СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проет по организации образовательного пространства

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка проекта по созданию образовательной среды в процессе инклюзивного образования

Просмотр содержимого документа
«Проет по организации образовательного пространства»

     Проект  по организации инклюзивного пространства  в образовательной среде   Авторы-разработчики: Студенты 1 курса магистратуры Специальное дефектологическое образование Белогура А.В, Киселёва И.Л., Порохина Ю.М.

Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде

Авторы-разработчики:

Студенты 1 курса магистратуры

Специальное дефектологическое образование

Белогура А.В, Киселёва И.Л., Порохина Ю.М.

СОДЕРЖАНИЕ   Введение .........................................................................................3 Решение поставленной цели.......................................................6 План реализации проекта...........................................................7 Реализация проекта......................................................................8 Ожидаемые результаты .............................................................14 Вывод..............................................................................................15 Литература....................................................................................15

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .........................................................................................3

Решение поставленной цели.......................................................6

План реализации проекта...........................................................7

Реализация проекта......................................................................8

Ожидаемые результаты .............................................................14

Вывод..............................................................................................15

Литература....................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

ВВЕДЕНИЕ

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с РАС в условиях общеобразовательной школы. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с РАС: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.

Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с РАС: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Формирование инклюзивной образовательной среды образовательной организации - это основополагающий и достаточно сложный и противоречивый процесс формирования идеологии и ценностей инклюзии, понимания преимуществ инклюзивного подхода в образовании, разделения ценностей инклюзивной школы. Важнейшим направлением в работе по формированию инклюзивной культуры школы будет являться создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ученика. То есть инклюзивность образовательной среды - это одно из свойств образовательной среды вообще. По большому счету образовательная среда не может быть неинклюзивной, в таком случае она перестает быть образовательной и развивающей.

Формирование инклюзивной образовательной среды образовательной организации - это основополагающий и достаточно сложный и противоречивый процесс формирования идеологии и ценностей инклюзии, понимания преимуществ инклюзивного подхода в образовании, разделения ценностей инклюзивной школы. Важнейшим направлением в работе по формированию инклюзивной культуры школы будет являться создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ученика. То есть инклюзивность образовательной среды - это одно из свойств образовательной среды вообще. По большому счету образовательная среда не может быть неинклюзивной, в таком случае она перестает быть образовательной и развивающей.

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с РАС. Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода.

На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей сРАС, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с РАС, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.

Цель проекта:  создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с РАС с их последующей успешной интеграцией в общество

Цель проекта:

создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с РАС с их последующей успешной интеграцией в общество

Задачи проекта:  Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей РАС с учетом их индивидуальных возможностей. Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с РАС, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с РАС. Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с РАС в условиях общеобразовательной школы.

Задачи проекта:

  • Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей РАС с учетом их индивидуальных возможностей.
  • Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
  • Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с РАС, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
  • Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с РАС.
  • Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с РАС в условиях общеобразовательной школы.
Участниками проекта являются дети с РАС, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, дефектолог, тьютор) Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с РАС Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с РАС

Участниками проекта являются дети с РАС, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, дефектолог, тьютор)

Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с РАС

Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с РАС

Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с РАС, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.

Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с РАС, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.

Методы:  Педагогическое наблюдение. Анкетирование Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с РАС, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с РАС в общеобразовательном учреждении

Методы:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Анкетирование

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с РАС, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с РАС в общеобразовательном учреждении

Решение поставленной цели Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов: Сроки реализации Название этапа и мероприятия Сентябрь-декабрь по его реализации Подготовительный этап задачи: 1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе. 3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).

Решение поставленной цели

Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов:

Сроки

реализации

Название этапа и мероприятия

Сентябрь-декабрь

по его реализации

Подготовительный этап

задачи:

1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе.

3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).

