СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Влияние литературы на развитие нравственных качеств у учащихся старших классов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с помощью альтернативных источников, таких как: телевидение, интернет, компьютерные клубы и т.д., что ведет к деградации жизненных ориентиров. В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные духовно — нравственные ориентиры и ценности, снижается уровень культуры, что, безусловно, отражается на качестве жизни в целом.

Художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании старшеклассников и является объектом исследования в данной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Влияние литературы на развитие нравственных качеств у учащихся старших классов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя школа









ТЕМА ПРОЕКТА:





Влияние литературы на развитие нравственных качеств

у учащихся старших классов















Разработала:

ученица 11 класса

Соколова Кристина

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Ирхина Людмила Валерьевна









2024 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………2 - 3 стр.

Глава 1: Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание у старшеклассников………………………………… 3 – 5 стр.

    1. Особенности нравственного развития старшеклассников

    2. Воспитательные возможности художественной литературы

    3. Развитие эмпатии и сочувствия

    4. Формирование ценностных ориентаций

    5. Развитие критического мышления

Глава 2: Анализ художественных произведений с целью определения положительного влияния на духовно-нравственное воспитание...5 -9 стр.

2.1 Лирика Сергея Александровича Есенина

2.2 Произведения Фёдора Михайловича Достоевского

2.3 Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова

2.4 Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

2.5 Произведения Михаила Михайловича Зощенко

2.6 Михаил Шолохов «Тихий Дон»

2.7 Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»

Глава 3: Социологический опрос учащихся 10-11 классов МБОУ «Березовская» СШ с целью определения читательских интересов и предпочтений учащихся………………………………………….9 – 10 стр.

    1. Анализ результатов анкетирования

Глава 4: Способы улучшить читательскую способность у школьников

4.1 Методы и подходы к духовно-нравственному воспитанию старшеклассников через изучение художественной литературы…10 -11 стр.

Выводы и обобщение…12 стр.

Литература ……..13 стр. Приложение…..14-15 стр.

Введение

Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей образовательного процесса, особенно в старших классах, когда ученики находятся на пороге взрослой жизни. Одним из эффективных способов развития духовно-нравственных качеств учащихся является изучение художественной литературы.

Художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании старшеклассников. Вот несколько аспектов, которые отражают роль литературы в этом процессе:

1. Понимание истории и культуры: через чтение художественной литературы старшеклассники могут изучать и понимать разные эпохи и культуры. Это помогает им развивать сострадание, эмпатию и уважение к различиям .

2. Развитие эмоционального интеллекта: художественная литература помогает старшеклассникам развивать свою эмоциональную и психологическую грамотность. Они учатся анализировать и понимать различные эмоциональные состояния, проблемы и мотивации персонажей в книгах. Это помогает им лучше понять себя и других людей.

3. Этические и моральные вопросы: Художественная литература ставит перед старшеклассниками различные этические и моральные вопросы, которые помогают им развивать критическое мышление и формировать свои собственные ценности. Они могут обсуждать эти вопросы с ровесниками и учителями, что стимулирует активное участие.

4. Развитие сопереживания и понимания: чтение художественной литературы позволяет старшеклассникам вживаться в жизнь и проблемы других людей. Они могут посмотреть на мир с разных точек зрения и развивать свое сопереживание и понимание. Это способствует развитию их социально-эмоциональных навыков и способности к эмпатии.

5. Развитие креативности и воображения: художественная литература стимулирует воображение старшеклассников и помогает им развивать свою креативность. Она предлагает новые идеи, миры , что помогает им думать независимо и видеть новые возможности в жизни.

Противоречие: роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании школьника огромна, но читательская способность очень низкая.

Проблема: отсутствие знаний у школьников по вопросу «Какая литература может оказывать положительное влияние на их духовно-нравственное воспитание».

Актуальность: Всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с помощью альтернативных источников, таких как: телевидение, интернет, компьютерные клубы и т.д., что ведет к деградации жизненных ориентиров, формированию псевдочеловеческих ценностей. В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные духовно — нравственные ориентиры и ценности, снижается уровень культуры, что, безусловно, отражается на качестве жизни в целом.

Объект исследования: влияние художественной литературы на нравственное воспитание.

Предмет исследования: художественная литература как средство нравственного воспитания старшеклассников.

Гипотеза: художественная литература оказывает огромное влияние на нравственное воспитание школьников.

Цель: определить влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Опросить учащихся 10-11 классов МБОУ «Березовской» СШ с целью определения читательской способности школьников.

