2
Проектная работа над панно «За нами Москва!»,
посвященном 80-летию битвы под Москвой,
в школьной мастерской керамики.
«Именно творческая деятельность
делает ребёнка существом,
обращённым к будущему,
созидающим его
и видоизменяющим его настоящее».
Л.С.Выготский.
Керамика – искусство древнее, как само человечество.
С незапамятных времён человек месил глину руками, придавая ей разную форму. Воплотить собственное вдохновение в изделиях из глины – это цель, к которой упорно стремится каждый художник.
А что необходимо сделать педагогу, чтобы ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, осознанно и с интересом, выразил своё отношение к историческому событию посредством лепки из обычной глины?
Использование проектного подхода для формирования нравственных чувств, гражданской позиции, воспитания особых детей в духе патриотизма и уважения к своей Родине, явилось на наш взгляд наиболее успешным.
Развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием. Здесь отмечается задержка в развитии высших психических функций, таких как память, внимание, речь, мышление.
Но именно чувственная область познания ― ощущение и эмоциональное восприятие – у многих детей остаются относительно сохранными. Поэтому, вся урочная и внеурочная работа строилась на формировании эмоционального и душевного отклика ребёнка, который бы способствовал посильному для него осмыслению этого исторического события.
Беседы на классных часах, посвященные 80–й годовщине разгрома фашистских войск под Москвой, просмотр документальных и художественных фильмов раскрывали тему обороны Москвы. А дистанционная работа семейного Клуба на базе Дарвиновского музея, где каждый рассказывал о семейных реликвиях прадедов – фронтовиков наполняла чувством сопричастности и сопереживания.
Незабываемым было и посещение школьного музея, где хранятся подлинные документы и письма фронтовиков - родственников учителей школы.
Так накапливался личный эмоциональный опыт каждого участника проекта. Это те самые условия, которые необходимы для воспитания чувств человека, осознающего свою причастность к великому прошлому страны. Именно из этого чувства сопричастности и появлялось вдохновение сделать панно интересным для других.
В керамике переплетено ремесло и искусство, поэтому, вдохновение подсказывало объём работы, а навыки лепки и декорирования становились более точными и выразительными.
Дети лепили танки советские и вражеские, разгромленные деревни и сожженные храмы. Противотанковые ежи разбивали поля на квадраты, в окопах бойцы с пулемётами, готовые принять бой. И артиллерия своя и чужая…
Мы не убирали незавершённую работу со стола и все, кто приходил на уроки керамики, подолгу смотрели на панно. Сначала по детски восторгались, а потом замолкали… .
За время работы над панно изменились сами ребята, стали взрослее. Сама тема панно «За нами Москва!» настолько их увлекла, что не было лишних разговоров, лица стали серьёзнее, а движения рук- точными. Будто встретилось прошлое (письма фронтовиков, стихи, кинофильмы о войне) – настоящее (глина, краски, замысел, творчество) – будущее (что останется в душе навсегда).
Результатом такой работы, который сложно измерить, стал воспитательный эффект личной сопричастности к истории Родины: панно находится в керамической мастерской, его замечают все входящие. Ещё мы сняли видеоролик о том, как панно создавалось. Видеоролик смотрели все, с 5-го класса по 9-й. Несколько раз подряд. В полной тишине… .
Значит, записалось в душе что-то большее, чем просто керамическое панно… .
И это обнадёживает.
ГБОУ Центр развития и коррекции Школа №2124
учитель дополнительного образования,
руководитель кружка керамики «Весёлый гончар»
Калинина И.В.