СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время , как средство развития познавательной активности обучающихся Исследовательская работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время , как средство развития познавательной активности обучающихся Исследовательская работа

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время , как средство развития познавательной активности обучающихся Исследовательская работа»

I Региональный методический семинар для педагогов

Развитие интеллектуально-творческой одаренности школбников через исследовательскую деятельность”

Тема работы:

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время , как средство развития познавательной активности обучающихся»







Работа выполнена:

Юнусовым Д.Р.

Учителем русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №2» им. Б. Урманче, НМР,

















Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………….3-4

  2. Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы……………………………………………… 5-11 2.1. Общие и специфические черты проектной и исследовательской деятельности…………………………………………………………5 - 6

2.2. Виды учебных проектов и исследовательская деятельность на уроках русского языка…………..…………………………………..7-8

2.3. Классификация исследовательских и проектных работ по продолжительности………………………………………………………9-10

  1. Исследовательская деятельность и метод проектов с точки зрения требований реализации ФГОС…………………………………….10-12

4.Заключение………………………………………………………………….13

5. Библиографический список:……………………………………………………..14



























Введение.

Ключевым элементом преобразования современной российской системы обучения является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ». В нем жирным шрифтом прописаны такие виды обучения как проектные и исследовательские методы, следовательно, каждый ученик по ФГОС должен быть обучен этой деятельности. К тому же задача идущего в ногу со временем учителя не учить, а применять наиболее эффективные методы и средства преподавания, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная и исследовательская деятельность школьников способствует:

- формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям

-принятию ответственности за их результаты

-целеустремленности и настойчивости в достижении целей

- управлению своей познавательной деятельностью

- овладевать различными способами познания и учения

-умению слушать, вести диалог, обсуждать проблему, работать в паре , в группе, в коллективе

Таким образом, проектная и исследовательская работа - верный инструмент для развития критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умению ставить цели и находить пути их реализации. И что немаловажно, подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию. То есть то, что дети могут сделать сегодня с учителем, одноклассниками завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Поэтому первостепенной задачей современного учителя является продуктивное и успешное введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся































2.Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

2.1.Общие и специфические черты проектной и исследовательской деятельности.

Исследовательский метод обучения- это прежде всего организация процесса выработки новых знаний. Его существенное отличие от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого ответа, даже его модели или примера. Исследование- это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной и творческой деятельности. А проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Здесь важен факт преподнесения ответа на интересующий вопрос. Но в основе обоих методов лежат одни и те же задачи: оба ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую) и выполняют в отведенное для этой работы время (в зависимости от задачи от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - это совокупность определенных действий, источников, текстов, замысел для создания конкретного продукта , предмета, и, в результате, конечный результат. Это всегда творческая деятельность и здесь уместен всевозможный «полет фантазии». В основе метода проектов лежит прежде всего развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - творческая деятельность. Причем, проект может быть частью результатов исследования. А из нескольких логически выстроенных проектов можно собрать исследовательскую работу.

В основе исследовательской деятельности и метода проектов лежат:

-развитие познавательных умений и навыков учащихся

-умение ориентироваться в информационном пространстве

-умение самостоятельно конструировать свои знания

-умение интегрировать знания из различных областей наук

-умение критически мыслить.

Исследовательская деятельность и метод проектов предполагают:

-наличие проблемы, требующей разносторонних знаний и исследовательского поиска ее решения

-практическую, гипотетическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

-самостоятельную деятельность ученика с консультирование учителя

-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

-использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, и могут дополнять друг друга по способу подачи, что повышает их эффективность.


2.2. Виды учебных проектов и исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что любая тема по русскому языку неразрывно связана с литературой и , наоборот, ни один проект по литературе невозможен без использования русского языка.