  3. Провести анализ результатов тестирования учащихся.

  4. Изучить художественную литературу, оказывающую положительное духовно-нравственное влияние на школьников.

  5. Составить методы и подходы к духовно-нравственному воспитанию старшеклассников через изучение художественной литературы.

  6. Изготовить буклет для школьников «Художественные произведения и их влияние на духовно-нравственное воспитание школьников».

Глава 1: Влияние художественной литературы на становление личности

1.1 Особенности нравственного развития старшеклассников

Актуальность проблемы нравственного воспитания определяется самой жизнью, социальными переменами. Молодежь сегодня становится жертвой социализации. В ситуации духовного кризиса задача нравственного воспитания является главной в разрешении социальных проблем. Нравственность понимается как воспитанное качество личности. Нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому, установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни. Поэтому, создавая систему воспитания, важно выявить эти нормы социальной жизни, определить их в качестве целей и задач нравственного воспитания.

1.2 Воспитательные возможности художественной литературы

Воспитательная функция художественной литературы является одной из самых главных. Литература помогает читателю познакомиться с миром, узнать других людей и познать самого себя. Литература оказывает на человека сильнейшее влияние, именно текст литературного произведения как нельзя точнее может передать позицию автора, его мысли, его отношение к людям, ситуациям, бытию в целом. У каждого автора своя собственная позиция, каждый вкладывает в свое произведение свою индивидуальность, частицу своей личности, на которую найдется отклик в душе читателей. Единственным материалом, который использует автор, является слово. Благодаря богатому языку и своему таланту писатель может донести до читателя такое большое количество очень важных и глубоких идей.

Также литература оказывает огромное влияние на развитие личности, становление характера человека, учит думать и анализировать, отстаивать свои интересы, развивает воображение, обогащает речь, открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений.

1.3 Развитие эмпатии и сочувствия

Художественная литература позволяет старшеклассникам:

- погрузиться в мир других людей, понять их эмоции и переживания;

- через чтение произведений разных жанров и стилей, учащиеся могут сопереживать героям и осознавать их проблемы и радости;

- это способствует развитию эмпатии и сочувствия, что является важным аспектом формирования нравственности.

1.4 Формирование ценностных ориентаций

Художественная литература предоставляет старшеклассникам:

- разнообразные сюжеты и персонажей, которые помогают им размышлять о важных жизненных вопросах;

- через анализ произведений возможность осознавать и оценивать различные ценности, такие как: добро, справедливость, честность и т.д;

- возможность сформировать у них собственные ценностные ориентации и моральные принципы.

1.5 Развитие критического мышления

Изучение художественной литературы требует анализа и интерпретации текстов, что способствует:

- развитию критического мышления у старшеклассников;

- умению анализировать действия и мотивы персонажей, оценивать их поступки и принимать обоснованные решения;

- помогает им развивать навыки самоконтроля и самооценки, что важно для формирования нравственности.

Глава 2: Литература, оказывающая положительное влияние на духовно-нравственные качества

2.1 Лирика Сергея Александровича Есенина

Тема Родины - одна из главных в лирике русского поэта Сергея Есенина. В его стихотворениях пред нами предстаёт величественный образ родной земли. Знакомство с творчеством поэта развивает у школьников патриотизм. Одно из самых распространённых произведений Есенина – «Запели тесаные дроги».

В стихотворении «Запели тесаные дроги» лирический герой описывает красоты своей Родины. Олицетворения: «Запели тесаные дроги,//Бегут равнины и кусты», «Синь, упавшая в реку» показывают, что для лирического героя Русь жива, она вечно находится в движении. И это движение вызывает в нем противоречивые чувства: и «теплую грусть» от ветерка, и радость от вида красивых пейзажей. Лирический герой понимает, что его Родина сейчас «на туманном берегу», и много ей еще придется пережить, но это не мешает любить ее «до радости, до боли» и верить в светлое будущее.

Таким образом, тема родины в поэзии Есенина призвана вызывать у читателей чувство глубокой связи с истоками и корнями, воспитывать уважение к родной земле и народу.

