СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Память. Развитие памяти в подростковом возрасте"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Память. Развитие памяти в подростковом возрасте"»

ВВЕДЕНИЕ



Мое исследование посвящено изучению базовых свойств памяти и процессов
памяти.
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
 
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной деятельности установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и
забывания. 
Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.
Объект исследования:  является память как психический процесс.
Предмет_исследования: особенности развития памяти у  школьников подросткового возраста.
Цель исследования: является изучение базовых свойств и различных видов памяти, влияние различных факторов.
Задачи исследования:

  1. изучить литературу по проблеме развития памяти;

  2. изучить особенности процессов запоминания;

  3. изучить литературу по проблеме развития памяти  у детей подросткового возраста.

Теоретическая значимость: эта проблема хорошо изучена в педагогической психологии,  но  недостаточно  изучена в средней школе.

Практическая значимость: данные исследования развития памяти  у подростков  могут быть использованы в работе учителей, психологов, родителей.










Глава I. Особенности_функционирования_памяти


1.1._Структура_памяти



Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации.
Если “научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе”, то
 память можно определить как “совокупность информации, приобретен­ной мозгом и управляющей поведением”.
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те
 входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг “обращает внимание” на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
События жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы
 возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятель­ность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают
 непосред­ственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Виды памяти:

Сенсорная память.
При знакомстве с
 ощущениями можно встретиться с таким явлением, как эффект последействия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого времени, и называется сенсорной памятью.
Особенности сенсорной памяти:

1) чрезвычайно малый срок хранения информации, после чего она либо должна переводиться в другую форму хранения, либо необратимо теряется; 2) модальная специфика, т. е. мгновенная память имеет модальные разновидности. Некоторые из них получили особые названия: иконическая (зрительная), экоическая (слуховая);

3) последовательность мгновенных образов: предыдущий след разрушается последующим сигналом на данный вход (анализатор);

4) невозможность произвольного управления: поступающую информацию нельзя произвольно ни задержать в памяти, ни сделать более отчетливой, ни воспроизвести;

5) неизменность образа. Информация не перерабатывается памятью, сохраняется в исходной форме. Поэтому важны условия ее предъявления: длительность воздействия раздражителя, фон, освещенность и т. д.;

6) высокая точность и полнота образов, т. е. высокая степень соответствия запоминаемому объекту или явлению (фактически представления мгновенной памяти есть первичные образы ощущений и восприятий, что и дало повод называть эту форму памяти сенсорной);

7) большой объем мгновенной памяти, обусловленный большим количеством чувственных входов для информации и множеством воздействующих одномоментно_раздражителей.
Биологическое и психологическое значение этой формы памяти заключается в обеспечении слитности восприятия мира. Иначе мы не смогли бы воспринимать речь как нечто целостное, моргание век все время прерывало бы нам зрительную картину окружающей обстановки и т. д. Кроме того, мгновенная память, обеспечивая задержку изменения состояния чувствительного входа под действием сигналов, дает возможность локализовать объект в пространстве, благодаря чему возникает предметная отнесенность образа. В этом прослеживается тесная связь памяти с ощущениями (свойство
 локализации) и восприятием (свойство предметности).
Кратковременная_память. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Для объяснения этих фактов была выдвинута
 гипотеза консолидации следов. Согласно ей при повторении или длительном воздействии раздражителя в нейронных группах накапливаются структурные изменения, обеспечивающие сохранение информации уже на уровне долговременной памяти. Этот период накопления структурных изменений называется временем консолидации следов. Если разрушающий фактор воздействует в этот период, то перевод информации в долговременную память нарушается и событие забывается. Воздействие после консолидации следов уже не может вытеснить полученную информацию. Кстати, консолидация зависит не только от временных параметров воздействующей информации (длительность, повторяемость), но и от ее значимости для индивида. Лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает защитное торможение, а не перевод его в долговременную память. В то же время особо значимая информация может быть переведена в долговременную память и без_повторения.
Объем же самих единиц может быть различным, о чем уже говорилось. Он зависит от способности человека организовать восприятие информации, его опыта в перцептивной и мнемической деятельности. Вспомним о симультанном восприятии, обусловленном укрупнением оперативных единиц восприятия, и о соответствующем укрупнении единиц памяти. Наглядно это можно проиллюстрировать следующим примером: допустим, что в кошельке (кармане, портмоне) у вас помещается только двадцать банкнот. Кошельку безразлично, будут ли это десяти, стоили пятисотрублевые купюры. Однако же суммы будут значительно различны. Емкость кратковременной памяти человека невелика. Мы с трудом запоминаем номера телефонов и вынуждены заносить их в записную книжку.
Особенности кратковременной памяти:

1) модальное безразличие, т. е. отсутствие модальных разновидностей образов;

2) повреждаемость следов в памяти последующей информацией, если она поступает до окончания консолидации этих следов и перевода предыдущих сведений в долговременную память;

3) возможность произвольного управления памятью, где значительную роль играют свобода выбора объектов запоминания, учет их значимости, установка на запоминание и хранение.

Эффективность сохранения информации повышается путем применения различных психологических приемов: проговаривания (вербальное кодирование сенсорно-перцептивной информации; дублирование

Значение этой формы памяти заключается в предварительной сортировке (учет значимых, повторяющихся событий, отсев случайных, неважных) и переработке (первичная схематизация, обобщение, обеспечение наглядности) поступающей информации, а также в переадресовке ее в долговременную память. На этой ступени памяти образы приобретают уже не только предметность, но и константность, т. е. независимость от условий предъявления. Это обеспечивается объединением разномодальной информации со сведениями от двигательных ощущений и восприятий. Кроме того, роль кратковременной памяти состоит в том, что она, как считают многие исследователи, выполняет функции оперативной памяти.
Долговременная_память
Эта форма памяти практически не ограничена ни по объему, ни по времени хранения. Однако проблема заключается в доступности хранящихся здесь сведений. Выяснено, что долговременная память представлена у нас
 двумя типами. К первому хранилищу человек имеет произвольный доступ. Здесь информация все время преобразуется (группируется, обобщается, дополняется) в соответствии с целями текущей и возможной будущей деятельности и конкретными решаемыми задачами. Ко второму хранилищу произвольного доступа нет. Информация в нем хранится не преобразованная, в том виде, в каком она поступила из мгновенной памяти в кратковременную.
Главное, насколько эффективны действия и рассмотрим первый тип долговременной памяти. Именно эта форма памяти имеется в виду, когда говорится о прижизненной памяти вообще, о памяти в целом. Ясно, что для нас хранящаяся в памяти информация ценна не сама по себе поступки,
 поведение, реализуемые на ее основе. Эта эффективность зависит в первую очередь от скорости извлечения нужной на данный момент информации.
Чтобы добраться до этой конкретной информации, надо осуществить выбор из хранящегося в памяти массива знаний. Выбор происходит тем быстрее, чем меньший массив информации нужно перебрать. И он тем точнее, чем адекватнее решаемой задаче информационное поле этого перебора. Следовательно, точность и скорость выбора зависят от величины актуализированного класса альтернатив, из которых требуется произвести этот
_выбор.
Актуализация, т. е. презентация в сознании нужного в данный момент материала, определяется избирательностью памяти, которая, в свою очередь, детерминируется психологической установкой, т. е. субъективной ценностью данного события. Именно установка помогает «всплыть наружу» соответствующему сиюминутной задаче усвоенному ранее материалу. Из этого «всплывшего» класса знаний осуществляется дальнейший выбор конкретной информации. Сокращения этого исходного пространства поиска, а, следовательно, и ускорения дальнейшего выбора мы обычно достигаем, отсекая альтернативы, которые либо редко встречались раньше, либо малоценны с позиции решаемой задачи.
Частота событий обычно напрямую связана с их значимостью для организма. Человек перебор альтернатив производит не по случайному закону, а используя свой опыт, учитывая предыдущую информацию об объекте или событии. Поэтому мы при актуализации пространства поиска нужной информации принимаем во внимание частоту любого события в нашей жизни и как бы вычисляем вероятность его появления. Наименее вероятные при решении данной задачи события (и соответствующие сведения о них) мы отбраковываем, тем самым сужая исходное поле выбора. Но возможны ситуации, когда наибольшее значение в решении задачи имеет не самое вероятное событие (сигнал, стимул). Тогда на передний план выходит его информативность, или ценность. Информативны, ценны те сигналы, которые снижают трудность и неопределенность задачи и повышают вероятность ее решения, достижения цели.
Сузив исходное поле поиска с помощью трех психологических механизмов (актуализации, учета вероятности и ценности стимулов), мы приступаем к перебору альтернатив внутри этого пространства и, в конце концов, извлекаем требующуюся информацию. Здесь уже встает проблема организации перебора. С психологической точки зрения таким организующим фактором, способствующим эффективному поиску нужной информации, являются ассоциации.
Второй тип долговременной памяти, как уже сообщалось, нам неподвластен. Извлечь из этого практически бездонного хранилища информацию мы по своей воле не в состоянии. Только принудительно можно считывать заключенные там знания. Эти особые случаи: 1) клинические вмешательства в мозг (например, диагностические раздражения электрошоком коры больших полушарий); 2)
 гипнотические состояния; 3) лихорадочно-бредовые состояния. Специфика условий для возможности извлечения информации из этого хранилища позволяет отнести данную форму памяти к сфере бессознательных явлений.