На уроках русского языка и литературы метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. В современной методологии существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, событие с целью её анализа, опроса, анкетирования, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет гимназиста», «СМС-слова», «Что читаем?». Данный вид проектов очень нравится учащимся 5-6 классов за счет получения быстрого результата. Особо хотела бы остановиться на проекте « Жизнь одного слова». Очень часто на уроках дети сталкиваются с непонятными или новыми для них словами, особенно во время диктанта. Доказано, что если учащийся посмотрит его в словаре срабатывает лишь мгновенная память, то есть столкнувшись с ним через какое-то определенное время, у него вероятность ошибки в этом слове максимальна. В своей практике я часто прибегаю к этому методу. Учащийся «берет» это слово и разными способами доказывает, импровизирует и объясняет когда появилось это слово, его историю, где и как употребляется, всевозможные ошибки при написании и произношении. В данном случае обязательна наглядность. Вот одна из последних работ в рамках проекта « Жизнь одного слова». В словарном диктанте по теме «о-ё после шипящих» встретилось слово «шорник». Посмотрели в словаре: шорник- специалист по шорным изделиям. Мы это слово пропустили. Два ученика взяли себе задание по проекту. Следует отметить, что в таких случаях после уроков мы обсуждаем всевозможные варианты решения проблемы, то есть помогаю им наводящими вопросами, а дальше в ход включается их фантазия. На следующий урок учащиеся представили свой проект в форме презентации, с помощью атласных лент один ученик на другом постарался наглядно изобразить как выглядят шоры и объяснили их предназначение. По практике, такой вид проекта занимает 5-7 минут. А по эффективности, на мой взгляд, самый оптимальный. На уроках литературы такой метод обучения уместен при столкновение с архаизмами и историзмами.

В ролевом проекте учащиеся на время становятся литературными или историческими персонажами, выдуманными героями. Этот метод является интересным на уроках литературы. И желательно применять групповую работу для более яркого воспроизведения, к тому же будут задействованы все учащиеся. К примеру, при изучении басен И.А.Крылова, проверенное годами инсценирование произведения запомнится надолго, чем рассказ наизусть. Здесь следует учесть креативный подход во всем: и способ подачи, и выразительность речи , и декорации. Ролевой проект дает хороший результат при подаче «главного смыслового» диалога. Вот один из последних примеров, в 8 классе при анализе комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» очень уместно вписались в урок проекты учеников: диалог Стародума и Правдина, «семейный» разговор Простаковых, очень ярко был изображен Митрофанушка. Стоит отметить, что на экране в это время без звука транслировался одноименный фильм. Поэтому красочность и актерские способности в данном случае были на высоте.

Практико-ориентированный проект по русскому языку учитывает социальные и личные интересы самих учащихся. В данном случае подходит пословица «С миру по нитке». К примеру, классу дана общая установка по сбору материала о неологизмах последнего десятилетия. Такой вид проектов выигрышно работает на каникулах. В результате разработки этой темы все проекты собираются в персональный словарь неологизмов. Причем, к этой теме через определенное время можно возвращаться и пополнять не только свой словарный запас, но и расширять кругозор.

И самым любимым среди учащихся считается творческий проект. Это максимальная свобода и креативный подход к оформлению результатов. Это могут быть открытки, альбомы, плакаты, альманахи, вырезки из мультфильмов, театрализованные представления картин известных художников и даже авторские фильмы. К примеру самый запоминающийся проект из этой группы: воссоздать вживую репродукцию И.Шишкина «Утро в сосновом бору». Сама картина была на экране. Понятно, проще всего пришлось трем мишкам и упавшему дереву, сложнее было ученикам- соснам. 12 человек воссоздали картину столетних деревьев, а на заднем плане проглядывало солнце. В качестве примера приведу недавний проект «С любовью, мой город». В Нижнекамске был объявлен конкурс на лучшее произведение. Но я расширила рамки и предложила учащимся 5-х классов выразить свою любовь городу в любой форме , всего в этом мероприятии приняло участие 46 человек. Была организована небольшая выставка работ: авторские стихотворения были вписаны в самодельные домики, выгравированы на стволе березы, прозаическое послание написано древнерусскими буквами на пожелтевшей от времени бумаге. Все работы были на виду и на очередном уроке литературы, когда изучали средства выразительности речи, в своих же стихотворениях находили эпитеты, олицетворения, сравнения. Вот так один небольшой проект позволил эффективно решить несколько задач. Кстати, на городском литературном конкурсе моя ученица Хасаншина Айсылу заняла почетное второе место. А остальные ученики с интересом готовятся к новому поэтическому проекту «Русская зима».

Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научная работа, которая включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач и целей исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов, внушительный список литературы. При этом надо использовать всевозможные методы современной науки: моделирование, социологический опрос. К этому виду работы можно отнести следующие исследования моих учеников: «Этимология слова «Россия» Валиева Регина, «Цветовая палитра в русском языке» Хамидуллина Айгуль. Обе работы были заявлены на II региональную научно-практическую конференцию «Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений в Российской цивилизации».

2.3. Классификация исследовательских и проектных работ по продолжительности.

