СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология на уроках истории»

Применение проектной технологии на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Преподаватель: Тихомирова А.Ю.

Современная российская образовательная политика предусматривает решение одной из главных задач – обеспечение современного качества образования, развития и становление личности, способной жить в изменяющемся мире.

Приоритетным условием решения этой задачи является использование преподавателями истории в своей педагогической практике современных образовательных технологий. В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении истории, обществознания.

Один из активных методов – метод проектов, рассматриваемый как эффективная педагогическая технология 21 века и как позитивная методология решения задач, возникающих перед человеком в течение жизни, как средство решения жизненных проблем.

Преимущества проектной технологии. Они, прежде всего, в том, что ограниченный узкими рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. А известная логика от простого к сложному предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, книгу, модель, газету, буклет.

Дополним ещё некоторые достоинства проектов: учащиеся видят перед собой конечный результат – то, что они сделали своими руками, во что вложили свою душу. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Для подростков проекты – средство самореализации, самоопределения. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям.

Овладение проектным методом развивает социальный аспект личности и за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения.

Проектный метод – это та педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под проектом подразумевается специально организованный учителем комплекс учебных действий, завершающийся созданием продукта труда, презентации. Эффективность проектной технологии в преподавании истории представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную учащимся.

Основные учебные задачи, стоящие перед проектной деятельностью:

  • Научить подростков самостоятельно достигать намеченной цели, конструировать полученные знания;

  • Учить предвидеть проблемы, которые предстоит решить по созданию проекта;

  • Сформировать умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники информации, получить навыки обработки информации;

  • Приобрести навыки проведения исследований;

  • Сформировать навыки презентации полученных знаний и опыта.

Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения.

Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в современном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.

В ходе проектного обучения образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл подростка. А это повышает его мотивацию в учении. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию учащегося, его самореализацию.

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1). Самостоятельно и охотно пробовали себя в различных сферах на основе самостоятельной цели проекта.

2). Приобретают коммуникативные умения, работая в группах или парах.

3). Развивают у себя исследовательские умения (выделение проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, обобщение).

4). Развивают логическое мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта, осуществляют рефлексию).





Деятельность преподавателя в процессе реализации проекта:

  • Он разрабатывает программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.

  • Формирует образовательную информационно-коммуникативную и рефлексивную компетентность подростков.

  • Проектирует самостоятельную работу обучающихся с дополнительными источниками, с ресурсами Интернета.

  • Осуществляет диагностику готовности обучающихся к дальнейшему обучению.

  • Создаёт условия для развития активности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Виды проектов.

Учебный проект – это проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий педагогическую цель.

Групповой проект – совместная учебно- познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую проблему, цель, методы и способы решения проблем, направленная на достижение совместного результата.

Ролевой проект – это проект, в котором изначально определены роли участников и правила взаимоотношений между ними, а структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью один день.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от двух месяцев и более (до нескольких лет).

Персональный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством преподавателя.

Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (например, истории, обществознания).

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства прикладного характера для разрешения проблемы.

Творческий проект – его центром является творческий продукт самореализации учащихся проектной группы или отдельного учащегося.




Телекоммуникационный проект – учебный групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Проект-самореализация – высшее проявление проектной деятельности. Во многом он имеет аналогичные характеристики, а цель этого проекта видится учащимся в нахождении своего «Я» в этой деятельности, реализации своих сущностных сил, то есть самореализации, осознание своего вклада в проект. В нём основной акцент делается на личную или социальную значимость, полезность проектной деятельности.

В проекте-самореализации учащиеся действуют с максимальным уровнем самостоятельности, запуская механизмы «само»:

  • Самоактуализация;

  • Саморазвитие;

  • Самореализация.

Использование проектной технологии на уроках истории, обществознания – это творческая, в значительной степени самостоятельная деятельность учащихся; а виды этой интересной технологии подразумевают:

  1. поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

  2. выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных;

  3. социально-значимую практическую деятельность по результатам проведённых исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Независимо от того, какой вид проекта избран преподавателем и учащимися, важно правильно разработать структурирование проекта. Можно предложить такой вариант структуры:

1-я стадия. Подготовка к работе над проектом.

2-я стадия. Выбор актуальной проблемы.

3-я стадия. Сбор информации. Разделившись на группы, учащиеся изучают комплекс материалов.

4-я стадия. Обработка материала, выяснение способов решения проблемы, разработка программы реализации проекта.

5-я стадия. Реализация плана действий команды.

6-я стадия. Подготовка к защите проекта. Идёт сбор папки документов(портфолио).

7-я стадия. Презентация проекта.

8-я стадия. Рефлексия. Определяются трудности в проекте, выявляются ошибки, оценивается вклад каждого участника.

Оформление проекта.

Несмотря на разнообразие проектов, все они в своём завершённом виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определённым общим требованиям. Эти требования необходимы в обеспечении удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.

Паспорт проектной работы. Его назначение в том, чтобы показать описание проекта, подготовленного для публикации или для хранения.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  • Название проекта.

  • Руководитель проекта.

  • Консультанты проекта.

  • Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект.

  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  • Состав проектной группы.

  • Тип проекта (информационный, исследовательский и т. д.).

  • Цель проекта.

  • Задачи проекта.

  • Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса).

  • Необходимое оборудование.

  • Аннотация (актуальность проекта, его значимость, воспитательный аспект, краткое содержание).

  • Предполагаемые продукты проекта.

  • Этапы работы над проектом (форм, продолжительность, место работы учащихся, содержание работы).

  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки. Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы. В портфолио проекта входят:

  1. Паспорт проекта;

  2. Вся собранная информация по теме проекта;

  3. Результаты исследований;

  4. Записи всех идей, гипотез и решений;

  5. Краткое описание всех проблем;

  6. Эскизы, рисунки, графики и таблицы, фотодокументы;

  7. Материалы к презентации.

Защита проекта. Для моих обучающихся защита проекта – это момент самореализации, радости и гордости за выполненную работу.

Общими рекомендациями для защиты проекта служат следующие:

1. Эмоциональное и короткое по времени изложение материала с интересными примерами.

2. Употребление только понятных терминов.

3. Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

4. Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.

5. Постараться предупредить возможные вопросы.

Рекомендации по технике подготовки защиты проекта:

  • Провести предварительный хронометраж своего выступления и довести его до нужной продолжительности.

  • Выписать на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложить их по порядку.

  • Заранее продумать детали своего рабочего места.

  • Приготовить чёткий и красочный наглядный материал.

  • Провести тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

  • Выступающему учащемуся необходимо представить полезные рекомендации:

  • Начинать своё выступление с приветствия.

  • Огласить название своего проекта, сформулировать его основную часть и причину выбора темы.

  • Не забывать об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорить внятно).

  • Поблагодарить слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

  • Стараться ответить на все вопросы.

Проект «Интервью с прапрадедушкой»

Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду; формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.

Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем».

Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).

Как показывает опыт, при изучении данных тем курса истории успешно зарекомендовал себя проект «История моей семьи». Итогом его стали альбомы, подготовленные каждым учеником и раскрывающие эпизоды истории его семьи («Моя родословная», «История моей семьи на ленте времени», «История моей семьи на карте России», «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме», «Самая старая вещь в нашем доме», «Моя семья в 20--30-е годы», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Моя семья в 60--80-е годы»).















Проект «Выставка семейных реликвий»

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории; формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курса «История России».

Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т. д.).

Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!