Проектная работа «Сказочная Гжель»
Подготовила:
воспитатель Трегубова Т.А.
ГКУ РС(Я) «НСРЦН» «Тускул»
г. Нерюнгри
Введение
Значительным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у подрастающего поколения необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей, традициями и культурой, тем самым развивать предпосылки к творчеству.
Актуальность: Сегодня очень важно детей приобщать к искусству, народным промыслам и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Цель - Создание условий для развития личности воспитанников старшего возраста через вовлечение участников творческого проекта в художественную деятельность, показать участникам проекта значение росписи Гжель в жизни человека; развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству , формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал несовершеннолетнего.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения промысла и традиций гжельских мастеров.
2. Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
3. Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
4. Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
5. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
6. Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Вид проекта: творческий
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, выставка работ по теме проекта.
Тип проекта: Краткосрочный
Срок реализации проекта: одна неделя.
Ресурсы проекта: наглядно - дидактический материал «Образцы росписи Гжель», обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (стихи, рассказы,документальные видеоролики), художественная литература по теме «Народные промыслы России».
Предполагаемый результат: Сформировать неподдельный интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию; умение выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму); отработать навыки к самостоятельной творческой деятельности создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи.
План работы над проектом
1. Беседа «Гжель - голубое искусство».
2. Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров.
3. Беседа «Для чего нужно знать народные промыслы».
4. Просмотр документального фильма «Синие цветы Гжели» с обсуждением увиденного.
5. Создание презентации «Гжель»
6. Организована выставка детских работ «Чудо - Гжель».
Критерии и показатели эффективности проекта.
Качество воспитательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
Приложение 1
Беседа «Гжель - голубое искусство».
Цель: Познакомить воспитанников с народным промыслом Гжели.
Задачи:
- ознакомить детей с искусством гжельских мастеров;
- способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;
- учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
- воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
История развития гжельской росписи.
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Беседа:
Воспитатель: Сегодня, ребята, наш час общения посвящен народному промыслу Гжели. Сегодня вы услышите не сказку, а быль.
Заранее подготовленные воспитанники ведут рассказ.
Воспитанник 1: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Воспитанник 2: Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Воспитанник 3: Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Воспитанник 1: Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Просмотр видеоролика.
Воспитатель: Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.
Дети рисуют свои работы.
Приложение 2