    1. Произведения Фёдора Михайловича Достоевского

Произведения Федора Михайловича будут актуальны всегда - до тех пор, пока существует порок и бесправие, нищета и отчаянье, бедность и стремление к наживе, милосердие и душевная низость. Достоевский великий знаток человеческой души: что и раньше, что и в настоящее время, если у тебя есть деньги, то многие грехи уйдут от правосудия (пример: Варечка в "Бедных людях" и помещик, что надругался над ней). Но что и раньше, что и в настоящее время существует милосердие. Например, начальник Девушкина, который спас его от голодной смерти, подарив некоторую сумму [12] или же отверженное самопожертвование Сонечки Мармедадовой [13]. Социальное падение, алкоголизм, пристрастие к игре, расслоение общества на богатых и нищих - это проблема и нашего времени. Произведения Федора Михайловича учат нас состраданию и милосердию, учат понимать и принимать чужие судьбы, чужие трагедии. Достоевский учит нас, а тем и полезны его книги, задавать извечные "проклятые вопросы": что есть человек, совесть, раскаянье, Бог? Он не даёт ответы на эти вопросы в своих книгах, но наш нравственный долг искать ответы на эти вопросы самостоятельно, и становиться лучше.

Роман «Преступление и наказание» учит тому, что нельзя безнаказанно совершить преступление. За любым противоправным деянием следует неминуемое наказание, и оно настигает и главного героя. Даже если бы он не сдался самостоятельно, у Порфирия были подозрения на его счёт, он был убеждён, что Раскольников – убийца, и, рано или поздно, призвал бы его к ответственности. Также роман учит тому, что нельзя позволять помыкать собой.

А роман «Бедные люди» учит сочувствию, состраданию, отзывчивости, помогать всем, кто нуждается в помощи, согласию и ладу в семье, не быть равнодушными к чужому горю и учит стойко переносить жизненные трудности.

    1. Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

"Мастер и Маргарита" - блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающее мистическое произведение, обнажающая вечные темы: истинной любви и верности, добра и зла, смерти и бессмертия.

Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд [10]. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению.

Прочитав роман «Мастер и Маргарита», школьник может задуматься над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное – опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.

2.4 Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

В произведении представлено несколько тематик: доброта, дружба и сострадание.

Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Зная, что его новые друзья - воришки, Вася всё равно не отворачивается от них. Он понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать [2].

Изучая произведение, школьники знакомятся с жизненными трудностями героев произведения, которые живут в неблагоприятных условиях, однако сохранившие человеческие качества. Вместе с героем повести они учатся смелости, любви, честности, благородству, милосердию.

2.5 Произведения Михаила Михайловича Зощенко

Произведения Зощенко учат пользе познаний, учения. Учат не страшиться трудностей, быть очень сильным и просто смелым человеком, а также проявлять смекалку, находчивость и применять приобретенные знания на практике. С тем чтобы чего-то достигнуть, нужно упорно работать и учиться.

Рассказы Зощенко читаются легко, они бодрые, смешные, веселые и всегда будут интересны, потому как в них очень много простой житейской мудрости. В них высмеиваются мещанские привычки людей, их уродливые идеалы. При этом, автор сам не смеется над людьми. Его задача состоит в другом: заставить людей взглянуть на себя со стороны и помочь отказаться от их мещанских привычек.

Например, произведение «Интересный рассказ» поучает нас тому, что в случае неудачи очень важно первым делом понять её причину, и тогда эта проблема будет решена.

2.6 Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Основная особенность романа заключается в том, что он предлагает глубокий анализ исторических событий Донского края в период Первой Мировой войны и Гражданской войны. Роман учит нас различать роль каждого человека в истории и показывает огромное значение каждого поступка.

Главный герой Григорий Мелехов является воплощением мятежного духа и своенравия донского казака. Его судьба отражает противоречия идеала и нравственности с реальностью жестокой войны [11]. Роман «Тихий Дон» призывает читателя задуматься о ценности мирной жизни и утопической иллюзии военного геройства.

Один из главных мотивов «Тихого Дона» — любовь. Любовь к родной земле, к родным людям, к своему народу. Шолохов показывает, насколько важно сохранять любовь и уважение к своим традициям и истории, несмотря ни на что.

Через героев своего романа Михаил Шолохов достигает глубокого понимания человеческой природы и истинных ценностей, которые никогда не устареют. «Тихий Дон» — это не просто красивая история, это великое произведение, которое учит нас быть справедливыми, честными и готовыми защищать свою родину и своих близких.

2.7 Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»

Героиня повести Мария на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Потеряв семью и оставшись одна в разрушенной немцами деревне, она нашла в себе силы не просто выжить самой, но и суметь сохранить жизнь вокруг [1]. Каждый день эта обыкновенная женщина проходила через нечеловеческие испытания и совершала подвиг, даже не подозревая об этом. Ее пример показывает самое главное - никогда не нужно сдаваться. Какие бы испытания не посылала нам жизнь, всегда можно выстоять, возможно всё изменить и исправить.

