Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Лаврова Мария Евгеньевна
_______________________________________________________
ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
На тему:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
- Проект выполняется обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов
- Цель: - продемонстрировать достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и видов деятельности
- - показать способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
- Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 10-11 классов, отметка за выполнение проекта выставляется в классном журнале и личном деле. Итоговая отметка за индивидуальный исследовательский проект выставляется в
- аттестат о среднем общем образовании
Практико-ориентированный
(прикладной)
Творческий
Информационный
(поисковый)
Исследовательский
Ролевой
Технологии
- ИКТ
- тьюторские технологии
-проблемное обучение
-учебное исследование
-проблемно-поисковые
технологии
- индивидуальная
- парная
- групповая
- коллективная
- фронтальная
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями)
- 1. Проблема
- 2. Проектирование (планирование)
- 3. Поиск информации
- 4. Продукт (создание проектного продукта)
- 5. Презентация проектного продукта
- Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта и руководителя. Тема утверждается приказом директора
- Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог – психолог и т.п.
- Учащиеся совместно с учителем разрабатывают план реализации проекта.
- Публичная защита проекта обязательна
- определяет задание на выполнение итогового индивидуального проекта
- составляет индивидуальный план реализации проекта
- оказывает обучающемуся помощь в организации и выполнении работы
- проводит систематическое консультирование
- проверяет выполнение работы ( по частям или в целом)
- да ё т краткий письменный отзыв о работе
Создаваемые проекты должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества
- Проектная работа представляет собой самостоятельное исследование с авторским видением проблемы, оригинальным её толкованием или решением
- Итоговый проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся
- Проект должен носить практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере деятельности
Тема проекта- чем собираемся заниматься?
Актуальность проблемы- почему это необходимо?
Объект исследования- что необходимо изучить?
Предмет исследования- под каким углом зрения рассматривается объект?
Цель(цели) проекта- Что мы получим в результате проекта?
Задачи проекта- что необходимо сделать для достижения цели проекта?
Гипотеза проекта- что будет, если?
Ожидаемые результаты- какие изучения произошли в результате реализации проекта?
Перспектива развития проекта- какие новые направления деятельности возможны?
Описание проекта- в чём заключается основная идея проекта и как будет воплощена практически?
- письменная работа
- авторская художественная творческая работа
- материальный объект
- отчетные материалы по социальному проекту
- текущий контроль проекта
- публичную защиту замысла
- публичную защиту проекта
обучающихся
- индивидуальные задания при работе над проектом
- публичная защита
Подготовительный
проектировочный
практический
аналитический
контрольно-корректировочный
заключительный
Сентябрь
Подготовительный - мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор предмета, темы, постановка цели проекта
- Проектировочный - общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
- Практический - исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации
- Аналитический - сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
- Контрольно-корректировочный - анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел
- Заключительный - представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта
1. Продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм.
2. Краткая пояснительная записка к проекту с указанием:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников;
г) для конструкторских проектов включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов от реализации проекта;
3. Краткий отзыв руководителя проекта
- Титульный лист (название ОУ, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год)
- Описание проекта (3-5 страниц):
- Исходный замысел (актуальность, цель, назначение проекта)
- Краткое описание хода работы и полученных результатов над итоговым индивидуальным проектом
- Список использованных источников
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, дается характеристика работы: в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов.
Основная часть состоит из двух разделов : теоретического и практического.
Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов.
Практический раздел — описание изготовления проектируемого изделия.
При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т. д.) некоторый проект (продукт) может быть реализован.
- Заключение содержит основные выводы. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
- В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список).
- В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию полученных результатов.
- формат бумаги – А 4;
- - цвет бумаги – белый;
- - цвет основного текста – черный;
- - цвет заголовков, выделений, схем, рисунков и т.д. – произвольный;
- - шрифт – Times New Roman размером 14 пт;
- - межстрочный интервал – одинарный;
- - поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу – 15 мм;
- - выравнивание – по ширине страницы;
- - страницы должны быть пронумерованы
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил оформления списка литературы и источников, цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) проект / исследовательская работа к защите не допускается.
Защита проекта
К защите представляются
- Папка ИИП
- Паспорт ИИП
- Отзыв руководителя
- Презентация
- Текст публичного выступления
- Проектный продукт
Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит публично:
- доклад (не более 7 минут),
-ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты .
- Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора (0 баллов)
- Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности к работе, не использовал возможности творческого подхода (1балл)
- Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества (2 балла)
- Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта (3 балла)
- Тема проекта не раскрыта. Использована не соответствующая теме и цели проекта информация(0 баллов)
- Тема проекта раскрыта фрагментарно. Большая часть представленной информации не относится к теме работы (1 балл)
- Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников (2 балла)
- Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников (3 балла)
- Цель не сформулирована (0 баллов)
- Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует (1 балл)
- Цель сформулирована, дан схематичный план ее достижения (2 балла)
- Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план ее достижения (3 балла)
- Презентация не проведена (0 баллов )
- Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию(1 балл)
- Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента (2 балла)
- Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в рамки регламента (3 балла)
4 балла- «удовлетворительно» 7-9 баллов - «хорошо»
10-12 баллов – «отлично»
ФИ обучающегося
Класс
Критерий «Способность к самостоятельному приобретению знаний»
(максимум 3 балла)
Критерий «Сформированность предметных знаний и способов действий»
(максимум 3 балла)
Критерий
«Сформированность регулятивных действий» (максимум 3 балла)
Критерий «Сформированность коммуникативных действий» (максимум 3 балла)
Количество баллов
Отмет-ка