СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по теме "Влияние психотипа человека на процесс обучения "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по теме "Влияние психотипа человека на процесс обучения "»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие психотип…………………………………………………5

1.1. Психотипы личности ……………………………………...……...........5

Глава 2. Пакет рекомендаций…………………………..…………………13

Заключение…………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………..….…………19































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы состоит в том, что родители и школ стараются дать детям хорошее образование. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Учителя использую на своих уроках разные методы, приёмы и средства обучения для того, чтобы у каждого школьника были шансы на успешное обучение. Но не всегда всё перечисленные выше может помочь одновременно всем, даже если рассматривать весь класс. Так как все люди разные и у всех свой психотип. Знать свой психотип школьникам важно. Ведь зная все свои особенности, можно понять из-за чего могут быть те или иные проблемы в процессе обучения и как их преодолеть.

Анализируя литературу, было выявлено противоречие между описанием психотипов личности и их характеристик, которые расскрывают отношение психотипов к обучению в школе. Но нет советов преодоления возможных трудностей.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: изучение литературы о влиянии психотипа на процесс обучения и преодоление проблем.

Цель работы: составить пакет рекомендаций по устранению неготивного влияния психотипов личности на процесс обучения.

Задачи работы:

1.Рассмотреть понятие «психотип».

2. Изучить характеристики психотипов личности.

3. Выявить влияние особенностей психотипов личности на процесс обучения.

Методы разработки проекта:

- работа с научной литературой и интернет ресурсами;

- систематизация найденных сведений о влиянии психотипов личности на процесс обучения в виде разработки пакета рекомендаций.

На защиту выносится: значимость знаний характеристики обучающимися своего психотипа и влияния его на процесс обучения.

Новизна проекта: создан пакет рекомендаций, который поможет советами для каждого писхотипа личности достигнуть улучшения успехов в процессе обучения.

Практическая значимость: благодаря данному проекту и продукту обучающиеся смогут улучшить свою успеваемость, поднять интерес к процессу обучения.

Проектный продукт: пакет рекомендаций «Советы по улучшению успешности для обучающихся в зависимости от психотипа».

План работы над проектом:

1. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование.

3. Принятие решений.

4.Выполнение.

5.Анализ результатов.

6.Защита проекта.

Ожидаемые результаты: знать и разбираться в названиях, характеристиках психотипов личности; выявить особенности влияния психотипов личности на процесс обучения; уметь работать с информацией разного вида; уметь составлять советы для каждого психотипа личности по улучшению достижений в процессе обучения.

Полезность проекта: данный проект могут использовать обучающиеся, которые заинтересованы в определении своего психотипа, чтобы использовать полученные данные по улучшению достижений в процессе обучения.

Также данный проект поможет педагогам узнать своих школьников лучше и помочь им в преодолении трудностей в обучении.

























































ГЛАВА 1. Понятие психотип

Слово психотип она заменяют на другия понятия такие как: личность, характер, индивидуальность, стиль, темперамент.

В разных источниках даются разные понятия психотипа.

Психотип — основа нашей психики. Это бессознательные установки личности — ядро, которое формируется до трех лет. На его образование не влияет окружающая среда, воспитание, родители, генетика. Психотип это наша суть и основа с набором сильных и слабых, положительных и отрицательных качеств. Его можно сравнить со скелетом, а поведение с одеждой, которую мы надеваем в зависимости от настроения и обстоятельств.

Психотипы личности — это общие «сортировочные» группы, объединяющие людей по совокупности черт характера и особенностям личности.

Психотип личности – это целый комплекс психических характеристик, которые составляют обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители.

Но знание психотипа – это далеко не все. Каждый человек – это единство общего и индивидуального. Психотип – это своеобразная рулетка из генов мамы, папы, всех родственников. Это тот самый психологический «скелет», который исправить практически нереально, зато можно нарастить «мышцы» привычек, привязанностей, наклонностей – всего того, что определяет индивидуальность. Но личные особенности узнаются позже. Гораздо проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать общение или совместную работу.

В быту мы легко различаем характеры людей и можем их описать. Один – «ботан», другой – быстрый, «живчик». Один – молчун, другой – болтливый. Один – умный, другой – наоборот. То есть, при описании индивидуальных особенностей людей мы предпочитаем пользоваться не «типами», а скорее отдельными характеристиками. Для того или иного типа личности характерно свое поведение, свой склад ума, определенные черты характера.

Не только современные ученые занимаются определением психотипов личности, но и ученые древности тоже занимались данной проблемой. Например, Аристотель, выделял черты, характерные для «добродетели» и «порока», описывая их в психологическом аспекте. Гиппократ, в зависимости от темперамента человека, выделил холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Существуют несколько классификаций психотипов личности.   Но даже внутри каждой из классификаций четких границ между группами нет, они плавно перетекают друг в друга, смешиваются, обрастают индивидуальными чертами.

Но все эти психотипы разрабатывались для того, чтобы, например, по внешним признакам спрогнозировать поведение человека, определить его тип мышления, выявить потенциально сильные или слабые стороны, выбрать необходимую линию поведения.





1.1. Психотипы личности

Хорошо разбираться в людях поможет теория психотипов – древняя и интересная наука, которая корнями уходит во времена Гиппократа и продолжает развиваться по сей день. Психологических типов людей существует огромное количество. Каждый ученый, работавший над классификацией, брал за основу субъективные критерии и систематизировал, выделяя общее и различное. 

Существует 4 основых типа психотипа:

  • Холерик – преобладает лимфа: эмоциональный, вспыльчивый, несдержанный, очень подвижный и смелый. Обладатель подобного темперамента – лидер, инициатор, со рвением берется за любую работу, но не выносит рутины. Подвержен эмоциональным перегрузкам и срывам.

  • Сангвиник – главенствует желтая желчь: отличается спокойствием, уравновешенностью и оптимизмом. Человек веселый, общительный, «душа компании», живет настроением и легко относится к неудачам. Однако излишняя самоуверенность и поспешность мешают выполнять данные обещания.

  • Флегматик – основой выступает кровь: отличается спокойствием и сдержанностью. Плохо адаптируется в новой обстановке, может стать вялым и пассивным. Отличительные черты: предприимчивость, самообладание, не любит пустословия и не впадает в панику в стрессовых ситуациях.

  • Меланхолик – доминирует черная желчь: мнительный и склонный к унынию. Пессимист, болезненно реагирует на неудачи, подозрительный и ревнивый. Развито аналитическое мышление и творческий подход к работе.









































ГЛАВА 2.Пакет рекомендаций «Советы по улучшению успешности для обучающихся в зависимости от психотипа»

Сейчас школа, учителя и родители стараются дать все нужные условия для школьников, чтобы она были успешными в процессе обучения. Все эти условия создаются для лучшего понимания учебного материала, для повышения внимательности на уроках и запоминания большего количества информации. Но не все задумываются, что ещё важно учитывать психотип школьника.




Таблица . Пакет рекомендаций «Советы по улучшению успешности для обучающихся в зависимости от психотипа»

Психотип

Советы

1.

Параноик

Ты тщательно изучаешь те предметы, которые тебе нравятся. И по ним, несомненно, хорошие оценки. А как на счёт других? Обидно, когда за четверть, за год или в аттестате будет одна или две неудовлетворительные оценки. Попытайся найти в предметах, которые кажутся тебе непривлекательными, что-то особенное, их удивительные или сильные стороны. Когда тебе это удастся, успех гарантирован. А можешь попросить учителя подобрать тебе сложное задание по предмету, на который ты не обратил внимание, и провести микроисследование и выполнить любой проект, ведь ты очень любишь работать в таком направлении. Используй свои сильные стороны.


2.

Эпилептоид

Ты очень активный человек, возможно, любишь спорт, организовывать всех вокруг себя. Твои сильные стороны – это любовь к порядку во всём, тщательность, аккуратность, исполнительность и др. Ты всегда выполняешь все домашние задания, не прогуливаешь уроков, возможно, отличник.

Но иногда ты можешь проявлять гневливость, взрывчатость, придирчивость по отношению к окружающим. Если такие черты проявляются в процессе обучения, например, по отношению к учителям, это может плохо отразиться на твоей успешности обучения. Если тебя что-то не устраивает: оценка учителя, какой-либо комментарий учителя или учащихся, задание и т.п., пытайся не воспринимать это всё в штыки. Лучше спокойно выслушать всех, оценить самому адекватно ту или иную ситуацию и прийти к выводу. Так больше шансов не испортить отношение с тем или иным школьным предметов. Ведь всем известно, мы успешны в том, что нам нравится.


3.

Гипертим

Ты очень общительный человек, озорной и даже иногда шумливый. Это не плохо. Но вот своё озорство, общение и шум на уроках лучше не применять. Потому что, если на уроке общаться с кем-то, то можно пропустить важную информация. Это может плохо отразиться на успешности обучения как твоей, так и с кем вёл беседы. Ну и не стоит забывать о том, что так можно помешать всему классу.