Во всех этих состояниях извлекаемая информация имеет следующие
 особенности:

1) реальность воспоминаний (детальность, яркость, четкость). У человека создается иллюзия, что он вновь присутствует при тех же событиях, в тех же местах;

2) отсутствие обобщенности заложенной информации, ее конкретность;

3) реальный масштаб времени при воспроизведении событий;

4) абсолютная неизменность вызываемой информации при повторных воздействиях на те же адреса (участки мозга). Информация восстанавливается без всяких изменений даже через десятилетия после ее ввода;

5) срок неизменного хранения информации неограничен;

6) неосведомленность человека в сознательном состоянии о содержащихся в этом_хранилище_знаниях.
Образная память - память на представления о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях. Запоминая первичные образы этих объектов восприятия, мы их преобразуем и превращаем в представления. При вспоминании мы воспроизводим уже эти трансформированные образы-представления. Преобразования заключаются в упрощении, схематизировании, обобщении первичных образов, в стремлении к симметричности форм, преувеличении или преуменьшении отдельных деталей. Итак, на входе у нас сенсорные и перцептивные образы различных воздействующих на наши органы чувств предметов, картин природы, сцен жизни и т. п. В хранилище - представления об этих раздражителях. На выходе, при воспроизведении - реконструкции представлений.
Образная память играет ведущую роль у детей и подростков. У взрослых людей обычно доминирует словесно-логическая память. Преобладание образной памяти над символической у взрослых, как правило, вызвано родом их профессиональных занятий (например, «творческие профессии») и условиями их деятельности (например, близость к природе).
Смысловая, логическая (словесно-логическая) память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опыту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления. Поэтому второй вид памяти обычно определяется как смысловая, или логическая память, а так как запоминаемый материал обычно представлен в слове (понятии), то ее еще называют словесно-логическая.
Эмоциональная память. Это память на аффективные переживания, она определяет воспроизведение эмоционального состояния при повторном воздействии той же (или сходной) ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.

