СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по математике «Математические расчеты на страже нашего здоровья» Направление «Математическая грамотность»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своей исследовательской работой я хотела показать, что не только на классных часах и уроках биологии  мы можем говорить о здоровом образе жизни, но и на таких уроках как математика. Отвечая на поставленный вопрос, я с уверенностью могу сказать, что математика взаимосвязана с нашим здоровьем и без нее практически не возможно поддерживать хорошее здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по математике «Математические расчеты на страже нашего здоровья» Направление «Математическая грамотность»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.Г. Сапрунова»










Проектная работа

по математике

«Математические расчеты на страже нашего здоровья»

Направление «Математическая грамотность»









Автор работы: учащаяся 8 класса «В» МБОУ СОШ №1 Довгаль Владислава.

Научный руководитель: Величко Светлана Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ №1





ст. Гиагинская 2023



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.Сон.

1.1. Сон и здоровье человека

1.2. Продолжительность сна учащихся

Глава 2.Питание

2.1. Правильный режим питания

2.2.Питание учащихся в школьной столовой

2.3. Примерное меню для подростка на неделю

Глава 3.Физическая активность.

3.1 Влияние двигательной активности на здоровье человека.

3.2 Сравнительный анализ двигательной активности двух учащихся

Глава 4.Математика против курения.

4.1. Вредные привычки

4.2.Анкета "Влияние курения на здоровье подростков"

Заключение.

Список использованных информационных ресурсов

Приложение




















ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью.

Я выбрала темой моего исследовательского проекта «Математические расчеты на страже нашего здоровья», потому что по статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Почему именно математика? Во-первых, это один из моих любимых предметов в школе, а во вторых именно на уроках математики можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье. Именно математика поможет Вам правильно рассчитать время, чтобы успеть выполнить запланированные на день дела. Математика легко справится с подсчетом потребляемых калорий и с определением необходимой физической нагрузки для того, чтобы быть в превосходной физической форме и хорошо выглядеть. Математика "подскажет" во сколько нужно лечь спать и когда пробудиться, чтобы организм полностью восстановил свои силы.

Постановка проблемы: Зависимость здоровья человека от умения правильно выполнить расчеты по рациону питания, режиму дня.

Выяснить, какую роль в данном вопросе играет сон , режим дня, правильное питание и наличие вредных привычек.

Актуальность проблемы: В современном мире мало кто задумывается о влиянии хорошо организованного режима дня, правильного питания и здорового сна на здоровье человека.

Целью работы было: Выяснить, соблюдают ли учащиеся моего класса (8 В класс) режим дня, придерживаются ли правильного питания, сколько времени отводят на сон и каким образом, имеют ли вредные привычки.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Определить влияния режима дня , питания и вредных привычек на здоровье учащихся 8 в класса.

  3. Провести исследование «Продолжительность сна учащихся 8 в ласса.»

  4. Провести примерный расчет суточной двигательной активности в различных формах физической культуры.

Гипотеза: При помощи математики возможно рассчитать свой режим дня и правильно организовать своё рабочее и свободное время. Математические знания позволяют просчитать норму потребляемых калорий и расход калорий при физической активности.

Объект исследования: учащиеся 8 в класса МБОУ СОШ № 1 имени А.Г.Сапрунова.

Предмет исследования: Возможности математики и здоровый образ жизни.

Методы моих исследований: Анализ литературы, анкетирование, статистические методы (сбор  первичной  информации, статистическая обработка  первичной  информации), анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

ГЛАВА 1. Сон

Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов.

Главные составляющие здорового образа жизни.

►умеренное и сбалансированное питание;

►достаточная двигательная активность;

►закаливание организма;

►отказ от вредных привычек;

►режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

►личная гигиена;

►умение управлять своими эмоциями;

►безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.

1.1. Сон и здоровье человека

Начало изучению сна и сновидений было положено в Древнем Египте и Древней Греции. В культурах античных цивилизаций сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа, являлся к людям во снах. Древние считали, что сон нужен человеку, чтобы он мог услышать пророчества богов.

Сон в жизни человека играет важную роль. Исследования последних лет показали, что сон – это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, которая необходима для приведения в порядок информации, полученной, в период бодрствования. 

Ученые много лет изучают связь между сном и здоровьем человека, и вот что им удалось выяснить:

  1. После одной бессонной ночи наши способности воспринимать информацию и эффективно работать снижаются на 30%. А после 2 бессонных ночей эта цифра достигает 60 %!

  2. Недосыпание снижает способность переваривать пищу на 30%. Таким образом, хроническое недосыпание может вызывать серьезные проблемы с пищеварением.

  3. Недосыпание повышает уровень гормона стресса в организме. Таким образом, когда мы не высыпаемся, мы плохо противостоим стрессу.

  4. Хроническое недосыпание ускоряет процесс старения организма.
    Например, если 30-летний человек в течение 6 дней будет спать по 4 часа в сутки, то состояние его организма будет напоминать состояние 60-летнего человека! А чтобы вернуться в форму, человеку необходима неделя.

