Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде
Авторы-разработчики:
Студенты 1 курса магистратуры
Специальное дефектологическое образование
Белогура А.В, Киселёва И.Л., Порохина Ю.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .........................................................................................3
Решение поставленной цели.......................................................6
План реализации проекта...........................................................7
Реализация проекта......................................................................8
Ожидаемые результаты .............................................................14
Вывод..............................................................................................15
Литература....................................................................................15
ВВЕДЕНИЕ
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.
Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с РАС: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Формирование инклюзивной образовательной среды образовательной организации - это основополагающий и достаточно сложный и противоречивый процесс формирования идеологии и ценностей инклюзии, понимания преимуществ инклюзивного подхода в образовании, разделения ценностей инклюзивной школы. Важнейшим направлением в работе по формированию инклюзивной культуры школы будет являться создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ученика. То есть инклюзивность образовательной среды - это одно из свойств образовательной среды вообще. По большому счету образовательная среда не может быть неинклюзивной, в таком случае она перестает быть образовательной и развивающей.
Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с РАС. Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода.
На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей сРАС, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с РАС, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с РАС с их последующей успешной интеграцией в общество
Задачи проекта:
- Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей РАС с учетом их индивидуальных возможностей.
- Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
- Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с РАС, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
- Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с РАС.
- Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с РАС в условиях общеобразовательной школы.
Участниками проекта являются дети с РАС, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, дефектолог, тьютор)
Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с РАС
Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с РАС
Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с РАС, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.
Методы:
- Педагогическое наблюдение.
- Анкетирование
Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с РАС, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с РАС в общеобразовательном учреждении
Решение поставленной цели
Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов:
Сроки
реализации
Название этапа и мероприятия
Сентябрь-декабрь
по его реализации
Подготовительный этап
задачи:
1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе.
3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).
Сроки
реализации
Название этапа и мероприятия
по его реализации
Деятельностный этап
задачи:
1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования.
3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования.
4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.
Организация супервизий для участников проекта и других педагогов ( по запросам)
Сроки
реализации
Название этапа и мероприятия
по его реализации
Рефлексивный этап
задачи:
1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.
2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.
В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы образовательного учреждения..
План реализации проекта
Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
Нормативно-правовое обеспечение : разработка локальных актов(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).
Финансовое обеспечение : совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС.
Кадровое обеспечение : повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с РАС
Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС.
Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования :
( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с РАС на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с РАС:
• Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
• Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
• Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с РАС.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Нормативно - правовое обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Разработка локальных актов:
- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе;
В течение двух лет
- требования к рабочим программам и программам дополнительного образования;
директор
- должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение
- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с РАС
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Финансовое обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с РАС
В течение времени реализации проекта
директор
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Кадровое обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению.
В течение времени реализации проекта
Создание системы научно – методического сопровождения педагогов:
зам. директора по УВР
• проведение обучающих (стартовых) и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с РАС в ОУ;
• проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования;
1год реализации проекта
• участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС;
зам. директора по УВР, педагог-психолог
• изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с РАС.
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Методическое обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с РАС
В течение двух лет
Совершенствование содержания и технологий образования детей с РАС
зам. директора по УВР
В течение двух лет
зам. директора по УВР
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Приобретение мебели, игрового и технического оборудования.
В течение времени реализации проекта
Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями
директор
В течение двух лет
Введение элементов безбарьерной среды
директор
В течение двух лет
директор
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Информационное обеспечение
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Создание раздела об инклюзивном обучении детей с РАС, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте
В течение двух лет
Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью
директор
В течение двух лет
директор
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Внедрение системы сопровождения детей с РАС
В течение года
Организация тьюторского сопровождение детей с РАС.
зам. директора по УВР
В течение двух лет
Комплексная диагностика детей с РАС с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.
Создание системы мониторинга и учета детей с РАС.
зам. директора по УВР
В течение времени реализации проекта
Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с РАС в образовательную среду.
зам. директора по УВР,
В течение года
зам. директора по УВР
В течение времени реализации проекта
Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с РАС.
председатель школьного ПМПк,
педагог - психолог
зам. директора по УВР
В течение года
зам. директора по УВР
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Создание толерантной среды в ОУ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников.
октябрь-декабрь
Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования
зам. директора по УВР
В течение времени реализации проекта
Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».
зам. директора по УВР
В течение времени реализации проекта
педагог - организатор
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Создание толерантной среды в ОУ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Работа с родителями.
Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.
В течение времени реализации проекта
Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с РАС: с родителями детей-инвалидов, педагогами ОУ, обучающимися ОУ.
зам. директора по ВР
В течение времени реализации проекта
Включение всех детей с РАС в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.