Моторная (двигательная) память. Является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.
Оперативной
 называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Генетическую память
 можно определить, как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память
 связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память —
 это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Осязательная, обонятельная, вкусовая
 и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Возможно, именно умение обращаться к этому типу памяти умение мгновенно оперировать огромными числами (уникальные счетчики) лежит в основе феноменальных счетных и мнемических способностей.

История свидетельствует об уникальной памяти Наполеона Бонапарта. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Некоторые шахматисты могут вести игру на нескольких досках вслепую (А. Алехин проводил вслепую до 40 партий одновременно).










1.2.Свойства_памяти


Основные
_свойства_памяти:
1)
 ёмкость_(объем);
2)
 скорость_запоминания;
3)
 длительность_хранения;
4)
 точность_воспроизведения;
5)
 скорость_воспроизведения;
6)
 помехоустойчивость.
Емкость
 пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании. Эти элементы представляют собой порции сведений об объектах, не разложимые на части без потери качественной специфики информации. При симультанировании процесса восприятия перцептивные единицы могут укрупняться, объединяя несколько элементарных единиц восприятия и образуя самостоятельную целостную порцию информации, преобразуемую в памяти в соответствующую укрупненную мнемическую единицу информации. Например, в качестве таких разного объема единиц информации выступают буквы, слоги, слова, фразы.
Скорость запоминания
 это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения – это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессызабывания.
Точность воспроизведения
  это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»). Как правило, абсолютной точности (как говорят, фотографической) достичь не удается, поскольку в процессе хранения информация в памяти подвергается определенной обработке, способствующей ее сопряжению с имеющимися уже сведениями и формированию общего запаса знаний (опыта). Тем не менее чем меньше эти расхождения, тем выше точность, а, следовательно, и общая эффективность памяти. Отклонения от исходного вида информации могут носить как внешний характер (по форме), связанный с сенсорно-перцептивным уровнем психического отражения, так и внутренний (по содержанию), соотносимый со значением и смыслом соответствующей информации и связанный с мыслительным уровнем отражения. Точность воспроизведения связана с режимом, в котором работает память при воспроизведении: режимы узнавания, вспоминания, припоминания или воспоминания.
Скорость воспроизведения
  это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость
  это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.





































Глава II. Процессы_памяти


2.1.Запоминание



Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти – ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.
Запоминание - представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».
Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об
 осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.

Непроизвольное смысловое запоминание
 не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то_явление.
Экспериментальное исследование харьковской психологической школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, т.е. он не является навыком.
Произвольное механическое запоминание
  компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.
Произвольное смысловое запоминание
  основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных.

На_продуктивность_влияет:
-
 Умение легко ставить любые мнемические задачи, которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует_работу_своей_памяти.
-
 Мнемические приемы, которые использует человек для реализации задачи. Выделяют_две_группы_приемов:
 Первая группа  простые мнемические приемы, точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. _

К_этим_приемам_относятся:
-
 Наглядность. Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);
-
 Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же_сутки);

-
 Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;
-
 Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.
Вторая группа  сложные мнемические приемы. В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:
-
 Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.
Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;
-
 Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;
-
 Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.
Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.



2.2.Хранение



Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, преградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.
Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти
_ввел_Тульвинг.
В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память
 автобиографична. Что касаетсясемантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.
Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организо­вана информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только класси­фицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов “укладки” информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей запоминаемого материала.
Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна
 пространственная органи­зация, позволяющая установить связи и “опорные точки” в нашем физического и социальным окружении. Именно такая организация лежит в основе построения “когнитивных карт”. Линейная организация позво­ляет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу_в_книге.
Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся “изнутри”. Во-первых, можно предположить существование
 ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с какими-либо общими признаками - на­пример, содной и той же первой буквой (“Как там звали сотрудника Павлова на. “Б”? Нет; не Бандура...”), из одной и той же граммати­ческой категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты_и_т.п.).
Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти обеспечивает
 иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории “птиц” (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет). 
То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть
 динамическим и статическим. Динамическое сохране­ние проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изме­няется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной па­мятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в раз­личных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизве­дении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали,
 - при­вносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует более высокую ступень осмысления_изучаемого_материала.
О сохранении информации и ее видоизменении можно су­дить только по следующим двум процессам памяти
  узнава­нию и воспроизведению.


