ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Профессиональный стандарт педагога
«аспект качества образования»
Выступление учителя ИЗО Горбатовой Н.А.
Из Приказа Министерства труда РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»» от 18 октября 2013 года
* Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
* Квалификация работника это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника
Будем различать:
Федеральный государственный образовательный стандарт
Требования к результатам образования
и
Профессиональный стандарт педагога
Требования к профессионализму и личности учителя
Профстандарт педагога призван:
определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
5 слайд
От чего зависит качество образования:
кадровые ресурсы;
профессионализм учителей;
методики преподавания;
использование современных технологий;
современная материально-техническая база;
количество мотивированных школьников;
сохранение и поддержание здоровья учащихся;
мотивация учителя к профессиональному росту.
Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия. Задача каждого педагога - все эти «теоретические» положения превратить в современные уроки русского языка, математики, истории, изобразительного искусства.
Повышение качества образования по изобразительному искусству
Все жанры искусства хороши, кроме скучных.
Ф. Вольтер
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Урок изобразительного искусства никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности.
В практику вошли разнообразные типы уроков:
1) Урок восхождение – это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению. Урок-образ отличается от традиционного урока тем, что он проектируется, строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики.
2) Вернисаж проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ, тематическая выставка, отчёт или подборка работ одного ученика. Вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суждения учащихся.
3) Защита проекта – 7-8 класс, готовится задолго до конца учебного года. Выпускники выполняют практическую часть проекта: несколько композиций по теме в любом материале. Теоретическая часть - пояснительная записка включает исследовательскую часть и подробное описание каждого этапа работы с выводами и эскизами. Защита включает презентацию ученика, его выступление, демонстрацию эскизов и работ, ответы на вопросы оценочной комиссии. Это очень торжественный в жизни учеников день с приглашением гостей.
4) Урок-экскурсия, урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Часто такой возможности нет, но можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброски (чёрный, цветной карандаш, уголь, фломастеры). Уроки “Древняя Эллада”, “Жанры и виды изобразительного искусства”.
5) Проблемный урок в педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение(обычно самим педагогом) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее “верную”. Ученикам задаются задачи по искусству, которые предстоит решить. В ходе обсуждения возможных вариантов они должны предложить свой ответ.
Для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать
специальные подходы к обучению
в целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития.
С детства духовная культура формирует личность каждого человека независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества. Использование новых технологий позволит детям глубже изучить предмет и самим сделать свой вклад в современное искусство.