педагог - психолог
В течение времени реализации проекта
педагог - организатор
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми РАС
В течение времени реализации проекта
Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии;
педагог-психолог
В течение времени реализации проекта
зам. директора по УВР
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования;
В течение времени реализации проекта
Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с РАС ОУ)
зам. директора по УВР
В течение двух лет
зам. директора по УВР
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты
Измерители, показатели
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с РАС
Мониторинг учебных достижений обучающихся с РАС, стабилизация или рост их образовательных результатов
Включенность обучающихся с РАС
в реализацию различного вида конкурсов
Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса
Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с РАС, работа творческой группы.
Ожидаемые результаты
Измерители, показатели
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с РАС
Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с РАС, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.
Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с РАС и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования
Ожидаемые результаты
Измерители, показатели
Повышение информационной компетентности родителей детей РАС;
Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей
Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с РАС
Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.
ВЫВОД
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с РАС, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с РАС. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с РАС- обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.
ВЫВОД
Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с РАС обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми с РАС.
ЛИТЕРАТУРА
1.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
livejournal.com/2188.htm
4.«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» Брошюра по материалам конференции. Самара 2007г
5.«Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви
6.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
7.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»
8.Аутизм и нарушения развития [Электронный ресурс]: научнопрактический журнал. – 2017. – Т.15. – № 3 (56). – URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28325 (дата обращения: 15.08.2018).
9. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг К., Т. Питерс. – СПб. : ИСПиП, 1998. – 124 с.
10. Гринспен, Уидер. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления, 2017. 4. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М. : Оперант, 2015. – 176 с.
Список литературы 1. Аутизм и нарушения развития [Электронный ресурс]: научнопрактический журнал. – 2017. – Т.15. – № 3 (56). – URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28325 (дата обращения: 15.08.2018). 2. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг К., Т. Питерс. – СПб. : ИСПиП, 1998. – 124 с. 3. Гринспен, Уидер. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления, 2017. 4. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М. : Оперант, 2015. – 176 с. 5. Дмитриева, Т. П. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Т. П. Дмитриева, С. И. Сабельникова Т. Ю. Хотылева ; под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012. – 84 с. 6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: 36 http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 15.08.2018). 7. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. – М. – 2017. – URL: https://autism-frc.ru/articles/213 (дата обращения: 14.08.2018). 8. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78. 9. Аутизм. Выбор маршрута: материалы Международной научно-практической конференции: тезисы и аннотации докладов. – М., 2014. 10.Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. – 4-е изд, стереотип. – М. : Теревинф, 2007. – 288 с. 11. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие / Е. С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с. 12.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 80 с. 13. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авт.-сост.: Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2016. – 87 с. 14. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях / под ред. Е. В. Кузьминой. – М. : МГППУ, 2011. – 56 с. 15. Примерная адаптированная общеобразовательная программа НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – М. : Просвещение, 2017. 16.Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – Москва, 2017. 17.Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (рас) на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Москвы: методические рекомендации / научн. рук. М. Л. Семенович – М. : МГППУ, 2016. – 74 с. 18.Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие // Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» / научн. ред. М. С. Азимова. – Москва, 2016. – 360 с. 19.Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго ; отв. ред. С. В. Алехина ; под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с. 37 20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобразования России № 1598 от 19 декабря 2014 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 16.08.2018). 21. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с. 22. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 23. Хотылева, Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – Т. 12. – № 1. – С.19-25. П
11. Дмитриева, Т. П. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Т. П. Дмитриева, С. И. Сабельникова Т. Ю. Хотылева ; под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012. – 84 с.
12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: 36 http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 15.08.2018).
13. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. – М. – 2017. – URL: https://autism-frc.ru/articles/213 (дата обращения: 14.08.2018).
14. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
15. Аутизм. Выбор маршрута: материалы Международной научно-практической конференции: тезисы и аннотации докладов. – М., 2014. 10.Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская. – 4-е изд, стереотип. – М. : Теревинф, 2007. – 288 с.
16. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие / Е. С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с.
17.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 80 с.
18. Примерная адаптированная общеобразовательная программа НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – М. : Просвещение, 2017.
19.Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – Москва, 2017.
20.Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (рас) на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Москвы: методические рекомендации / научн. рук. М. Л. Семенович – М. : МГППУ, 2016. – 74 с.
21.Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие // Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» / научн. ред. М. С. Азимова. – Москва, 2016. – 360 с.
20.Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго ; отв. ред. С. В. Алехина ; под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с. 37
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобразования России № 1598 от 19 декабря 2014 г. // Система ГАРАНТ: сайт. – URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 16.08.2018).
22. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с.
23. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
24. Хотылева, Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – Т. 12. – № 1. – С.19-25. П
Спасибо за внимание!
Источники информации
- https://www.surgutgts.ru/upload/iblock/6b7/6b744c513056f2e33396549a832686f5.png
- https://i.pinimg.com/736x/3a/c7/b3/3ac7b388ebf09e501b7070a7db91aa33.jpg
- https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/39663434.57b/0_9863c_7ae92d54_M.png
- https://img-fotki.yandex.ru/get/9115/16969765.22a/0_8f5db_757680dc_orig.png
- http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/30/11854010.png