Проектные технологии и арт технологии коррекционно психологического и физического развития детей с интеллектуальными нарушениями
Метод проектов актуален в настоящее время, потому что сегодня необходима переориентация обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков ребенка и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее;
- умение анализировать и обобщать;
- умение наблюдать;
- развитие воображения;
- развитие внимания, памяти, речи;
- формирование позитивного отношения к работе (стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Содержание проектной деятельности:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Выделяют следующие типы проектов:
Игровые: в них дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Исследовательские: в них учащиеся исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
Практические: в них дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы
(создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
Творческие, где результатом являются спектакль, сказка, постановка.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
игровая терапия и т. д.
Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:
Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».
Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми и требует соблудения определённых условий.
Технология социально коммуникативного развития лиц индивидуальные нарушения определение социальная реабилитация социальная адаптация
Социальная адаптация («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям. Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализовать