СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная разработка. "Дыхание весны"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа представляет собой изучение особенностей выражения весны в акварельной живописи.

Просмотр содержимого документа
«Проектная разработка. "Дыхание весны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С.Сергеева»

города Курска

Исследовательская работа

Дыхание весны


Автор: Сазыкина А.С.,

9 «Б» класса

Руководитель:

Некрасова Р.И. учитель ИЗО




Город Курск

2019

Содержание


Введение…………………………………………………….……………………….3

1. Что такое акварель……………………………………………………………….5

2. Из истории акварельной живописи……………………………………………..6

3. Известные художники-акварелисты……………………………………………7

4. Краски весны……………………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………………………12






















Введение

На сегодняшний день в литературе содержится довольно много информации об акварели, об акварели и акварельной живописи, о художниках, работавших акварелью. Художники, привыкшие видеть красоту в малом, неповторимо выражают особенности природных изменений в своих произведениях. Смена времен года, которую мы наблюдаем ежегодно, часто проходит незаметно, мы не видим красоты и уникальности сезонных изменений в природе. Особенно ярко видна уникальность природы в каждое время года в акварельной живописи.

Акварельная живопись легкая, нежная, прозрачная. Она прекрасно выражает красоту такого времени года, как весна.

Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос о том, как в акварельной живописи выражается дыхание весны.

В соответствии с этим была сформулирована тема исследовательской работы: «Дыхание весны».

Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что весенняя природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее красота всегда привлекала художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста». Все в весенней природе непостоянно по окраске и состоянию: разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом весенний лес, разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра, дорожные лужи, различный цвет самого воздуха, туман, роса, иней, снег, праздник красок и линий.

В России континентальный климат и он создает особенную, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое.

Природа всегда вдохновляла художников создавать великолепные шедевры. И я ею тоже вдохновляюсь, поэтому я часто провожу время за написанием очередного весеннего акварельного пейзажа. Мне интересно, как акварельная живопись может выразить дыхание весны.

Цель – изучение особенностей выражения весны в акварельной живописи.

Задачи:

1. Дать понятие акварели.

2. Раскрыть историю акварельной живописи.

3. Рассмотреть известных художников-акварелистов.

4. Описать краски весны.

5. Создать серию весенних пейзажей «Дыхание весны».

Гипотеза исследования: если использовать все свойства акварельных красок (прозрачность, легкость, цветовая палитра), то это даст возможность наиболее полно выразить красоту весенней природы, подчеркнуть особенности этого времени года – яркость солнца, зелень листвы, голубизна неба, сочность цветов.

Основные этапы работы: подготовительный (сбор информации), основной (выполнение исследовательской работы), заключительный (презентация работы).

При выполнении работы использовались теоретические (отбор, изучение и анализ литературных источников) и практические (акварельная живопись) методы исследования.

Научная новизна исследования состоит в обосновании того, что акварельная живопись имеет наибольшие возможности для передачи особенностей весны.

Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии понятия акварели истории акварельной живописи, характеристике современных художников-акварелистов.

Практическая значимость работы состоит в выяснении того, какая цветовая палитра акварельных красок используется при написании весны, а также в выполнении серии весенних пейзажей акварелью.

Основными источниками получения информации явились учебные и справочные издания, книги, интернет-ресурсы.


1. Что такое акварель

Акварель – это клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи – гуммиарабик и декстрин, а в медовой акварели – натуральный мед. В качестве пластификатора в них используются глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски легко пересыхают и становятся хрупкими. В профессиональные акварельные краски добавляют бычью желчь, которая препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик – фенол.

Акварель имеет особенности:

1. Прозрачность - самая важная особенность акварели. Причиной прозрачности являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тонкого помола красящих пигментов и их ровного распределения по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски, придает живописи невероятную светимость и блеск.

2. Цветовая палитра – изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. Управлять цветом при помощи слоев довольно сложно. Мастер должен хорошо представлять себе результат – ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру до небывалых размеров.

3. Цветовой тон, насыщенность – они достигаются путем наложения слоев одного цвета друг на друга. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели главное правило – применение большого количества воды, ведь даже название акварели происходит от слова "вода".

4. Низкая светостойкость – живопись разрушается под световым воздействием, выцветает. Из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физических воздействиях.

4. Отсутствие в профессиональных акварельных палитрах белого цвета. Белая краска бывает в детских наборах, но не в наборах для профессиональных художников. Для получения белых частей картины мастера просто не закрашивают их. Этот приём только кажется простым на первый взгляд, на самом деле, он требует большого опыта и аккуратности.


2. Из истории акварельной живописи

Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности)

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры.

Китайские акварели традиционно пишутся не только на бумаге, но и на шелке или иной ткани. Поэтому такие рисунки-свитки можно не только вешать на стену, но и сворачивать в рулон и хранить в специальных футлярах, что сохраняет краски в первозданном виде. Традиционные жанры китайской акварели: пейзаж, цветы и птицы, портрет, анималистический жанр.

Вслед за Китаем, акварель стала популярна и в Японии. Она никогда не теряла своей популярности в этих странах. Акварелью рисовали на шелке, дереве и других материалах.

Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. В Европе акварель появилась позже других видов живописи: только в XIII веке. Однако она быстро развивалась и в XVI веке стала очень популярной.

Одной из самых знаменитых акварельных работ в мире является "Заяц" (1502 год) известного художника эпохи Ренессанса

Альбрехта Дюрера.

Этот мастер живописи внёс значительный вклад в развитие акварели на Западе.

В XVIII—XIX века благодаря Томасу Гёртину и Джозефу Тёрнеру акварель стала одним из важнейших видов английской живописи. Они отошли от активной прорисовки переднего плана, который был каноном в то время при работе акварелью. В их картинах присутствовала та акварельная легкость и прозрачность, некоторая "размытость", к которой мы стремимся сейчас. 

Томас Гёртин Руины замка Савой

Джозеф Тёрнер. Внутренний двор церкви

В России акварель стала популярной только в XIX веке. Эта новая техника особенно привлекала аристократов и членов царской семьи, которые заказывали себе портреты у мастеров акварели. Такие портреты можно было взять с собой в дорогу, легко перевезти из одного дома в другой, так как они были гораздо легче картин, написанных маслом на холсте, и достаточно неприхотливы. Иметь свою коллекцию акварелей считалось признаком хорошего тона и благосостояния. 

Основные качества акварели — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета.

Писать акварелью можно как "по сухому", (многослойная акварель) так и "по мокрому", то есть по сильно увлажнённой бумаге.


3. Известные художники-акварелисты


Современные живописцы всего мира любят акварель. Эта техника идеально подходит для динамичного, стремительно меняющегося на наших глазах мира.

Джозеф Збуквич.

Самый известный австралийский художник, работающий в технике акварели. В Загребе есть музей, названный в его честь. Он никогда не делает картин для продажи, а творит исключительно для собственного удовольствия. Работы Д. Збуквича можно видеть в ведущих галереях по всему миру (в США, Великобритании, Австралии, Китае). Его фирменный знак – “Z” (первая буква его фамилии). Своих студентов он учит свободе, а акварель сравнивает с дикой необузданной лошадью, которую никогда нельзя приручить по-настоящему. Признается в любви к ней, как к самой любимой женщине, и эта любовь длится уже 40 лет. Художник не любит чистый черный цвет, говоря, что черный – это не цвет, а его отсутствие. Любимая тема – морской пейзаж и городские виды. Одна из самых необычных акварелей, которые создал мастер, написана всего одной краской – и краской этой является быстрорастворимый кофе.

Стив Хэнкс.

Этот художник любит писать красивых женщин и маленьких детей, окруженных солнечным светом. Его картины чувственны, иногда неприкрыто сексуальны, полны гармонии и очень реалистичны, они напоминают искусные фотоснимки. Он любит писать женщин на фоне водных пейзажей, особенно реалистично получается у художника водная стихия. Свой собственный стиль художник называет «эмоциональным реализмом». Художник входит в 10-ку самых известных американских художников. Про себя говорит, что пишет людей, но не портреты. Он любит писать солнечный свет, который является одним из главных действующих лиц его акварелей. Вначале художник пробовал работать с разными техниками – маслом, акрилом. Но позже был вынужден перейти на работу только с акварелью, так как у него выявилась аллергия на краски. В конце концов, он добился такого мастерства в акварельной живописи, что сделал эту технику очень похожей на живопись маслом.

Мэри Уайт.

Родилась в 1953 г. в Огайо. Живописи училась в Филадельфии в художественной школе. Она рисует акварельные портреты самых разных людей – бедняков, рабочих, детей, старух и стариков, красивых афроамериканских девушек на цветущих, залитых солнцем лугах – целая галерея лиц современной Америки. Очень яркие, сочные и солнечные акварели, полные глубокого смысла. На них изображены люди в самых обычных ситуациях, занятые повседневными делами. Главным в работе художница считает способность точно передать эмоции. Просто мастерски копировать вещи и людей недостаточно. Акварель принесла художнице славу и признание по всему миру.

Тьерри Дюваль.

Художник родился в 1962 г. в Париже. В настоящий момент работает иллюстратором в одном из издательств. Получил образование в области декоративно-прикладного искусства. Тьерри Дюваль рисует исключительно акварелью, пользуясь собственной техникой многослойного нанесения красок, за счет чего добивается неимоверной реалистичности работ. Любит работать над отдельными акцентами. Тщательная проработка деталей – любимый прием художника, его фирменный знак. Любимая тема – городской пейзаж. Художник любит писать свой родной Париж и Венецию. Его акварели пронизаны романтизмом и очарованием. Своим учителем в живописи считает Эжена Делакруа.

Мастер пейзажа и король натюрморта, самый известный и титулованный из современных русских художников-акварелистов. Любит писать городские виды ранним утром с натуры. Ведь только утром можно поймать тот особенный свет, который ищут художники, работающие с акварелью. Солнечное весеннее утро, капли дождя и любимый Париж – вот главные темы в творчестве этого самого романтичного французского акварелиста.


Русские и российские художники-акварелисты.

Петр Фёдорович Соколов (1791-1848) – известный русский акварелист. Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью в портрете и жанре работали живописец  Карл Брюллов (1799-1852) и его брат - архитектор Александр Брюллов (1798 -1877).

Василий Семёнович Садовников (1800-1879) рисовал императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Акварельная живопись увлекала Александра Бенуа (1870-1960), Льва Бакста (1866-1924), Ивана Билибина (1876-1942), Константина Сомова (1869- 1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871-1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877-1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Сергей Андрияка.

Один из немногих российских художников, работающих в технике многослойной акварели. В Москве Сергей Андрияка имеет свою собственную Школу акварели, а также художественную Академию, где обучает искусству живописи акварелью детей и взрослых. Он очень любит писать пейзажи – русскую деревню и природу. Потрясающе красивы его цветочные натюрморты.

Владимир Гаврилович Шкалин – Курский художник, признанный мастер акварельной живописи и острого графического видения, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии имени Александра Дейнеки. Его лучшие произведения находятся в музеях, частных коллекциях России и за рубежом. В акварельных сериях, которые он начал создавать почти с начала творческой деятельности, развивается тема пейзажа. За внешней скромностью и простотой сюжетов ощущается поэтическое видение и одухотворённость.

Владимир Николаевич Раздобарин был одним из самых вдохновенных воспевателей Курска. Его акварельные пейзажи по-доброму мягко, по-домашнему неспешно повествуют о первозданной курской природе. Внешне, может быть, и неброские его работы с удовольствием приобретались. И не только ценителями искусства. И не только курянами. Его художественные произведения радуют глаз зрителя.

Акварели Цымбулова Валерия Ильича, с одной стороны, легкие и воздушные, а с другой - насыщены подробностями и деталями. Рассматривать их можно бесконечно, всякий раз замечая все новые мелочи. Картины до такой степени реалистичны, что издалека их можно принять за фотографии. Автор любит писать малоизвестные здания и неожиданные ракурсы. Известен Валерий Ильич и как замечательный наставник юных талантов, создавший в курской школе №27 имени Дейнеки детскую картинную галерею. Уже два десятка лет необычная галерея несет важнейшую миссию, наполняя сердца духом мира и любви к курскому краю, к России, ко всей нашей планете.

Техника акварели сложна, она часто остается непостижимой и загадочной. Кажущаяся легкость здесь обманчива. Акварель от латинского aqua - вода. Вот умение художника управлять этой водной стихией, смешанной с краской, и определяет его мастерство и освоение этой техники. Акварель текуча и прозрачна, восприимчива к движению кисти. Это излюбленная техника многих художников. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней акварельной весне и о ней говорили кистью и красками.


4. Краски весны


Весна – это самое красивое время года! Ведь только весной можно заметить, как распускаются цветы после зимней спячки, как красиво и безмятежно поют птицы под окном, как текут ручью от только что растаявшего снега…Этой красотой можно наслаждаться бесконечно! Всё перерождается прямо на глазах: животные, растение, люди и сама природа. Вот медведь проснулся от зимней спячки, из-под снега начал выглядывать подснежник, метели превратились в теплые ветерки, а люди стали выходить из домов и квартир, некогда прячась от мороза, чтобы подышать свежим воздухом и насладиться дивными пейзажами.