Сроки реализации Название этапа и мероприятия по его реализации Деятельностный этап задачи: 1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. 2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования. 3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования. 4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ. Организация супервизий для участников проекта и других педагогов ( по запросам)

Сроки

реализации

Название этапа и мероприятия

по его реализации

Деятельностный этап

задачи:

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Организация супервизий для участников проекта и других педагогов ( по запросам)

Сроки реализации Название этапа и мероприятия по его реализации Рефлексивный этап задачи: 1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию. 2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования. В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы образовательного учреждения..

Сроки

реализации

Название этапа и мероприятия

по его реализации

Рефлексивный этап

задачи:

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы образовательного учреждения..

План реализации проекта  Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности: Нормативно-правовое обеспечение : разработка локальных актов(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику). Финансовое обеспечение : совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС. Кадровое обеспечение : повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с РАС

План реализации проекта

Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

Нормативно-правовое обеспечение : разработка локальных актов(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).

Финансовое обеспечение : совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС.

Кадровое обеспечение : повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с РАС

Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС. Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования : ( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с РАС на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью). Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с РАС:  •  Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. •  Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. •  Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с РАС.

Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования :

( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с РАС на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с РАС:

• Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

• Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

• Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с РАС.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Нормативно - правовое обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Разработка локальных актов: - внесение дополнений в положение об инклюзивном классе; В течение двух лет - требования к рабочим программам и программам дополнительного образования; директор - должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение - заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с РАС

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Нормативно - правовое обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Разработка локальных актов:

- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе;

В течение двух лет

- требования к рабочим программам и программам дополнительного образования;

директор

- должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение

- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с РАС

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Финансовое обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС В течение времени реализации проекта директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Финансовое обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС

В течение времени реализации проекта

директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Кадровое обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению. В течение времени реализации проекта Создание системы научно – методического сопровождения педагогов: зам. директора по УВР •  проведение обучающих (стартовых) и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с РАС в ОУ; •  проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования; 1год реализации проекта •  участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС; зам. директора по УВР, педагог-психолог •  изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС.

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Кадровое обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению.

В течение времени реализации проекта

Создание системы научно – методического сопровождения педагогов:

зам. директора по УВР

• проведение обучающих (стартовых) и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с РАС в ОУ;

• проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования;

1год реализации проекта

• участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС;

зам. директора по УВР, педагог-психолог

• изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС.

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Методическое обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС В течение двух лет Совершенствование содержания и технологий образования детей с РАС зам. директора по УВР В течение двух лет зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Методическое обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС

В течение двух лет

Совершенствование содержания и технологий образования детей с РАС

зам. директора по УВР

В течение двух лет

зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ  Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. В течение времени реализации проекта Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями директор В течение двух лет Введение элементов безбарьерной среды директор В течение двух лет директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Приобретение мебели, игрового и технического оборудования.

В течение времени реализации проекта

Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями

директор

В течение двух лет

Введение элементов безбарьерной среды

директор

В течение двух лет

директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Информационное обеспечение ОТВЕТСТВЕННЫЕ Создание раздела об инклюзивном обучении детей с РАС, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте В течение двух лет Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью директор В течение двух лет директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Информационное обеспечение

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Создание раздела об инклюзивном обучении детей с РАС, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте

В течение двух лет

Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью

директор

В течение двух лет

директор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ  Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС ОТВЕТСТВЕННЫЕ Внедрение системы сопровождения детей с РАС В течение года Организация тьюторского сопровождение детей с РАС. зам. директора по УВР В течение двух лет  Комплексная диагностика детей с РАС с целью определения вида интеграции в образовательное пространство. Создание системы мониторинга и учета детей с РАС. зам. директора по УВР В течение времени реализации проекта Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с РАС в образовательную среду. зам. директора по УВР, В течение года зам. директора по УВР В течение времени реализации проекта  Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с РАС. председатель школьного ПМПк, педагог - психолог зам. директора по УВР В течение года зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Внедрение системы сопровождения детей с РАС

В течение года

Организация тьюторского сопровождение детей с РАС.

