СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Шедевры Московского Кремля"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа направлена на формирование духовно- нравственных качеств  учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Шедевры Московского Кремля"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №02

















Проектная работа

Шедевры Московского Кремля







Выполнила:

Игнатущенко Дарья

учащаяся 10 а класса

Преподаватель:

Красуля И. Л.

учитель истории

МОБУ СОШ №20





2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………3

1.История строительства колокольни «Иван Великий» ……………4-5

2. Особенности архитектуры…………….………………………………6-7

3. Колокола колокольни «Иван Великий»..….………………………..8-10

4. Интересные факты ……………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………12

Список использованных источников…………………………...................









































Введение

Актуальность проекта.


Каждому человеку необходимо знать и сохранять историю и культуру своей страны. Многие современные явления невозможны без знания истории, анализа исторических источников и конечно изучения русской культуры, каждый этап которой имеет свои особенности. Меняется общество, но и сегодня интерес к культурному наследию России не ослабевает.

На просторах интернета, я увидела официальный сайт «Музеи Московского Кремля» На данном сайте нашла много интересной и полезной для себя информации. Но больше всего меня заинтересовала информация об ансамбле колокольни «Иван Великий»

На тот момент я как раз была в поисках темы для проекта и решила выбрать именно эту.

Данная работа является для меня актуальной, потому, что мне хотелось узнать, когда и кем была построена колокольня «Иван Великий», как связана с церковью Иоанна Лествичника, каким образом идея «небесной лествицы» запечатлелась во внешнем облике постройки.


Цель данной исследовательской работы: узнать историю создания памятника архитектуры, отличающегося своей неповторимостью и оригинальностью, проследить связь колокольни «Иван Великий» с церковью Иоанна Лествичника, выяснить как

идея «небесной лествицы» запечатлелась во внешнем облике постройки, и поделиться своими знаниями с другими учащимися.


Задачи:

1. Изучить историю создания колокольни «Иван Великий»

2. Выяснить, как связанна колокольня «Иван Великий» с церковью Иоанна Лествичника

3. Изготовить макет колокольни.


Таким образом, объект моего исследования: колокольня «Иван Великий» (Церковь Ионна Лествичника)


Предмет исследования: история создания и архитектура колокольни «Иван Великий» Московского Кремля.





1. История строительства колокольни.

История строительства колокольни «Иван Великий» длинна и насыщена яркими событиями. Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

В 1329 году на этом месте, по повелению князя Ивана Калиты, был построен небольшой храм «под колоколами» с возведенной над ним колокольней в честь христианского подвижника и богослова Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» (от ст.-слав. «лестница»). Книга написана в середине VI века и представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы.

Среди историков бытует версия, согласно которой перед походом на Псков князь дал обет в случае удачи построить новый храм. Фортуна благоволила Калите, псковский поход завершился без жертв, и конфликт был решен миром.

Новая церковь с внутренним пространством в 5 на 5 метров была возведена всего за 3 месяца. Внешне она была похожа на древние армянские соборы: имела очертания восьмигранника с полуколоннами по углам, внутреннее помещение поделено на части по крестообразному принципу. На втором ярусе церкви разместились 5 колоколов. Прилежащая к ней площадь получила название Ивановской. Здесь оглашались царские указы и другие важные государственные решения.

Через 170 лет церковь решили разобрать, а на освободившемся месте для увековечения памяти князя Ивана III, прозванного Великим и объединившего российские земли, поставить новый храм. Но прежний навсегда остался в истории как первый российский каменный храм «под звоном». В 1913 году при реконструкции Соборной площади были обнаружены фундамент и фрагменты стен церкви Иоанна Лествичника.

Новым строительством, начавшимся в 1505 году, руководил итальянский зодчий Бон Фрязин, добившийся исключительной прочности храма. Для этого в его основание вбили дубовые сваи, приобретшие под действием грунтовых вод колоссальную крепость. Они служат до сих пор, хотя глубина фундамента не превышает 4,5 метров. Эту же задачу выполняют толстые стены нижнего яруса, металлические скрепы, замешенный на яйцах строительный раствор.

В 1508 году работа была завершена: 60-метровую двухъярусную колокольню увенчали куполом. Сооружение стало примером удачного перенесения на русскую землю итальянской традиции возведения кампанил ‒ отдельно стоящих башен с церковными колоколами.