2.3.Воспроизведение



Воспроизведение  это процесс восстановления и реконструкции воспринятого_прежде.
Информация, хранящаяся в долговременной или кратковременной памяти, переводится в оперативную и используется в текущей деятельности. Воспроизведение является индикатором (показателем) эффективности и памяти в целом, и ее отдельных стадий. Чем легче и правильнее мы воспроизводим информацию, значит, тем лучше мы ее запомнили и сохранили.
Как и запоминание, воспроизведение (во всех своих разновидностях) может быть
 непроизвольным и произвольным. В первом случае мы не ставим специальной цели вспомнить что-то, эта информация «всплывает» сама собой, без осознаваемых усилий с нашей стороны. Непроизвольное воспроизведение определяется механизмом ассоциаций и неосознанными психологическими установками. Толчком к автоматическому извлечению из памяти информации о чем-то служат включенные в текущую деятельность человека сами эти предметы (явления) либо представления о них, либо связанные с ними состояния и мысли. Сама же деятельность не направлена на вспоминание этих предметов или явлений, они и их образы только сопутствуют этой деятельности. Произвольное же воспроизведение специально организуется человеком, он намеренно хочет что-то вспомнить, уточнить из своего прошлого опыта. В произвольном воспроизведении особо явно выступает конструктивный характер этого процесса. Происходит не только восстановление прошлой информации, но она активно подвергается переработке: изменяется ее структура, план изложения, выделяется главное, вставляются дополнения, опускаются незначащие детали и т. д. Особенно это заметно при словесном оформлении воспроизводимого материала, примеры чего были приведены при рассмотрении словесно-логической памяти.
В зависимости от условий, в которых происходит воспроизведение, различают следующие разновидности этого процесса:

1) узнавание;

2)вспоминание;

3) припоминание;

4) воспоминание.

В основе этого деления лежат субъектно-объектные отношения процесса воспроизведения. Как мы помним, главным итогом работы памяти является формирование представлений о воспринятых ранее объектах (предметах, явлениях, событиях, ситуациях, действиях, состояниях и проч.). При воспроизведении мы извлекаем из памяти необходимые нам в текущей деятельности представления и, опираясь на них, решаем стоящие перед нами задачи, достигаем поставленных целей. В соответствии с таким подходом перечисленным разновидностям процесса воспроизведения можно дать_следующие_определения.
Узнавание
 воспроизведение представлений о наличных в поле восприятия_объектах.
Вспоминание
  воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям (связям) с наличными в поле восприятия объектами.
Припоминание
  воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям с представлениями о других отсутствующих объектах.
Воспоминание
  воспроизведение представлений об отсутствующих объектах по их ассоциациям с самим субъектом.



2.4.Забывание



Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.
Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.





























Глава III.Влияние различных факторов на память.

3.1 Влияние музыки


Считается, что музыка оказывает положительное влияние на когнитивные способности. Даже выделяют такой вид памяти, как музыкальная память

Ученые неоднократно проводили исследования влияния музыки определенных жанров на человека. Но только Элизабет Хельмут Маргулис, известный американский психолог, заявила о том, что прослушивание приятной музыки на повторе может улучшить память и работу мозга, в целом. Все объясняется тем, что слушая хорошую песню на повторе, наш мозг не отвлекается на композицию и не стремится понять текст: мы и так уже хорошо знаем эту музыку. Таким образом, делая музыку фоном, мы создаем благоприятную атмосферу для работы и не отвлекаемся от дел. Регулярное прослушивание музыки повышает продуктивность: человек лучше концентрируется на делах, у него повышается настроение, он начинает работать лучше и с удовольствием. Какую музыку слушать для улучшения работы мозга? Любую, которая вам нравится. Здесь выбор не ограничен определенными жанрами. Просто попробуйте. Поставьте на повтор хорошо знакомый вам альбом известной группы. Не делайте слишком громко — отрегулируйте комфортный для вас уровень звука, который не будет отвлекать от основных задач

