МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САСЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Е.Е. ПРОТОПОПОВА»
ТОМПОНСКОГО РАЙОНА
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
Выполнили: Соколова М.И., Захарова И.М.,
Слепцова О.В., Никифоров А.Н., Стручкова М.Н .
Актуальность:
Особую актуальность проблема профориентации приобретает в сельских малокомплектных школах и требует особого внимания. В условиях сельской местности старшеклассникам довольно сложно проанализировать и сопоставить с собственными способностями различный спектр профессий. Наблюдается низкая осведомленность о сфере профессиональной деятельности, недостаточно информации о профессиональных особенностях современного рынка труда, о месте нахождения образовательных учреждений по выбранным специальностям.
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
Цель: создание условий для самоопределения учащихся, формирования адекватного представления о своих возможностях, углубления знаний, склонностей, совершенствования ранее полученных навыков.
Основные задачи работы проекта:
- создать дополнительные условия для оказания обучающимся психолого-педагогической поддержки и помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
- обучения действиям по самоподготовке и саморазвитию, самореализации, формированию профориентационных компетенций, профессиональных планов, оценке готовности к избранной деятельности;
- построить профориентационное взаимодействие взрослых и обучающихся как равноправное сотрудничество, направленное на оказание помощи в использовании внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленных целей, планировании карьеры и необходимых шагов по реализации профессионального выбора;
- познакомить с вузами и СПО Республики Саха (Якутия) и их современными предложениями к профессиональному обучению и совершенствованию;
- знакомить с предложениями и условиями обучения в мировой системе высшего и специально-профессионального образования;
- предоставить информацию:
- об особенностях современного рынка труда;
- о современных критериях оценки специалистов;
- о юридических аспектах поступления в профессиональные учебные заведения.
- выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее, иметь своё мнение;
- выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;
- сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими ВУЗы и СПО.
Примерный план профориентационной работы
Работа с учащимися
-Организовывать посещение школьниками районных, городских профориентационных мероприятий.
-Организовывать профориентации для проведения групповых и индивидуальных профдиагностик и профконсультаций.
-Групповые и индивидуальные профконсультации по графику в школе.
-Проведение групповых профориентационных мероприятий: лекций, бесед, вечеров, диспутов, тематических вечеров, викторин, деловых игр, конкурсов и т. д.
-Организация экскурсий на предприятия, профессиональные учебные заведения(ГГТ выезд в город на весенние каникулы).
-Конкурс вечеров «защиты» профессий.
- Конкурс лучших сочинений на тему: «Моя будущая профессия».
- встреча со студентами (новогодние каникулы 25 января).
- «Профессии наших родителей» встреча с родителями (25 ноября)
- экскурсия по предприятиям родного села (апрель) и п. Хандыга
- онлайн-встреча с уроженцами Томпонского района
- Виктором Николаевичем Лебедевым
- Николай Бястинов (должности )
- Как правильно заполнять резюме
- просмотр короткометражных фильмов про разные профессии
- выездные встречи с представителями ВУЗов и СУЗов
- консультация для родителей и законных представителей по «Как помочь ребенку в выборе будущей профессии»
- Викторина «Самые востребованные профессии»
- квест-игра «Лабиринт профессий»
- встреча с индивидуальными предпринимателями района
Методическая работа
- Принимать участие в городских семинарах по профориентации.
-Семинары с учителями и классными руководителями по вопросам профориентации.
-Лекторий для родителей «Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся».
-Обобщение опыта профориентационной работы учителей и классных руководителей.
-Обзоры новинок литературы по профориентации.
-Индивидуальные и групповые консультации по вопросам профориентации.
Ожидаемые результаты:
Формирование профориентационной компетентности учащихся, которая может быть выражена в готовности в процессе профессионального самоопределения:
1.Испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения.
2.Ставить и корректировать соответствующие ближние и дальние цели.
3.Использовать внешние и внутренние ресурсы.
4.Приобретать опыт создания личностно - значимых и профессионально-ориентированных образовательных продуктов.
5.Противостоять внешним манипулятивным воздействиям.
6. Овладевать способами решения вопросов о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
7.Обращаться за помощью к специалистам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САСЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Е.Е. ПРОТОПОПОВА»
ТОМПОНСКОГО РАЙОНА
Классными руководителями были проведены анкетирования среди учащихся 8-11 классов «Определение темперамента по Айзенку», «Тест Джона Голланда на профессиональные типы личности» и «Профессиональный выбор старшеклассника»
Результаты анкетирования:
Учащиеся 8 класса
Учащиеся 9 класса
Количество человек
Учащиеся 10 класса
7
Учащиеся 11 класса
7
Всего: 19
7
3
Предпочтение дальнейшего выбора
Дальнейший выбор
Количество испытуемых по классам
8 класс
ВУЗ
1
СУЗ
9 класс
Служба в рядах РФ
2
2
10 класс
1
1
5
11 класс
Не определились
1
2
0
4
0
1
0
0
0
0
Предпочтение сфер деятельности
Сфера деятельности
8 Класс
Сфера науки
9 класс
0
Сфера образования
Сфера культуры
10 класс
1
1
Сельское хозяйство
1
0
0
11 класс
0
0
0
0
Промышленность
0
0
0
Транспорт
0
0
0
IT-сфера
0
1
0
Строительство
0
0
1
0
1
0
0
Сфера быт. Обслуживания
0
Сфера торговли
1
0
0
Военное дело
0
0
2
0
0
0
0
1
Охрана правопорядка
0
0
0
Медицина
0
0
Сфера управления
0
0
1
0
0
0
Сфера спорта
0
2
1
3
0
0
1
0
0
0
0
Факторы, влияющие на окончательный выбор профессии учащимся
Факторы влияния
Количество испытуемых по классам
Родители или другие родственники
8 класс
Состояние здоровья
0
9 класс
Средства массов.коммуникации
0
10 класс
0
11 класс
0
0
0
Учителя
0
0
0
Материальное положение
2
0
0
Друзья
0
0
0
0
2
0
Престижн. проф. В данное время
0
Преемствн. профессии в семье
1
3
0
Непредвиденные обстоятельства
0
0
0
0
0
Собственное мнение
0
0
0
0
Другие причины
0
1
1
0
0
2
0
0
0
1
2
0
0
Выводы
- 1. В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
- 2. По результатам опросов можно отметить, что увеличилось количество учащихся, которые уже определились с выбором профессии
- 3. Все проведенные мероприятия были направлены на важность правильного выбора обучающимися своего дальнейшего образовательного маршрута с учетом требований современного рынка труда.
- 4. В дальнейшей работе по профориентации необходимо продолжать работу по информированию учащихся о конкретных профессиях того или иного типа, об учебных заведениях, готовящих специалистов той или иной профессии. Необходимо продолжать работу по определению индивидуальных возможностей учащихся.
- 5. Так же разнообразить систему профориентационную работу через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования, через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда
Таким образом, проведение профориентации является основой для формирования благоприятных условий для профессионального самоопределения учащихся. Они углубят свои знания о мире профессий, психологических особенностях своей личности, смогут осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Онлайн-встречи со студентами
Групповой тренинг на профориентацию
Защита проектов «Выбор профессии»
День открытых дверей в Горно-геологическом техникуме
Викторина «Самые востребованные профессии»
Просмотр короткометражных фильмов про разные профессии
Проведение тестирований
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