У тебя есть способности всё по всем предметам выучить чуть ли не за всю ночь. Но нужно учиться сосредотачиваться на каждом предмете: выполнять все задания своевременно; изучать предметы не поверхностно, а углубленно. Также важно не опаздывать в школу, что присуще тебе.


4.

Истероид

Ты талантлив, любишь быть в центре внимания. Но не стоит в школе (на уроке) прибегать к интригам и демагогии, лицемерию, бесшабашности, необдуманным рискам, что присуще твоему психотипу. Всё это в той или иной степени может отразиться на твоей учёбе.

Помни, что в школу все приходят получать знания, а не просто показывать себя и свои таланты. Для этого есть внеурочная деятельность. Ведь, не осознавая нужду в получении знаний, есть риск не добиться учебных успехов. Но часто, люди твоего психотипа, учатся лучше всех. Но также часто они это делают для того, чтобы ими восхищались. Это хорошо в разумных рамках. Но также ты не любишь, когда тебя загоняют в какие-либо рамки. Старайся не воспринимать какие-то задания или требования одноклассников и учителей в штыки. Спокойно и адекватно оцени данную ситуация и приди к выводу.

5.

Шизоид

Ты очень способный и талантливый школьник. Ты владеешь особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Это здорово. Но старайся воспринимать и чужие точки зрения.

Ты можешь много заниматься, не покладая рук. Тебе часто трудно выполнять общепринятые требования. Старайся не относиться к этому так серьёзно. Можешь даже придумать свой вариант или схему требований к выполнению учебных работ, но не меняя общепринятые. Так как часто можно получить пониженную оценку за работу, которую ты выполнишь по своему, а не как научил учитель.

Тебе по силам справиться с любым заданием в школе. Просто тебе надо научиться относится проще к правилам выполнения заданий, которые озвучили на уроке. Ведь обидно получать низкие оценки при таких больших способностях.


6.

Психастеноид

Ты аккуратный, серьезный, добросовестный, рассудительный, самокритичный школьник.

Ты часто боишься ошибиться или оказаться в каких либо неприятных ситуациях. Из-за этого тебе трудно принимать решения. Но нужно учиться проще относиться к выполнение и оценке различных заданий. Опирайся на свои сильные стороны, борись со слабыми. Не бойся решиться, например, выступить перед классом, взять дополнительное задание для доклада на следующий урок и т.п. Старайся не думать о возможном результате, оценке и комментариях одноклассников. Ты сделаешь все отлично, так как добросовестный человек. Предоставь право времени оценить результат работы, не делай всё сам. Так появиться больше уверенности и возможность больших учебных успехов.


7.

Сензитив

Ты школьник с высокой внутренней дисциплинированностью, ответственностью, добросовестностью, самокритичностью и с повышенным требованиям к себе. Не нужно всегда ставить для себя высокие требования, ведь они могут плохо отразиться на твоём психологическом, моральном самочувствии, что повлечёт проблемы в обучении.

Помни, ошибки допускают все, порой даже учителя. Когда ты ошибёшься в чём-либо, не нужно сильно винить себя, углубляться в переживания и точно не нужно заниматься самоунижением. В таких случая вспоминай фразу «На своих ошибках учатся». Просто разбери ошибки, восполни пробелы в знаниях, наметь план решения данной ситуации, сделай выводы.


8.

Гипотим

У тебя такие сильные черты как: совестливость, острый критический взгляд на мир.

Но также ты ранимый человек, быстро устаёшь и нет никаких интересов и увлечений. Из-за этого, возможно, не хочешь углублять в суть предметов, что может привести к неуспешности в обучении в школе. У всех есть какие-либо интересы. Попробуй в себе найти то, что тебе понравится. Найди «своё» увлечение, затем ищи интересные стороны в школьных предметах. Ведь так учиться интереснее и есть смысл. А учиться хорошо только, чтобы не получить плохую оценку– не дело. Учись ради себя, ради того, чтобы достойно закончить школу, а затем и ВУЗ. Не нужно бояться ошибок, без них ни как.


9.

Конформный

Ты дружелюбный, исполнительнительный, дисциплинированный, покладистый школьник. 