Первоначально столп Ивановской колокольни был заметно ниже. Его верх, начиная от красивого ожерелья кокошников третьего яруса, надстроен при Борисе Годунове. Высота колокольни достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату — 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. Считается, что надстройка не отвечала какими-то функциональным потребностям — она представляет пустотелый кирпичный цилиндр с фальшивыми окнами. Причин же для ее осуществления было несколько: утвердить новую династию, дать работу и хлеб народу, а также градостроительно выделить Кремль среди разросшейся Москвы.

Рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской.

По архитектурному проекту Бажена Огурцова в 1624 году к северной стороне Успенской звонницы для большого колокола была добавлена еще одна площадка с шатровым покрытием, получившая название Филаретовой пристройки.

Архитектурный ансамбль был полностью закончен в конце XVII века. Колокольня «Иван Великий» – один из символов Москвы. До строительства в 1860 году храма Христа Спасителя колокольня «Иван Великий» оставалась самым высоким зданием в Москве и неизменно удивляла иностранных гостей.

Наряду с религиозным и эстетическим, башня приобрела и стратегическое значение: с ее высоты появление противника обнаруживалось за 30‒40 км.

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп «Иван Великий» устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814–1815 годах их восстановили в прежних объемах.

Во времена Второй мировой войны колокольня снова играла важную роль для российских солдат. Здесь был расположен командный пункт Кремлевского полка, а недалеко от него находился узел связи.

Со временем в церкви был организован музей, а в звоннице был открыт выставочный зал с экспонатами кремлевских фондов, где представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям.










2. Особенности архитектуры.


Собор-колокольня «Иван Великий» органично соединила в себе характерные черты зодчества двух различных веков ‒ строгость конструкций, присущую XV столетию, и декоративность отделки, подаренную XVI веком.

Немало решений было позаимствовано из итальянского архитектурного наследия. Однако многие из них были творчески переосмыслены и адаптированы к русским традициям. Цоколь легендарной звонницы возведен из белого тесаного камня. Его сменяет кладка, выполненная из крупного кирпича. Нижние этажи создали единый монолит с фундаментом здания. Второй восьмигранный ярус колокольни стремится повторить, очертания первого ‒ массив стен также идентично прорезан несколькими узкими окнами, над которыми располагается открытая галерея с колоколами. 

Необычайная легкость и стройность башнеобразного сооружения достигается композиционным построением объемов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. Два нижних яруса завершаются открытыми звонами.

Верхний ярус органично переходит в круглый барабан, декорированный поясом изумительно красивых кокошников с имитацией окон. Карниз такого оригинального основания для купола украшен золоченой надписью, извещающей о начале правления царской династии Годуновых. Золочёная луковичная глава, венчающая колокольню, является одной из первых в русской архитектуре, где был использован подобный каркас.

Гладь стен в каждом ярусе прорезана щелевидными окнами, в барабане они ложные. Аркады на уровне площадок для звона дарят еще больше изящности восьмичастным вытянутым объемам. Декоративные элементы сооружения в виде угловых лопаток, неглубоких ниш-впадин и фигурных межъярусных карнизов, как и подобает классике, лаконичны и одновременно выразительны.

Восьмигранный объем высотой и силуэтом, а также скромным архитектурным декором — «ломбардскими» арочками - напоминает итальянские колокольни-кампанилы, но они почти всегда были четырехгранными. Избрав более сложную октагональную форму, зодчий, вероятно, следовал русской традиции.

Кроме того, веревки колоколов европейских колоколен спускались вниз по особому внутреннему колодцу, а русские звонари предпочитали дергать за канаты, стоя на земле у стен колокольни. Есть предположение, что колокола Ивана Великого крепились к деревянным валам. Чтобы раскачать колокол, вал поворачивали.

Ранее стены колокольни «Иван Великий» были окрашены под кирпич, с белокаменными деталями, создававшими впечатление обнаженности конструктивного каркаса (лопатки на углах, карнизы между ярусами и под проемами звона).

В колокольне расположены удивительные винтовые внутристенные лестницы. Одна из лестниц находится в каменном столпе, который со среднего яруса звоны выводит на последний ярус. Это удивительное инженерное сооружение.

Внутреннее помещение Успенской звонницы переоборудовано под музей, открывающий посетителям историю Московского Кремля на протяжении девяти веков: изменение его границ и крепостных укреплений, строительство и перестройку его дворцов и храмов, многие из которых не сохранились до нашего времени. Здесь можно увидеть драгоценные фрагменты Кремлёвских построек, известных лишь по летописным упоминаниям, представить себе облик кремлевских церквей и монастырей, исчезнувших в начале XX века.

За последние несколько лет в выставочном зале звонницы были размещены экспонаты таких известных выставок, как «Индия. Драгоценности, покорившие мир», «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля», «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I» и многих других.

Также посетители музея могут выйти на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.



 




















3. Колокола колокольни «Иван Великий»

Для всех паломников, посещавших кремлёвские святыни, подъём к колоколам «Ивана Великого» был запоминающимся на всю жизнь восхождением. Отсюда, с ярусов звона, открывался вид на всю Первопрестольную столицу.

Так было до 1918 года, когда Кремль стал для православных «закрытым городом» — служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились. В отличие от соборов и дворцов, «Иван Великий» не стал музеем, а, скорее, экспонатом в общем музейном пространстве Кремля, но при этом закрытым для посещений.

Только спустя 90 лет, в 2008 году в отреставрированную кремлёвскую колокольню вошли посетители. В «Иване Великом» открылся новый музей, главным экспонатом которого стал сам храм-колокольня, с его уникальным внутренним пространством.

Колокола на Руси имели сакральное значение. Все значительные события государственного значения - рождение наследника, венчание нового царя и военные победы - в столице всегда сопровождались звоном колоколов "Ивана Великого", который был слышен не только на Ивановской площади, но и во всей Москве. С тех пор и пошло гулять в народе популярное изречение: "раззвонить на всю Ивановскую".

По описи начала XVIII века в комплексе построек ансамбля «Иван Великий» числилось 34 колокола, из которых использовалась примерно половина: остальные не имели языков. Поскольку колокола разрушались вследствие пожаров, падений самые древние из сохранившихся в Кремле относятся только к XVI веку (хотя известно, что еще в 1346 г. мастер Борис Римлянин отлил пять колоколов — вероятно, для церкви св. Иоанна Лествичника).

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне «Иван Великий», то оно будет равно 21.

Раньше все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические.

Три самых величественных колокола Кремля можно увидеть на звоннице. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — «Успенский». В 1817-1819 гг. московские мастера Яков Завьялов, девяностолетний патриарх литейного дела, и пушечный мастер 14-го класса Русинов, работавшие на заводе купца Михаила Богданов, перелили его из поврежденного при взрыве старого колокола. Корпус колокола украшают литые изображения Деисуса, Успения Богоматери, царей Алексея и Петра, а также императора Александра I с семьей и московского архиепископа Августина.

В литературных и архивных источниках «Успенский» колокол иногда фигурирует под названием «Большой», «Большой Успенский» и даже «Царь». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,23-4,3 м составляет 1750 кг, а сам колокол весит около 4000 пудов. Огромный размер «Успенского» колокола вызывал опасения: владелец колокололитейного завода купец Богданов с трудом получил разрешение на его подъем на колокольню. Рядом со звонницей соорудили специальную каланчу. Когда колокол подняли до середины нужной высоты, кто-то закричал, что Иван Великий шатается. В собравшейся толпе началась паника — возможно, намеренно вызванная мошенниками, покушавшимися на чужие карманы. Но все обошлось благополучно, и колокол занял предназначенное ему место. В него звонили только по высокоторжественным дням и великим праздникам, а купец Богданов, пожертвовавший на отливку немалые средства, приходил к звоннице, садился на ступени, слушал и плакал от умиления.

Следующий по размеру колокол, Реут (то есть Ревун — колокол с низким и тяжелым звучанием), весом в 1200 пудов, был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым, автором Царь-пушки. При падении вследствие взрыва в 1812 г. от колокола откололись уши, но после починки звук не изменился. Когда же сорок с лишним лет спустя в Кремле начался торжественный звон в честь восшествия на престол Александра II, Реут сорвался, проломив своды звонницы и убив несколько человек. По этому поводу митрополит Филарет предсказал неблагополучный конец царствования Александра.