Повесть Закруткина «Матерь человеческая» заставляет задуматься о том, как важно не терять человечности, что бы ни случилось. Мария могла бы опуститься до мести, но это никак не помогло бы ей. Напротив, она не смогла бы жить в ненависти, озлоблении и ожесточении.

Глава 3: Социологический опрос учащихся 10-11 классов МБОУ «Березовская» СШ с целью определения читательских интересов и предпочтений учащихся



Был проведён социологический опрос среди учащихся 10-11 классов для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся . В социологическом опросе приняли участие 28 человек.

3.1 Анализ результатов анкетирования



1. С какой целью Вы читаете книги?

54% обучающихся читают литературу по школьной программе, 11% читают для самообразования, для 21% обучающихся чтение является формой досуга, 11% дали смешанный ответ ("Самообразование и досуг", "Учеба и досуг", "Учеба и самообразование"), "Я не читаю" 1 чел. (3%).

2. Читаете ли Вы художественную литературу?

30% читают художественную литературу регулярно, 55% читают худ. литературу иногда, 15% совсем не читают художественную литературу.

3. Является ли для Вас чтение основным способом познания жизни?

Для 45% чтение является основным способом познания жизни; для 55% чтение не является основным способом познания жизни.

4. Ваша любимая книга?

На вопрос "Ваша любимая книга?" были получены ответы:

- "Герои нашего времени" М.Ю.Лермонтов ,"Отцы и дети "И.С.Тургенев, Сборник сказок А.С.Пушкина", "Преступление и наказание"Ф.М.Достоевский , "Тарас Бульба"Н.В.Гоголь , "Капитанская дочка", "Евгений Онегин"А.СПушкин, "Тихий Дон" М.Шолохов, "Матренин двор"А.Солженицин, "Война и мир"Л.Н.Толстой

- "451градус по Фаренгейту " Рэй Бэрдбери, «Метро 2023»Д.Глуховский;

- "Искра жизни" Ремарк Э. М., "1984" Д. Оруэлл, "Сталкер" (книжная серия "S.T.A.L.K.E.R", продолжающая идею серии компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R.);

- "Ужастики" ;

- "Повелитель мух" У.Голдинг.

Вопрос про любимую книгу имел своей целью обращение к читательской памяти участника опроса, осознанный выбор с последующим декларированием определенной книги как любимой из числа прочитанных ранее, то есть нашедших эмоциональный отклик у читателя. В своих ответах часть обучающихся указала названия книг из обязательной для прочтения программной литературы, а затем указывают произведения развлекательной литературы: фэнтези, приключения, «ужастики», детективы.

Подростки нуждаются в современных книгах, соответствующих их возрасту, которые помогают юным читателям познавать окружающий мир, адаптироваться к реалиям современной жизни. В этом возрасте ходит такой мотив чтения, как «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и в результате значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

Глава 4: Способы улучшить читательскую способность у школьников

Чтение является одним из самых важных навыков, которое способствует формированию духовно-нравственных качеств у молодого поколения. Однако заинтересовать школьников чтением может быть сложно в нашем времени массовой информации и цифровых развлечений.

Важно начать с того, чтобы дать детям возможность выбирать литературу, которая их искренне интересует. Школьная библиотека должна быть местом, где каждый ученик может найти книгу по своему вкусу, будь то научно-популярные издания, фантастика, приключения или классическая литература. Возможность выбора поможет детям открыть для себя мир книг и найти то, что действительно цепляет их воображение.

Кроме того, можно проводить мероприятия, направленные на привлечение школьников к чтению. Классные часы, посвященные литературе и обсуждению любимых произведений, чтение вслух в школьной библиотеке или создание литературного кружка – все это может быть стимулом для учеников заняться чтением. Важно создать атмосферу, где литература будет веселой и интересной активностью, а не просто школьным долгом.

Также важно обратить внимание на выбор книг, которые будут предложены школьникам. Они должны быть актуальными, соответствовать возрастным группам и интересам детей. Книги, которые рассматривают важные жизненные темы, могут помочь ученикам развивать духовно-нравственные качества. Например, книги о дружбе, толерантности, смелости или справедливости могут помочь детям понять важность этих ценностей и посмотреть на мир с другой стороны.

