Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго
Николаевского муниципального района Хабаровского края
«Профилактика терроризма в образовательной среде».
выступление на педагогическом совете Касьяновой С. Л.
Терроризм – деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. То есть, это средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление. Следовательно, терроризм - одна из форм экстремизма.
Методы борьбы экстремистских групп: акции прямого действия, которые условно можно разделить на демонстрационные (пикеты, митинги, вывешивание транспарантов) и насильственные (блокады подъездных путей, захваты объектов, нападения на граждан).
Угроза совершения террористического акта в наше время выдвинулась на первый план и по своей масштабности и разрушениям.
В чём опасность террористического акта? Опасность в его непредсказуемости, неожиданности, неизвестности масштабов последствий. И особенную сложность в ОУ представляет большое скопление детей. Однако мы можем избежать многих последствий, если будем выполнять правила безопасности.
Руководителю образовательного учреждения необходимо:
Развернуть среди учащихся, преподавательского состава и сотрудников центра разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации и взаимодействию с правоохранительными органами;
Не допускать в образовательное учреждение посторонних лиц;
Организовать охрану образовательного учреждения (при отсутствии постоянной охраны, организовать охрану из числа сотрудников преподавательского состава и обслуживающего персонала);
Не допускать к проведению ремонтных работ не проверенных рабочих, не имеющих постоянной или временной регистрации;
Регулярно проводить проверку подвалов, чердаков и держать их закрытыми на замок;
Регулярно проверять состояние оконных решёток и ограждения территории;
Во время занятий и по их окончании, входные двери держать в закрытом состоянии;
Не допускать стоянку автотранспорта на территории образовательного учреждения;
Организовать своевременный вывоз твёрдых бытовых отходов;
Контролировать освещённость территории образовательного учреждения в тёмное время суток;
Обеспечить наличие, исправность средств пожаротушения и их готовность к использованию;
Составить в образовательном учреждении план действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Постоянно уточнять схему оповещения сотрудников образовательного учреждения, разместить на виду телефоны: отдела внутренних дел, пожарной службы, «скорой помощи», службы спасения;
При чрезвычайных происшествиях немедленно сообщать в органы правопорядка и управление безопасности, а также в отдел образования об обнаружении взрывчатых веществ (устройств), а так же радиоактивных, химических и других предметах и веществ, являющихся опасными для детей и сотрудников;
Организовать эвакуацию учащихся в безопасную зону;
Принять меры к оцеплению опасной зоны, не допущению в неё людей;
По прибытии оперативной группы действовать в соответствии с её указаниями.
Категорически запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженными подозрительными предметами, следует немедленно сообщить в управление внутренних дел и отдел образования при обнаружении подозрительных предметов.
При обнаружении взрывчатых веществ или подозрительных предметов, в которых могут находиться взрывчатые вещества (дипломаты, сумки, коробки, пакеты и т. п.), в целях предотвращения взрыва необходимо выполнить следующие действия:
1.Нельзя трогать и перемещать подозрительный предмет, засыпать его грунтом и песком.
2.Запрещается пользоваться электро-радио аппаратурой вблизи опасного предмета.
3.Запрещается производить температурные, звуковые, механические, электро-магнитные воздействия на взрывные устройства.
4.При обнаружении хотя бы одного подозрительного предмета, не искать другие взрывоопасные предметы.
5.При обнаружении взрывоопасных предметов сообщить в УВД и в отдел образования.
6. Быть внимательными и предусмотрительными по отношению к посетителям центра, не допускать, чтобы они бродили по зданию и территории. Обязательно нужно спросить к кому они пришли и по какому вопросу, а также в случае необходимости попросить предъявить документы.
Не допускать на территории ОУ лиц без документов.
7. Родители, которые приходят встречать и провожать детей должны иметь при себе паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность.
В Центре детского творчества создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса.
В центре имеется план мероприятий по противодействию экстремизму и по правому воспитанию учащихся. С целью повышения уровня правосознания учащихся проводятся инструктажи, информационные часы, профилактические беседы по безопасному поведению в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе и по принятию мер защиты и антитеррористической безопасности в целом.
С целью предупреждения фактов националистического или религиозного экстремизма, направленные на воспитание толерантности организованы и проведены мероприятия: информационные часы «Что такое терроризм?», «Вместе против террора!», «Всемирный день борьбы с терроризмом»; урок мужества «Память о Беслане», викторины на тему "Антитеррор", «Терроризм глазами детей»; беседы «Терроризм- это зло», «Мы помним» и др.
Учащиеся принимают активное участие в следующих традиционных мероприятиях: организация празднования Дня защитника Отечества, Дня Победы, Дня России. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых в Центре детского творчества. К числу таких мероприятий относятся: участие в акциях «Окна Победы», «Георгиевская ленточка»; выставки рисунков и творческих работ "9 мая", участие в конкурсах и викторинах; благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, проведение митингов, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи; организация праздничных, игровых и соревновательных мероприятий.
С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения запланированы и проведены мероприятия:
Дни воинской славы России- игровое мероприятие «Богатыри наших дней», викторина «Герои земли Русской», игра по станциям «Разведчики»;
Викторины "Люблю тебя, мой край родной!», «Моя малая Родина», «Мой край родной!»;
Выставки рисунков "Тебе, Россия, посвящается", «Конституция глазами детей», «Символы русского государства», "Праздник дружбы и добра!"
Спортивные эстафеты «Вперёд к Победе!», «Вместе мы -сила» и др.
Информационные часы и беседы «Что значит быть гражданином России?»,
«Дела человека красят», «Права и обязанности», «Привычки хорошие и плохие», и др
С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся в каникулярный период. Ежегодно организуется проведение летней оздоровительной кампании: летний отдых и трудоустройство учащихся. Организована работа летнего лагере для всех желающих детей.
В летний период подростки из малообеспеченных, многодетных семей, «группы риска» трудоустроены через центр занятости.
Также ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди учащихся: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.
Соблюдение правил и норм, планируя и проводя работу, направленную на профилактику асоциального поведения учащихся, поможет нам избежать серьёзной опасности.