Здоровьесберегающие технологии | Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентирована и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации". Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает созданию информационной среды о здоровьесбережении: предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг. | Периодичность: систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности Тип урока: все типы уроков Этап изучения темы: на всех этапах изучения темы Этап урока - на этапе актуализации знаний; объяснения нового материала; закрепления; повторения; во время самостоятельной работы с самопроверкой. Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра. Действия ученика: включаются в работу. Со временем ребята сами находят и проводят интересные разминки во время уроков. На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. Кабинет перед занятием проветривается, соблюдаются требования СанПин, проводятся короткие беседы о здоровье, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера. | Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная и двигательная деятельность, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ. - создаётся благоприятный психологический и эмоциональный климат на уроке, не боятся высказать свои мысли вслух, - снижена утомляемость и уровень заболеваемости. - во внеурочное время – выходной день на реке Матросовка. |
Проблемное обучение | Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности. | Периодичность: педпрактика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Тип урока: урок открытия новых знаний Этап урока: постановка проблемы Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует самостоятельную деятельность уч-ся Действия ученика: В максимальной степени самостоятельны, несут ответственность за результаты собственного учения. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. | Использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах. |
Информационно - коммуникационные технологии Игровые технологии | Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс, целями и задачами которого является: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности; - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Класс, в котором я работаю, оснащён мультимедийным проектором и интерактивной доской. Использование ИКТ на уроках помогает не только обучающим усвоить материал, но и учителю творчески развиваться: - позволяет разнообразить любое занятие; проверять задания, не затрачивая много времени, вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, делает занятия интересными, развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе и т. д. Игровые технологии не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: - правильно организованная с учётом специфики материала игра способствует правильному физическому развитию, содействует овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые и двигательные умения и навыки; - игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; - в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. | Периодичность: систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности. Тип урока: все типы уроков. Этап изучения темы: на всех этапах изучения темы. Этап урока: ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: - для обозначения темы урока; - в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, - при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа – проектор новый материал; - при проверки домашнего задания, через мультимедиа - проектор; при работе над ошибками. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты) Для контроля обучающихся (тесты, викторины) Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра. Действия ученика: обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, анализируют, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий. При выполнении домашних заданий обучающиеся не только готовят дополнительные материалы по теме, но и готовят небольшие презентации. Большое значение и материалы ЭОР и ИКТ имеют при подготовке проектов, научно – практических работ Периодичность: систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности Тип урока: все типы уроков. Уроки-путешествия, уроки-конкурсы. Этап изучения темы: на всех этапах изучения темы Этап урока: актуализация знаний, закрепление, контроль и проверка знаний Вид деятельности: учитель-ученик, ученик-ученик Действия учителя: организует работу. Действия ученика: включаются в игровую ситуацию, работают в команде | - при ответе домашнего задания и защите проектов обучающиеся активно используют самостоятельно созданные презентации, - во внеурочное время, например «За страницами учебника биологии» - участие обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах: «ФГОСТЕСТ» и др. Игры способствуют становлению творческой личности ученика; формируют умение выделять проблемы и принимать решения; развивают познавательный интерес к предмету; формируют черты характера; стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций; объединению учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс. Уроки – игры особенно эффективны при проведении предметных недель. |
Электронные образовательные ресурсы | В условиях работы по новому ФГСО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса. Перед учителем ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: - создания и использования информации; - получение информации различными способами; - создание материальных объектов; - обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования. В реализации всех этих задач учителю должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. | Электронно-образовательные ресурсы применяю на различных этапах урока биологии и химии. Применение интерактивных модулей очень удобно тем, что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку. ЭОР имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно - урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом учитываю, что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, и вариативность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. | Для преподавания биологии предлагаются различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса, содержащие большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеющие обширный справочный материал, а также интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Результаты использования ЭОР: 1. Интернет-ресурсы используются на уроках, при подготовке к урокам, как учителем, так и учениками для актуализации ранее полученных знаний 2. Работа в сети Интернет – поиск ответов на вопросы, нахождение нужной информации при создании презентаций, проектов. 3.Размещение собственных работ на официальных сайтах Ресурсы, которыми я пользуюсь: http://interneturok.ru/ Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры. Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" https://urok.1sept.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru Сайт «Социальная сеть работников образования) https://nsportal.ru/ Учительский портал https://www.uchportal.ru/ Мультиурок http://multiurok.ru Инфоурок http://infourok.ru/ и др. |
Проектная деятельность | Эта технология позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При этом формируются личностные качества обучающихся: мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор. Преимущества технологии - это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, закрепление знаний, дисциплинированность. | Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: - индивидуальная работа, - работа в парах, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (недели, месяца, полугодия). Учитель выступает в роли консультанта. | Результатом применения данной технологии является: 1.Выступления с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками, в школе перед учащимися. 2.Совместный выпуск буклетов, памяток видеороликов, мультфильмов |
Личностно – ориентированное обучение | В данной технологи в центре всей образовательной системы - личность обучаемого. Важно - обеспечить комфортные, бесконфликтные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока. 1.Конструирование разного типа, вида и формы дидактического материала и разумность использования его на уроке. 2.Продумывание и разработка учителем индивидуального маршрута развития обучающегося и предоставление возможностей задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи по индивидуальному развитию 3.Организация обмена мыслями, мнениями. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу работы товарищей. 4.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика. | Ежедневно, на различных этапах урока и на занятиях внеурочной деятельности. | Результатом будет: - раскрытие индивидуальных способностей обучающихся - ученик попадает в «ситуацию успеха» - развиваются познавательные, творческие способности обучающихся |