Наконец, важно вдохновлять школьников своим примером. Если учителя и родители показывают искренний интерес к чтению, ребята, скорее всего, последуют их примеру. Организация семейного чтения или обсуждение прочитанных книг может стать замечательным способом сблизить ребенка с миром литературы и помочь ему найти личную мотивацию к чтению.

В итоге, чтобы заинтересовать школьников к чтению и помочь им приобрести духовно-нравственные качества, важно предложить им разнообразные книги, создать интересные ивенты в школе, подобрать актуальные произведения, акцентировать внимание на важные жизненные темы и предложить иметь возможность делиться своими впечатлениями с опытными читателями. Только тогда чтение сможет стать неотъемлемой частью их жизней, позволяя им стать более глубокими и эмпатичными личностями.



4.1 Методы и подходы к духовно-нравственному воспитанию старшеклассников через изучение художественной литературы:

- Создание атмосферы доверия и взаимоуважения среди учеников, чтобы они чувствовали себя комфортно выражать свои мысли, эмоции и взгляды на произведения их душевного развития.

- Применение дискуссионных форм работы, включая групповые обсуждения, дебаты и ролевые игры, чтобы старшеклассники могли изучать различные моральные дилеммы, анализировать их и выражать свои точки зрения.

- Использование сокращенной формы чтения для усиления эмоциональной отзывчивости старшеклассников на произведения, позволяя им пережить разнообразные эмоции и эмпатию к героям литературных произведений.

- Социальные проекты и практические задания, которые связаны с художественной литературой и требуют от старшеклассников сопоставления прочитанных произведений с реальными жизненными ситуациями и проблемами.

















Выводы и обобщение

В ходе проекта было выявлено, что литературные произведения способны вызывать у подростков эмоциональные реакции, помогать им понять и оценить различные жизненные ситуации, развивать эмпатию и сочувствие. Изучение художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников имеет большое значение и может принести ценные результаты.

Доказаны и определены основные выводы:

1. Чтение художественной литературы способствует развитию нравственных ценностей у старшеклассников.

2. Анализ литературных произведений помогает подросткам понимать сложные моральные дилеммы и принимать обоснованные решения.

3. Обсуждение произведений в группе способствует формированию критического мышления и способности к анализу.

4. Изучение литературы позволяет стимулировать воображение и развивать эстетический вкус у старшеклассников.

Также выявлено, что произведения Достоевского, Зощенко, Короленко, Булгакова, Закруткина, Шолохова и лирика Есенина воспитывают в старшеклассниках такие нравственные качества, как: чувство справедливости, сострадание, честность, любовь к Родине, ответственность, толерантность, эмпатию, самоконтроль, уважение к другим людям .

Таким образом, интеграция духовно-нравственного воспитания через изучение художественной литературы в образовательный процесс старшеклассников является эффективным методом формирования ценностных ориентаций и развития личности.

Гипотеза подтвердилась, что художественная литература оказывает огромное влияние на нравственное воспитание школьников.

















Литература

1. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

2. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

3. Донченко, Л.М. На уроке и вне урока / Л.М. Донченко // Духовные истоки воспитания».

4. Донченко, Л.М. Звено между душой и телом / Л.М. Донченко // Квартирьер. - 2002. - N2 9 - 10. С.44 - 47 (0,5 п. л.).

5. Донченко, Л.М. На урок в Третьяковскую галерею / Л.М. Донченко // Православная культура в светской школе. - М.: Самшит-издат, 2003. С.170 -176 (0,3 п.л.).

6. Донченко, Л.М. Традиции русского воспитания / Л.М. Донченко // Долг служения Отечеству. - М.: Самшит-издат, 2003. С.61 - 66 (0,3 п. л.).

7. Донченко, Л.М. Язык мой - друг мой / Л.М. Донченко // Православная культура в школе. - 2003. Ле 1. С.60 - 67 (0,5 п. л.).

8. Донченко, Л.М. Уроки русской литературы / Л.М. Донченко // Православная культура в школе. - 2003. Nº 3-4. С. 20 - 166, 187 - 192 (10 п. л.).

9. Донченко, Л.М. Из опыта использования идей святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассника / Л.М. Донченко // Школа: история, современность: Межвузовский сборник научных трудов.

10. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

11. М. А. Шолохов «Тихий Дон»

12. Ф. М. Достоевский «Бедные люди»

13. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»











Приложение

Результаты анкетирования 10-11 классов МБОУ «Березовской СШ»

1. С какой целью Вы читаете книги?





















2.Читаете ли вы художественную литературу?











3. Является ли для Вас чтение основным способом познания жизни?







4. Ваша любимая книга?

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!