Третий большой колокол в 1017 пудов, фигурирующий в документах под названием «Семисотный», «Великопостный», «Воскресный», обладал таким красивым тембром, что его специально приходил слушать композитор А.Г. Рубинштейн. В этот богато декорированный колокол Филаретовой пристройки, отлитый в начале XVIII века Иваном Моториным, звонили в Великий пост.


Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоколов, названия которых приведены ниже:

1. За звон, подобный клику прекрасной птицы, получил свое имя колокол Лебедь. 2. Древнейшим колоколом церкви Ивана Великого является Медведь, прозванный так за мощное, басовитое звучание. Медведь (вседневный колокол)

3. Широкий

4. Колокол с названием Новгородский был отлит при Иване IV Грозном для Софийского собора в Новгороде. Впоследствии колокол перевезли в Москву.

5. Ростовский

6. Слободский


В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

1. Новый (переименован из Успенского);

2. Немчин

3. Безымянный

4. Даниловский

5. Глухой

6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)

7. Марьинский


Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Московские колокольные заводы считались одними из лучших не только в России ‒ заказы приходили и из других стран. Московские мастера владели секретами идеального колокольного звучания.




























4. Интересные факты.

  • Правильное название колокольни «Иван Великий» – Церковь Иоанна Лествичника под Колоколы. По-настоящему мы должны называть эту церковь-колокольню именно так. Название «Иван Великий» (не «Колокольня Ивана Великого» - это совсем неправильное название) появляется в документах - в ладанных книгах, например, уже в 30-е годы XVII века. И связано это название не со святым Иоанном Лествичником, а с самой колокольней.

  • Исследования реставраторов показали, что основание колокольни имеет глубину всего 4,3 метра. Это опровергает легенду, что фундамент сильно углублен. Строение покоится на восьмигранном каменном основании, а его прочность — результат мастерства архитекторов: внутри кирпичных стен вмонтированы дубовые сваи, а раствор замешан на яичном желтке. Стены у основания Ивана Великого имеют толщину 5 метров, и 2,5 метра на втором ярусе. ...

  • В начале 1990-х годов Банк России выпустил трехрублевую монету, на которой была изображена колокольня Ивана Великого. Но по неизвестной причине в оборот ее так и не пустили.

  • Важность колокольни для России отображена в фольклоре, потому что бытует фраза «вырос с Ивана Великого», когда говорят о высоком человеке. Фраза «во всю Ивановскую» также связана с колокольней, ведь ее звон доносится до всех уголков Москвы.

  • Звон с колокольни разносился на большие расстояния. И это не удивительно – в звонницу входит 22 колокола, у каждого из которых есть своё необыкновенное имя: Медведь, Лебедь, Ревун, Семисотный, Глухой и т.д. Интересно, что их количество является абсолютным рекордом для всех нынешних московских храмов и церквей.





















Заключение.

При подготовке данного проекта я узнала, что колокольня «Иван Великий» – уникальное явление русской архитектуры, сформировавшееся на национальной почве без иностранных заимствований.

О величии действующих колоколов в России. Русских мастерах, владеющих секретами идеального колокольного звучания.

Колокольня имеет много уникальных черт, которые привлекают туристов из разных стран мира.

Планирую в будущем продолжить изучение историю памятников культуры нашей Родины.

Макет готов, и я довольна своей работой.


Макет колокольни «Иван Великий» можно использовать на уроках истории, как наглядное пособие. Ребята смогут внимательно рассмотреть мельчайшие детали памятника архитектуры, что пробудит у них интерес к изучению истории нашей страны.





Литература:


1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005. 


Интернет-ресурсы:


1. Интернет-ресурс <<дилетант>> 

https://diletant.media/articles/28269065/ 

2. Интернет-ресурс <<как возникло и развивалось оригами >> 

http://jorigami.ru/NewDoc/How_increase_and_develope_origami.htm 

3. видео <<как сделать миура ори>> 

https://www.youtube.com/watch?v=8vCJy9HrcS8 

4. Интернет-ресурс <<мир современных материалов>> 

https://worldofmaterials.ru/133-origami-metamaterial 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!