зам. директора по УВР

В течение двух лет

Комплексная диагностика детей с РАС с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.

Создание системы мониторинга и учета детей с РАС.

зам. директора по УВР

В течение времени реализации проекта

Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с РАС в образовательную среду.

зам. директора по УВР,

В течение года

зам. директора по УВР

В течение времени реализации проекта

Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с РАС.

председатель школьного ПМПк,

педагог - психолог

зам. директора по УВР

В течение года

зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Создание толерантной среды в ОУ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников. октябрь-декабрь Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования зам. директора по УВР В течение времени реализации проекта Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». зам. директора по УВР В течение времени реализации проекта педагог - организатор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Создание толерантной среды в ОУ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников.

октябрь-декабрь

Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

зам. директора по УВР

В течение времени реализации проекта

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

зам. директора по УВР

В течение времени реализации проекта

педагог - организатор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ Создание толерантной среды в ОУ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Работа с родителями. Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. В течение времени реализации проекта Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с РАС: с родителями детей-инвалидов, педагогами ОУ, обучающимися ОУ. зам. директора по ВР В течение времени реализации проекта Включение всех детей с РАС в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. педагог - психолог В течение времени реализации проекта педагог - организатор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Создание толерантной среды в ОУ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Работа с родителями.

Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.

В течение времени реализации проекта

Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с РАС: с родителями детей-инвалидов, педагогами ОУ, обучающимися ОУ.

зам. директора по ВР

В течение времени реализации проекта

Включение всех детей с РАС в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

педагог - психолог

В течение времени реализации проекта

педагог - организатор

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ   Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ ОТВЕТСТВЕННЫЕ  Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми РАС В течение времени реализации проекта Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии; педагог-психолог В течение времени реализации проекта зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

  Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми РАС

В течение времени реализации проекта

Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии;

педагог-психолог

В течение времени реализации проекта

зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ   Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования; В течение времени реализации проекта  Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с РАС ОУ) зам. директора по УВР В течение двух лет зам. директора по УВР

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

  Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования;

В течение времени реализации проекта

Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с РАС ОУ)

зам. директора по УВР

В течение двух лет

зам. директора по УВР

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ожидаемые результаты Измерители, показатели Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с РАС Мониторинг учебных достижений обучающихся с РАС, стабилизация или рост их образовательных результатов Включенность обучающихся с РАС в реализацию различного вида конкурсов Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с РАС, работа творческой группы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с РАС

Мониторинг учебных достижений обучающихся с РАС, стабилизация или рост их образовательных результатов

Включенность обучающихся с РАС

в реализацию различного вида конкурсов

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса

Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с РАС, работа творческой группы.

Ожидаемые результаты Измерители, показатели Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с РАС Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с РАС, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с РАС

Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с РАС, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.

Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

Ожидаемые результаты Измерители, показатели Повышение информационной компетентности родителей детей РАС; Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с РАС Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение информационной компетентности родителей детей РАС;

Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей

Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с РАС

Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.

 ВЫВОД  Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с РАС, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с РАС. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с РАС- обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.

ВЫВОД

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с РАС, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с РАС. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с РАС- обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.

 ВЫВОД Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с РАС обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми с РАС.

ВЫВОД

Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с РАС обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми с РАС.

ЛИТЕРАТУРА

1.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

livejournal.com/2188.htm

4.«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» Брошюра по материалам конференции. Самара 2007г

5.«Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви

6.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

7.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»

8.Аутизм и нарушения развития [Электронный ресурс]: научнопрактический журнал. – 2017. – Т.15. – № 3 (56). – URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28325 (дата обращения: 15.08.2018).

9. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг К., Т. Питерс. – СПб. : ИСПиП, 1998. – 124 с.

10. Гринспен, Уидер. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления, 2017. 4. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М. : Оперант, 2015. – 176 с.