  5. Если «переспать» с какой-то проблемой, эффективность ее решения повышается в 3 раза. Это еще один показатель того, как сон влияет на здоровье, в частности - на умственное здоровье. Когда мы высыпаемся, мы думаем лучше.

  6. Знаете ли вы, что 26 минут дневного сна помогают повысить работоспособность человека на 34%? Если перед ночной сменой поспать в течение 30 минут, смена пройдет максимально продуктивно - об этом говорят многочисленные исследования.

Очевидно, недосыпание и отсутствие качественного сна вредит нашему здоровью больше, чем мы себе представляем.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Многочисленные исследования показали, что здоровый сон подростка составляет 8 - 9 часов.

1.2. Продолжительность сна учащихся

С целью выявления отношения школьников к своему здоровью мною было проведено анкетирование «Гармоничность образа жизни школьников». (Н.С.Гаркуша, см. Приложение 1)

В анкетировании участвовали 19 учащихся 8 в класса МБОУ СОШ № 1 имени А.Г.Сапрунова. Мною были получены следующие данные. Эти данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Продолжительность сна учащихся 8 в класса.

Всего учащихся

Продолжительность сна

Более 9 часов

8 - 9 часов

Менее 8 часов

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

19

1

5

3

16

15

79


Проанализировав анкеты учащихся, я пришла к выводу, что большинство учащихся (79%) неправильно планируют свой сон. Однако 5 % учащихся спят более 9 часов. Анализ проведенного анкетирования показал, что только 16 % учащихся (3 человека) имеют высокий уровень понимания ценности и значимости своего здоровья и ведут здоровый образ жизни.








Глава 2.Питание

2.1. Правильный режим питания

Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения

Не следует употреблять много жаренной и пассированной  пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты. Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие. Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться. Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее.

Правильный режим питания чрезвычайно важен для организма. Самый оптимальный режим приема пищи – четырехразовый. Промежутки между приемами пищи при четырехразовом питании составляют 4-5 часов. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 часа до сна.

К сожалению, принимать пищу четыре раза в день получается далеко не у всех. Большинство людей кушают в день три раза. При трехразовом питании особенно важно не допускать слишком больших перерывов между приемами пищи. Самый большой перерыв не должен превышать 6 часов. И уж совсем недопустимо принимать пищу лишь 1-2 раза в день.

Несоблюдение режима питания может привести к серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также негативно сказаться на состоянии здоровья в целом.

2.2. Питание учащихся в школьной столовой

Учащиеся 8 в класса находятся в школе до 15 - 16 часов ежедневно. Поэтому они обязательно должны обедать в школьной столовой, чтобы поддерживать правильный режим питания.

В школьной столовой питаются далеко не все учащиеся моего класса. В беседе с одноклассниками я узнала, что не все из них регулярно питаются в школьной столовой. К сожалению, часть моих одноклассников предпочитает питаться фосфудом. Это неизбежно приведет к проблемам со здоровьем.

2.3. Примерное меню для подростка

Таблица . Примерное меню подростка.

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Омлет

(150 ккал)

Салат из капусты и моркови

(60 ккал)

Йогурт

(100 ккал)

Тефтели из рыбы (180 ккал)

Рисовая каша (220 ккал)

Борщ (150 ккал)

Печенье

(230 ккал)

Пюре картофельное (120 ккал)

Бутерброд с маслом (230 ккал)

Гречневая каша (200 ккал)

Фрукты

(100 ккал)

Хлеб пшеничный (80 ккал)

Чай

(80 ккал)

Паровая котлета (200 ккал)


Сок

(80 ккал)


Хлеб ржаной

(80 ккал)




Компот

(80 ккал)



Итого: 2260 ккал



Глава 3.Физическая активность.

3.1 Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Каждый из нас занимается спортом. Школьники посещают уроки физкультуры или дополнительные занятия в специальных секциях или спортивных школах. Взрослые и пожилые люди посещают спортзал. Для каждого возраста нужна своя дозированная нагрузка на организм.

Утренние физические упражнения имеют достаточно важное значение для повышения работоспособности человека после сна, для укрепления здоровья и закаливания организма. Способствуют восстановлению нормального функционирования центральной нервной системы утренние занятия гимнастикой.

Ежедневная потребность в движении составляет минимум 200, в среднем 840-1320, максимум 9000 движений в час. Следовательно, двигательный режим должен позволить учащимся ежечасно двигаться, то есть реализоваться в «малых формах» физического воспитания (утренней гимнастике, гимнастике до уроков, физкультминутках во время занятий, подвижных играх на переменах, специальных оздоровительных комплексах.

Таблица . Реализация суточной двигательной активности в различных формах физической культуры.

Формы физической культуры

Реализация суточной двигательной активности, %




среднее

минимум

максимум

Утренняя гимнастика

4,5

3,0

6,0

Гимнастика до уроков

5,0

3,0

7,0

Физкультминутка на уроке

2,0

0,5

3,5

Обычная перемена

4,5

1,0

8,0

Подвижная перемена

17,5

10,0

25,0

Урок физкультуры:




- игровой (бейсбол, волейбол, футбол)

27,0

3,2

50,0

Прогулки с подвижными играми

40,0

30,0

50,0

Оздоровительные комплексы упражнений

6,0

2,0

10,0

Из таблицы видно, что ежедневно используемые малые формы физической культуры обеспечивают реализацию около 40% суточной двигательной активности. Для полного удовлетворения потребности в движениях нужна еще хотя бы одна из форм, например, прогулка с подвижными играми.

3.2 Сравнительный анализ двигательной активности двух учащихся

С целью выявления влияния образа жизни на здоровье человека, мною была проанализирована двигательная суточная активность двух учащихся моего класса Жукова Назара и Самойленко Даниил. Результаты приведены ниже.

Таблица. Сравнительный анализ двигательной активности двух учащихся

Вид двигательной активности

Жуков Назар

Самойленко Даниил

Расстояние от дома в школу

20 минут

10 минут

Занятия в школе

урок физкультуры (45 мин.)

урок физкультуры (45 мин.)

Дорога из школы домой

25 минут

15 минут

Секция

Тыквандо (2 часа +35 минут дорога)

Спортом не занимается

Помощь родителям в ведении хозяйства

30 минут

45 минут

Итого:

4 ч. 45 мин.

1 ч. 55 мин.

Таким образом, Жуков Назар ведет подвижный образ жизни, большую часть времени он отводит физическим занятиям и прогулкам на свежем воздухе. Он находится в хорошей физической форме, не имеет избыточного веса, редко болеет. Самойленко Даниил ведет менее подвижный образ жизни. Он находится не в лучшей физической форме, имеет избыточный вес.

Вывод: Гиподинамия губительно сказывается на здоровье растущего организма.

Глава 4.Математика против курения.

4.1. Вредные привычки

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки.

Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются с нами. Курение – одна из самых распространенных вредных привычек.

По информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни.

Здоровый образ жизни — это, прежде всего, работа над самим собой. Человек должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

4.2.Анкета "Влияние курения на здоровье подростков" (Приложение 2)

Выводы: Здоровый образ жизни подразумевает отказ от табака и употребления алкоголя, рациональное питание, физическую активность (физические упражнения, спорт и тому подобное), укрепление психического здоровья и другие меры по укреплению здоровья[1].

Заключение

Своей исследовательской работой я хотела показать, что не только на классных часах и уроках биологии мы можем говорить о здоровом образе жизни, но и на таких уроках как математика. Отвечая на поставленный вопрос, я с уверенностью могу сказать, что математика взаимосвязана с нашим здоровьем и без нее практически не возможно поддерживать хорошее здоровье.

Я считаю, что мы, подрастающее поколение, должны делать все необходимое, для того чтобы улучшить своё здоровье. Так же я добилась поставленных собою целей и узнала много нового и интересного для себя и познакомила с этим своих одноклассников.

В ходе выполнения работы, мы пришли к выводу, что с помощью математики можно зорко следить за состоянием своего здоровья, можно с точностью до минуты распланировать каждый день, можно точно рассчитать необходимое количество калорий и держать себя в превосходной форме.

Я считаю, что мы, подрастающее поколение, должны делать все необходимое, для того чтобы улучшить здоровье Нации.














Список литературы

  1. http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnika.html

  2. http://www.7ya.ru/article/Pitanie-shkolnikov/

  3. http://www.gohappy.ru/article/196

  4. http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/7000/

  5. http://www.healthforma.ru/zdorovyjj-obraz-zhizni/42-pravilnyjj-rezhim-dnja.html

  6. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и здоровье, 1987.

  7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. - М: Химия, 1993.







































Приложение

Приложение 1

Анкета «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

2. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь.

3. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа;

в) не более 0,5часа или вообще не выхожу на улицу.

4. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю;

г) курите по дороге в школу.

5. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно; б) иногда; в) нет.

6. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов.

7. Употребляете ли Вы спиртные напитки или курите?

а) да, активно; б) изредка; в) никогда.

8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому;

д) преимущественно смотрю телевизор; е) играю в компьютерные игры; ж) другое.

Приложение 2

Анкета "Влияние курения на здоровье подростков"

1. Курите ли вы?

Да, часто. 2 Да, редко. 3 Нет, не курю. 14

2. Вы начали курить из-за:

Проблем в учебе. 0 Интереса. 4 За компанию. 3

3. Сколько сигарет вы выкуриваете в день?

До 10 шт. 5 10–20 шт. 0 20 шт. и более. 0

4. Чувствуете ли вы особую тягу к сигаретам?

Чувствую сильную тягу. 2 Только слегка тянет. 3 Совсем не тянет. 14

5. Часто ли ваши неудачи заставляют прибегать к сигарете?

Часто. 3 Редко. 2 Никогда. 14

6. Есть ли, на ваш взгляд, положительные стороны курения?

Есть, и много. 0 Есть, но мало. 3 Их нет. 16

7. Собираетесь ли вы бросить курить в ближайшее время?

Хочу бросить в ближайшее время. 2 Хочу бросить, но не в ближайшее время.0 Не хочу бросать. 16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!