СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика дизорфографии у школьников с ДЦП

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика дизорфографии у школьников с ДЦП.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика дизорфографии у школьников с ДЦП»








Профилактика дизорфографии у школьников с ДЦП.

Обучающие с церебральным параличом, так же как и их обычные сверстники, нередко испытывают значительные трудности в усвоении орфографических навыков. Ранее считалось, что орфографические ошибки, так же как и проблемы почерка, не являются предметом логопедии, однако исследования Г. М. Сумченко, И. В. Прищеповой, О. И. Азовой, О. В. Елецкой и др. показали, что в основе стойких затруднений в понимании и применении на письме орфографических правил лежит недостаточная сформированность лингвистических структур. В настоящее время в логопедии признается такое специфическое расстройство усвоения письма, как дизорфография, которая выражается в снижении способности понимать правила регулирования случаев расхождения произношения и написания слов.

Русская орфография сложна в силу того, что ее исторически сложившаяся структура основана на трех принципах: фонетическом, морфологическом и традиционном. Фонетический принцип выражается в соответствии букв определенным звукам речи. На первый взгляд, это соответствие можно легко соблюдать, запомнив буквы алфавита. Однако пишущий при этом встречает препятствия, связанные с тем, что орфографическими правилами установлено соответствие букв не звукам произносимой речи, а фонемам. Фонемы же отличаются определенным поведением в звуковом потоке, например звонкие фонемы обязательно оглушаются в конечной позиции. Соответственно, появляется правило проверки сомнительных согласных. Для того чтобы воспринять это правило, необходимо уверенно выделять фонемы и определять их позицию в словах, иными словами, человек должен осознавать, когда нужно сомневаться при выборе согласных.

В качестве профилактики проблем усвоения фонетического принципа письма выступает прежде всего развитие фонематической системы. Кроме этого, необходимо тщательно отбирать речевой материал для работы по развитию фонематического анализа слов в дошкольном возрасте и на начальных этапах этой работы не брать те слова, где имеет место расхождение звучания и написания слов. При случайных встречах с такими ситуациями, например когда дети в дошкольном возрасте овладевают основами чтения, нужно указывать на различия произносимого и написанного и говорить, что правила письма «учат в школе».

Наиболее значимым для понимания орфографических правил является морфологический принцип. Этот принцип постулирует сохранение буквенного образа морфемы в пространстве слова. Классическое правило на «безударную гласную» нацеливает на то, что нужно вычленить корневую морфему и посредством словоизменения или словообразования найти слово, в котором безударная гласная фонема окажется в сильной позиции. Отдельными правилами регулируется написание префиксов и суффиксов. Морфологический принцип тесно связан с фонетическим, так как он тоже основан на поведении фонем в различных позициях, но в отличие от чистого фонетического принципа он больше ассоциирован с семантикой. Для усвоения правил, основанных на данном принципе письма, необходимо развивать осознание значений морфем, которое, собственно, и составляет «языковое чутье».


Развитию морфологической системы дошкольника способствуют следующие упражнения.

  1. Называние однокоренных слов с опорой на предметные картинки, выделение их общей части.

  2. Группировка картинок, обозначающих родственные слова, называние, выделение корня, объяснение его значения.

  3. Составление пар родственных слов с опорой на картинки.

  4. Дополнение ряда родственных слов.

  5. Исключение из словесного ряда слов, не являющихся родственными.

  6. Сопоставление слов с фонетически тождественными, но имеющими разный смысл корнями, составление словосочетаний и фраз с этими словами (например: зеленые леса, рыжая лиса).

7. Выбор слов с приставками одинакового значения, объяснение значения.

8.Добавление одной и той же приставки к разным словам.

9.Выполнение движений в соответствии со смыслом глагольной приставки (придвинул — отодвинул, прилетел — улетел, пришел — ушел).

10.Сравнение смысла слов с фонетически тождественными приставками и частями корней (например: закрыть, замолчать, замок, забор, заяц).

11.Сравнение значений однокоренных слов и слов с одинаковыми приставками (например: видеть — увидеть, подбежать — подползти).

12.Выбор слов с суффиксами одинакового значения, объяснение значения.

13.Словообразование с помощью суффиксов, объяснение значений образованных слов.

Орфография ряда слов нормируется в соответствии с традиционным принципом письма, фиксирующим написание «непроверяемых (словарных) слов». На эти слова распространяется действие фонетического и морфологического принципов, однако правила, регулирующие их применение, неосуществимы ввиду отсутствия в языке необходимого материала («проверочных слов»). Написание этих слов рекомендуется запомнить. Учитывая относительно небольшую долю этих слов в лексике, профилактику несоблюдения данного принципа можно свести к развитию зрительной памяти и формированию представлений о частичном несоответствии звучания и написания слов.

Формирование навыков грамотного письма — процесс, неотделимый от развития связной речи. Этот процесс требует большого количества времени и сознательного обучения. Переплетение орфографических принципов приводит к тому, что практически каждое правило дополняется исключениями, которые воспринимаются лишь в сопоставлении с правилами. На протяжении школьного обучения ребенок усваивает также большое количество синтаксических правил, понимание которых основано на сформированности семантических полей.

В то же время нужно признать, что часть обучающихся не испытывают никаких проблем в овладении грамотным письмом, и некоторые из этих детей практически не нуждаются в знании правил. Обычно это дети, рано научившиеся читать и много читающие.

Критикуемое многими взрослыми пристрастие школьников к работе с компьютером может стать союзником в преодолении нарушений письменной речи. В каждом текстовом редакторе есть программа проверки орфографии. Как правило, эту программу можно настроить на выделение определенных ошибок. Варьируя задания по набору различных текстов и самокоррекции с помощью текстового редактора можно совместить интересы обучающегося с коррекцией нарушений письма.



В дошкольном возрасте необходимо учить детей слушать различные тексты и пересказывать их. Для активизации восприятия текстов можно использовать разные приемы. Например, сопровождение чтения текста и моделированием сюжета. Небольшой текст может быть прочитан сразу, после чего сюжет воспроизводится ребенком в игровом уголке или в формате «песочной терапии», на коврографе, посредством раскладывания серии картин, рисования. Во время этой деятельности логопед поддерживает беседу по прочитанному, в которой воспроизводится содержание текста и проводится связь между этим содержанием и опытом ребенка. Постепенно объем текста наращивается, при этом сюжет может моделироваться сначала по частям, а потом пересказываться кратко с выделением основных элементов.

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в любом случае способствует подготовке к школьному обучению, так как одним из важнейших компонентов школьной готовности является удовлетворительное развитие речи. Однако помимо развития и коррекции речи в современной логопедической работе принято формировать и другие предпосылки к школьному обучению, особенно к успешному усвоению грамоты. Так, на логопедических занятиях создаются хорошие условия для развития общих способностей к учебной деятельности — умений работать в коллективе, осознавать поставленную задачу, целенаправленно выполнять задания для достижения результата.

С учетом специфики сенсомоторных затруднений при ДЦП необходимо проводить подготовку ребенка к выполнению новых двигательных программ, связанных с письмом. Профилактической мерой в отношении дислексии и дисграфии является развитие тех психических функций, которые лежат в основе чтения и письма.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!