Список литературы 1. Аутизм и нарушения развития [Электронный ресурс]: научнопрактический журнал. – 2017. – Т.15. – № 3 (56). – URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28325 (дата обращения: 15.08.2018). 2. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг К., Т. Питерс. – СПб. : ИСПиП, 1998. – 124 с. 3. Гринспен, Уидер. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления, 2017. 4. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М. : Оперант, 2015. – 176 с. 5. Дмитриева, Т. П. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Т. П. Дмитриева, С. И. Сабельникова Т. Ю. Хотылева ; под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012. – 84 с. 6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: 36 http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 15.08.2018). 7. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. – М. – 2017. – URL: https://autism-frc.ru/articles/213 (дата обращения: 14.08.2018). 8. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78. 9. Аутизм. Выбор маршрута: материалы Международной научно-практической конференции: тезисы и аннотации докладов. – М., 2014. 10.Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. – 4-е изд, стереотип. – М. : Теревинф, 2007. – 288 с. 11. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие / Е. С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с. 12.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 80 с. 13. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авт.-сост.: Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2016. – 87 с. 14. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях / под ред. Е. В. Кузьминой. – М. : МГППУ, 2011. – 56 с. 15. Примерная адаптированная общеобразовательная программа НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – М. : Просвещение, 2017. 16.Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – Москва, 2017. 17.Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (рас) на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Москвы: методические рекомендации / научн. рук. М. Л. Семенович – М. : МГППУ, 2016. – 74 с. 18.Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие // Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» / научн. ред. М. С. Азимова. – Москва, 2016. – 360 с. 19.Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго ; отв. ред. С. В. Алехина ; под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с. 37 20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобразования России № 1598 от 19 декабря 2014 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 16.08.2018). 21. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с. 22. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 23. Хотылева, Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – Т. 12. – № 1. – С.19-25. П

11. Дмитриева, Т. П. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Т. П. Дмитриева, С. И. Сабельникова Т. Ю. Хотылева ; под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012. – 84 с.

12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: 36 http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 15.08.2018).

13. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. – М. – 2017. – URL: https://autism-frc.ru/articles/213 (дата обращения: 14.08.2018).

14. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.

15. Аутизм. Выбор маршрута: материалы Международной научно-практической конференции: тезисы и аннотации докладов. – М., 2014. 10.Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. – 4-е изд, стереотип. – М. : Теревинф, 2007. – 288 с.

16. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие / Е. С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с.

17.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 80 с.

18. Примерная адаптированная общеобразовательная программа НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – М. : Просвещение, 2017.

19.Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – Москва, 2017.

20.Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (рас) на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Москвы: методические рекомендации / научн. рук. М. Л. Семенович – М. : МГППУ, 2016. – 74 с.

21.Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие // Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» / научн. ред. М. С. Азимова. – Москва, 2016. – 360 с.

20.Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго ; отв. ред. С. В. Алехина ; под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с. 37

21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобразования России № 1598 от 19 декабря 2014 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 16.08.2018).

22. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с. 23. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 24. Хотылева, Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – Т. 12. – № 1. – С.19-25. П

22. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с.

23. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.

24. Хотылева, Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – Т. 12. – № 1. – С.19-25. П

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источники информации https://www.surgutgts.ru/upload/iblock/6b7/6b744c513056f2e33396549a832686f5.png https://i.pinimg.com/736x/3a/c7/b3/3ac7b388ebf09e501b7070a7db91aa33.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/39663434.57b/0_9863c_7ae92d54_M.png https://img-fotki.yandex.ru/get/9115/16969765.22a/0_8f5db_757680dc_orig.png http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/30/11854010.png

Источники информации

  • https://www.surgutgts.ru/upload/iblock/6b7/6b744c513056f2e33396549a832686f5.png
  • https://i.pinimg.com/736x/3a/c7/b3/3ac7b388ebf09e501b7070a7db91aa33.jpg
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/39663434.57b/0_9863c_7ae92d54_M.png
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/9115/16969765.22a/0_8f5db_757680dc_orig.png
  • http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/30/11854010.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!