3.2 Влияют ли цвета на память


Например, желтый цвет – это ум, знания, мудрость. Этот цвет придает энергии, оптимизма, успокаивает и расслабляет. Именно желтый носит название интеллектуального цвета. Он положительно сказывается на памяти, творческой деятельности, способствует мыслительному процессу. Но существует множество оттенков желтого, все они оказывают различное влияние на человека. Взять, например, лимонный. Лимонный ассоциируется с осенью и утром, поэтому может оказывать противоположное влияние. Хотя цвета и похожи, по своему воздействию они отличаются. Лимонный цвет улучшает настроение, положительно влияет на мозговую деятельность, придает заряд бодрости и позитива.

Синий помогает сосредоточится. Он успокаивает нервную систему, что позволяет лучше сконцентрироваться и ограждает мозг от отвлекающих внешних факторов. А раз улучшилась концентрация, то и запоминание тоже улучшилась вместе с другими когнитивными функциями.

Синий – не единственный цвет, который может помочь с концентрацией. Для этого подходят и другие холодные, и нейтральные цвета.


3.3. Влияет ли возраст на память?

Поскольку память своего рода талант, она способна развиваться с детства до старости. Новорожденный не обладает памятью. Только к 9-10 годам ребенок овладевает способностью к активному вмешательству в работу памяти. Родители и учителя могут стимулировать работу памяти у ребенка любого возраста. Большинство научных экспериментов доказывает, что тренировка памяти влечет рост всех остальных способностей. У взрослого память лучше, чем у ребёнка, так как, развив свои познавательные способности к этому возрасту до максимума, люди разрабатывают и совершенствуют различные методики запоминания. С возрастом память слегка слабеет. У пожилых людей, как правило, наблюдается ухудшение функций органов чувств; повышенная чувствительность к посторонним помехам; трудности при совмещении нескольких дел (разделенное внимание); сужение поля внимания; пониженная способность к формированию мысленных образов и использованию воображения (например, пожилые люди видят сны не так часто, как прежде) - все это пагубно отражается в первую очередь на процессе записи информации. Возрастные изменения вызывают замедления и во время извлечения информации и плохо сказываются на способности человека к спонтанной организации мыслительных процессов. К семидесяти годам память теряет около 30% возможностей.










































Заключение



Проанализировав литературу, мы пришли к тому, что память занимает доминирующее положение среди психических процессов, но она также неотрывна от них и в том числе от мышления. От вида памяти зависит образ жизни человека.

В подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте ребенку приходится значительно больше запоминать информации. Не все способны запоминать одинаковое количество материала. Память у всех различается: у кого-то преобладает образная, у других слуховая или зрительная и т.д. В подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Все эти различия в памяти делают ее актуальной для изучения . Поэтому будет правильно, если сказать. Что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтение монолога в слух. Поэтому развитие и совершенствование памяти подростка, так же как и любого ребенка - один из важнейших моментов в психологическом развитии личности.






















Библиографический список



1. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.

2. В.В. Никандров. Психология, введение в психологию, Глава 7. Память. 2007.

3. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

4. Рибо Т. Аффективная память. СПб., 1899.

5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988

Касаткин В. Н. Теория сновидений. М., 1967.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968

Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории познания. СПб., 2003. С. 204

Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1911.

Никандров В. В. Метод моделирования в психологии. СПб., 2003.

Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.

Никандров В. В. О терминологической проблеме в исследованиях опознавательных процессов // Вестник ЛГУ. 1987. № 13. Вып. 2. С. 54

Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974. С. 21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!