Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя в организации проектной деятельности
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Аристотель.
к.п.н. Чевелева Л.М .
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Профессиональная компетентность педагога
Основные понятия:
- Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качества человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
- Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих - либо полномочий, прав.
.
Краткость – сестра таланта
Структура ключевых компетенций в образовании
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
- Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
- Социально - личностные компетенции:
1 . Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
- Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
1 . Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
- Организаторская деятельность:
1 . Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3. Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
- Личностно-адаптивные компетенции .
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
.
Проектная компетентность – это интегративная характеристика педагога, выражающаяся в его способности и готовности к разработке и реализации проектов, осознанию их социальной значимости и личной ответственности за результат деятельности.
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперѐд) - это комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения.
.
Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Модель проектной компетентности педагогов
№
1.
2.
3.
4.
Умение проектировать деятельность
1.1.Анализ и обработка информации
1.2.Формулировка проблемы
1.3. Постановка цели проектной деятельности
1.4.Планирование проектной деятельности
1.5.Проектирование конечного продукта
Умение организовать и регулировать проектную деятельность
2.1. Реализация проектной деятельности
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности
2.3. Оценка проектной деятельности
3.1. Владение предметным содержанием проекта
3.2. Использование предметных способов действий
Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности
Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности
4.1.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4.2.Защита проектного результата
Самая большая проблема для учителя – не превратиться в
человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя
всю работу, оставив детям самый минимум.
.
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся;
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми. 3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы. 4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника. 5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
мки проекта, не «давить» на учащихся;
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми. 3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы. 4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника. 5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
П – проблема, планирование
Р – развитие, рефлексия
О – организованность, опыт, общение
Е – единство, естественность
К – коммуникативность, креативность
Т - творчество, талант
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправляется на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и часа как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было странствовать дальше .
- 1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
- 2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
- 3) Какую работу выполняли ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
- 4) Как быстро построили лодку и почему? (через час, т.к. были распределены роли и обязанности)
- 5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)
- 6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
- 7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
Поставим ответы в соответствие с этапами проекта:
1.Выдвижение проблемы, цели проекта.
2.Планирование (задачи)
3.Выполнение проекта.
4.Анализ результатов.
5.Защита проекта.
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.
.
Алгоритм написания синквейна
со словом проект
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
синквейн со словом проект .
1.Проект
2.Творческий,исследовательский
3.Развивает, способствует, проявляет
4.Проект - это возможность проявить себя.
5.Открытие.
Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми.
Благодарю за внимание .