Чтобы достичь успехов в учебе самому, нужно учиться самостоятельности. Учись более критично относиться к мнению окружающих. Не нужно слепо следовать чьим-то убеждениям и решениям. Например, друзья из класса предложили прогулять уроки, а ты их слушаешь, хоть понимаешь что это не правильно. Учись думать сам, отвечать за себя и свои поступки. Ни кто не в праве управлять тобой.

Чтобы достигать хороших успехов в учебе, нужно дружить с ребятами, которые тоже стремятся учиться хорошо.

10.

Неустойчивый тип

Ты общительный, открытый, услужливый, доброжелательный, быстро переключаешься в делах и общении.

Но также можешь быстро переключиться на другое занятие или дело, не закончив предыдущее. Нужно учиться ответственности. Если есть какое-то задание, старайся всеми силами его закончить. А потом можешь с чистой душой браться за новое.

Если ты пообещал, например, учителю выполнить сообщение для следующего урока, выполни его, даже если пропало желание. Пойми, что не нужно подводить других из-за своей лени. Бросай привычку искать причины твоей лености к выполнению поручений и заданий.


11.

Астеник

Ты аккуратный, дисциплинированный, скромный, исполнительный школьник.

Но тебе нужно работать над собой, точнее быть самоувереннее. Ведь это сказывается на результатах обучения в школе. Не нужно бояться получить плохую оценку тогда, когда особенно ты готов к уроку. Ошибки могут допускать все, даже учителя. Главное принять их, проанализировать и устранить. Если акцентировать своё внимание на ошибках и бояться после этого проявлять активность на уроке, то будут печальные последствия.


12.

Лабильный тип

Ты добродушный, чуткий, искренний, отзывчивый человек.

Также во время даже обычного разговора ты можешь  сказать что-то дерзкое и обидное. Старайся говорить спокойно в таких ситуациях, чтобы не было плохих от этого последствий.

На разные реплики родителей и учителей учись реагировать адекватно. Не нужно сразу дерзить им в ответ. Нужно выслушать, успокоится, а потом в спокойной манере выразить свою точку зрения и в случае необходимости предложить компромисс.

Также нужно адекватно реагировать на все требования педагога. Нужно помнить, что всё, что говорит, просит сделать педагог, пойдёт на пользу для школьников.


13.

Циклоид

У тебя часто меняется настроение. То ты весёлый, то грустный. Нужно учиться не предавать такое сильное значение ситуациям и вещам, которые влекут за собой плохое настроение. Ведь, когда у человека плохое настроение, то ничего не хочется делать и всё бросить. А это может плохо сказаться на успеваемости. Если в такие моменты кто-то пытается помочь тебе и поддержать, не нужно их отталкивать, а лучше прислушайся к ним.

Когда настроение хорошее, то и учёба идёт хорошо. Нужно стараться всегда поддерживать такое настроение: делать то, что приносить удовольствие, общаться с друзьями.

А если настроение плохое, нужно заниматься тем вещами, которые действительно приносят радость, чтобы выйти из этого состояния. Ведь плохое настроение может длиться очень много по времени, и потом придётся нагонять все упущенные знания в школе.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, существует много методов и средств обучения, которые направлены обеспечить хорошее обучение школьников. Ведь вооружившись знанием рассматриваемого в данной теме, можно выявить возможные проблемы школьников в процессе обучения и устранить их по мере возможности.

Зная лучше самого себя, легче будет найти правильный путь к успеху хорошей успеваемости школы. Ведь наш психотип имеет значимое влияние на процесс обучения.

Конечно нет людей, у которых черты какого-либо психотипа чётко выражены. Черты могут присутствовать из разных характеристик психотипов. А также не стоит забывать, что некоторые черты проявляются в течении жизни, а не сразу. На это влияют: семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье.

Приведённые выше советы по улучшению успешности для обучающихся в зависимости от психотипа» не стоит принимать как окончательные. Можно много найти информации по поводу мотивации к учебной деятельностиНо ясно одно – нужно работать над собой, для улучшения результатов. А для этого нужно узнать себя и свои особенности.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева Н. 13 психотипов личности: от параноика до циклоида. Медицинский вестник31 июля 2014.

2. Рамзаева М. 10 золотых советов школьникам по тайм-менеджменту. Учёба.ру. Старшекласснику, абитуренту. 2019.

3. https://infourok.ru/test-opredelenie-psihotipa-lichnosti-2361960.html

4.https://spravochnick.ru/psihologiya/psihotip_lichnosti_s_yarko_vyrazhennymi_chertami_haraktera/



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!