Весна – это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено-желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.

Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трех основных цветов – красный, желтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов – преобладание этого цвета в солнечном спектре. Именно преобладающий цвет и задает всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Прогуливаясь по весеннему лесу, на меня с веток деревьев падали капли дождя. Они освежали меня и делали счастливее. А самое замечательное - это удивительный запах… Запах природы: растений, деревьев и цветов, которые только начали расцветать. Весенняя природа неповторима и очаровательна!

Акварели весны в ласке тёплого ветра

И размытых дождями небес синеве.

Акварели весны в сером бархате вербы.

Терпком запахе почек, зелёной траве…

( Ольга Масленникова)

Весна – моё любимое время года, самое красивое и прекрасное!


Практическая работа акварелью.


Акварелью писать трудно, но интересно! При работе акварельными красками сквозь их слои просвечивает тон и фактура основы (бумага, пергамент, картон, шёлк). Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Акварельные краски изготавливаются обычно на растительном клее, разводятся в воде и легко смываются

Главный принцип техники рисования акварелью – это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги. В акварели ошибаться практически нельзя, поэтому картина пишется без этапов: сначала наносится контурный рисунок, тени, затем акварель в один слой, или лессировка, при этом мазки непрозрачные, мозаичные, точные; важно избегать грязных наплывов, иметь большую скорость работы.

Для выполнения весенних пейзажей используется преимущественно следующая цветовая палитра: бледно-золотой, кремово-желтый, абрикосовый, розовый лосось, маково-красный, фиолетово-смородиновый, водянисто-голубой, васильковый, липово-зеленый, майская зелень, мшисто-зеленый, красное дерево, терракотовый, ореховый, кремо-бежевый, гранитно-серый.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде — вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому — зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи



Заключение

Я много узнала интересного об акварельных красках, о живописи вообще, познакомилась со многими произведениями художников, которые работали и работают в этой технике. У меня появилось стремление к самостоятельному получению знаний. Я, думаю, мой проект может помочь тем, кто мало знаком с изобразительным искусством и считает работу акварельными красками чем-то не серьёзным.

Гипотеза моя подтвердилась, я считаю, что акварельные краски наиболее полно могут выразить красоту весенней природы, её дыхание.

В настоящей работе изучены особенности выражения весны в акварельной живописи. В частности, в работе дано понятие акварели, раскрыта история акварельной живописи, рассмотрены известные художники-акварелисты, описаны краски весны, создана серия весенних пейзажей.

В ходе выполнения работы была реализована ее цель и решены поставленные задачи, что дает возможность сделать обобщенные выводы.

Акварельная живопись - это живописная техника, использующая водорастворимые краски, в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Природа в искусстве одухотворена;

Любовь к красоте противостоит разрушению

Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки: полёт пчелы, пение соловья, шелест ветерка и удивительный запах цветов. Всё это можно назвать ДЫХАНИЕМ ВЕСНЫ


Список литературы

  1. Акварель за 30 минут. - М.: АСТ, 2015. - 411 c.

  2. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Полный курс акварели. Пейзаж: Учебное пособие. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 32 c.

  3. Вулф Основы изображения людей в технике акварели. - М.: Попурри, 2003. - 321 c.

  4. История акварели [Электронный ресурс] Режим доступа https://kanzoboz.ru/article/akvarelnyie_kraski_Relef/.

  5. Либралато В. Базовый курс. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс. - М.: Эксмо, 2014. - 284 c.

  6. Лучшие акварелисты современности [Электронный ресурс] Режим доступа https://kalachevaschool.ru/blog/327016.

  7. О технике акварельной живописи [Электронный ресурс] Режим доступа http://art-assorty.ru/8977-o-tehnike-akvarelnoy-zhivopisi.html.

  8. Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет. Учебное пособие. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. - 736 c.

  9. ТОП-5 лучших современных художников-акварелистов [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.aristek.ru/blog/top-5-hudozhnikov-akvarelistov/.

  10. Финмарк, Шэрон Вы можете писать людей акварелью. Подробный самоучитель для начинающих. – М.: Высшая школа, 2004. - 868 c.

































Приложения


Приложение 1

Акварельная палитра для изображения весны







Приложение 2




Приложение 3


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!