Проекты по русскому языку и литературе классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее эффективна на уроках развития речи. Например, мини-проекты «Составление рекламы неологизма» или «Наглядно и понятно, что такое….». Это групповая работа: на подготовку 10 минут и 2 минуты на презентацию.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков, данный метод хорош при изучении новой темы. По мере поступления новых знаний, возникают вопросы, для решения которых нужно искать необычные варианты.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет с помощью учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. В данном случае параллельно идет внеурочная деятельность. Возможны творческие мастерские, посещение выставок, библиотек, экскурсии, видеосъёмки, фотосъемки Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю не только оптимальной, но и очень увлекательной формой организации данной деятельности. В рамках такого недельного проекта с группа учеников провела исследование по теме «Топонимика улиц Нижнекамска».

И самые длительные проекты- это исследовательские работы. Чаще всего это занимает около года. Их так и называют годичные. Они могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время, чаще всего в каникулярное. Это серьёзное исследование, кропотливая работа, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях разного уровня.

Надо заметить, что при использовании методов проекта и исследований, следует учитывать возрастные интересы и потребности подростков. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их любопытством и тягой межличностному общению проявляют большую склонность к ролевым проектам и к групповой работе. Учащиеся 7 – 8 классов любят работать над практико-ориентированными проектами и чаще выбирают парную работу. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.












  1. Исследовательская деятельность и метод проектов с точки зрения требований реализации ФГОС

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы развивает и формирует у учащихся коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) относит к метапредметным компетенциям. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и умения:

– представление об исследовательской работе по русскому языку;

– знания о достижениях лингвистической науки;

– знания о системности языка;

– языковая рефлексия;

– навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала;

– умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита исследовательской работы по русскому языку обязывает учащихся к публичному выступлению и общению на лингвистические темы, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему. Вся вышеперечисленная деятельность учащихся также способствует развитию лингвистической компетенции.

В рамках исследовательской деятельности по русскому языку и литературе , выделяют следующие этапы её организации:

1) Предварительный этап, состоящий из вовлечения учащихся в проектную работу, знакомства с целями, структурой нового вида работы.

2) Определение темы исследовательской работы.

3) Выявление проблемы и цели данного научного проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования.

4) Координирование работы учащихся руководителем: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, руководитель комментирует и корректирует проделанную учащимися работу, анализируются собранная информация, формулируются выводы, ведется подготовка к защите исследовательской работы.

5) Демонстрация результата исследовательской работы.

6) Оценка, рефлексия над результатом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что на старшей ступени школы у учащихся должны быть сформированы навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера».

Исследовательская деятельность при изучении русского языка может быть для школьника таким процессом «самовключения в хорошую речевую среду», когда создаются благоприятные условия для достижения эффективных результатов как на предметном, так и на личностном и метапредметном уровнях. Таким образом, грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных, так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС.





























4.Заключение.

Реалии современности: выпускнику сегодня мало быть просто умным, начитанным, старательным, мало иметь в своем аттестате только хорошие оценки по всем предметам – нужно прежде всего научиться применять полученные знания, умения и навыки не только в сфере своей специальности, но и в семейной, социальной и политической жизни.

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения именно организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к познаниям, статусному моделированию.

При правильной организации исследовательской деятельности обучающиеся самостоятельно решают поставленные перед собою задачи, овладевают научным стилем речи, обогащают не только словарный запас, но и меняют мировосприятие. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость, креативность – эти качества личности результат приобщения учащихся их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, молодые исследователи, не зависимо от темперамента характера, имеют одинаковые возможности развивать у себя лидерские качества. К тому же, само участие в исследовательской деятельности повышает у учащегося уверенность в себе и позволяет успешнее учиться, достигать новых высот.

И небольшой позитив для учителей. Посмотрите, сколько гордости и радости испытывает ученик, когда он находится в поиске «истины» вместе с научным руководителем. А с какой серьезностью он доказывает самое простое и давно доказанное. Что может быть интереснее для учителя, чем просто наблюдать как ваш ученик раскрывается словно бутон. И наша задача просто направлять их по пути познания, а иногда отойти в сторону дать юным ученым, исследователям насладиться радостью своего открытия.

Библиографический список:


1.Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9–11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 c.

2.Букарева Ю. В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение [Текст] / Ю. В. Букарева, Е. А. Есина // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 155-158.

3. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Исследователь.ru: интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников», 2002. [Электронный ресурс].

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)/ – М., 2011 [Электронный ресурс].












9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!