Электронные системы доставки никотина и нагревания табака (электронные сигареты): обзор литературы / О. О. Салагай, Г. М. Сахарова, Н. С. Антонов // . – 2019. – Т. 18, № 9. – С. 77-100.

6. Фатюшкина, Е. В. Причины употребления подростками психоактивных веществ / Е. В. Фатюшкина // Профилактика зависимостей. – 2018. – № 4(16). – С. 34-38.


A.V. Bykovsky, M.S. Muravyeva.

(Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh)

Prevention of the use of surfactants in secondary school

Abstract: all modern schools have one global problem – the use of surfactants by schoolchildren. This problem is being tackled in various ways and methods: preventive conversations are conducted, teachers are on duty at school to identify violators, schoolchildren who have repeatedly been caught using surfactants are registered, parents are informed. However, the number of teenagers using drugs, alcohol, tobacco products and energy is only growing. And all because of the fact that the struggle is with the consequences, not with the causes. We believe that first of all it is necessary to find the causes of this problem, and based on them to select methods of combating psychoactive substances in the environment of adolescents

Keywords: surfactants, teenagers, electronic cigarettes, energy, alcohol, getting rid of addictions.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!