СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему: "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: "Блокада Ленинграда"»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕНЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА ИМ. А. ЮСУПОВА»







Исследовательская работа по истории


Тема:

«Блокада Ленинграда»





Выполнил:

Гаджиев

Ученик 7 класса ОАНО «Школа им.

Юсупова»

Руководитель:

Панахов Рагим Бедрединович

преподаватель истории















г. Махачкала – 2024 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЛЕНИНГРАД В БДЛКАДЕ…………………………………………..6

1.1 Захват Ленинграда…………………………………………………..6

1.2 Дорога Жизни……………………………………………………….8

1.3 Прорыв и снятие блокады…………………………………………..9

ГЛАВА 2. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: НОВЫЕ ДАННЫЕ УЧЕНЫХ О ТОМ, КАК ВЫЖИВАЛ ГОРОД……………………………………………………….11

2.1. «Власти ожидали самый негативный для Ленинграда сценарий»………………………………………………………………………...11

2.2. «Ленинградцы не знали, что происходит и что их ожидает»………………………………………………………………………….12

2.3. «В блокадном Ленинграде сформирован источник нынешней концепции стратегических резервов»………………………………………….13

2.4. «Медицинский аспект блокады требует отдельного изучения»…………………………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


















ВВЕДЕНИЕ

Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили бы память героев Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение передаются воспоминания участников войны, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как самые дорогие реликвии. Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей. Но и сейчас живут тысячи людей, в памяти которых сохранился суровый образ блокадного Ленинграда, заснеженного, измученного, но не сдающегося врагу. Для участников обороны Ленинграда, как и для их сыновей и дочерей, которые видели над своей головой только чистое небо, не слышали рёва пикирующих бомбардировщиков, свиста снарядов, грохот разрывов и обрушивающихся зданий, память о битве за Ленинград одинаково священна. Как священна и память о тех, кто отдал свою жизнь за город и за нашу Родину.

Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Нельзя не признать и тот факт, что патриотизм как таковой угасает с каждым новым поколением. А ведь он так необходим возрождающейся России. Актуальность нашего исследования обусловлена также кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека-личности, индивидуальности, гражданина-патриота. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут дети. Когда на уроке истории мы смотрели фильм «Жизнь в блокадном Ленинграде», то нас до глубины души тронула эта тема, и мы решили более глубоко изучить историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Мы уверены, что ценность нашей работы будет заключаться не только в пополнении собственного багажа знаний, но и в использовании материалов нашего исследования на уроках истории, классных часах, беседах с учащимися школ и студентами. Проблема, которую мы исследовали и изложили в своей работе, связана с легендарным подвигом ленинградцев в блокадном городе. И тогда, и теперь, когда прошло более 70 лет с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?

Цель данного исследования: изучить и проанализировать историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны в целом и на примерах некоторых из героев-блокадников показать общенародный характер патриотической борьбы и неоценимый вклад каждого гражданина в достижение Великой Победы. Предмет исследования - исторический анализ деятельности ленинградцев в блокадном городе в годы Великой Отечественной войны. Объект исследования - процесс становления и развития героического сопротивления в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Для достижения цели исследования мы определили необходимость решения следующих задач:

- Изучить литературу и материалы Интернет на данную тему

- Проанализировать письма ленинградцев, живших во время блокады

- Обобщить полезный и интересный материал по теме

- Рассказать об истории Блокады Ленинграда

- Представить обобщенную оценку происходящего во время Блокады.

В процессе исследования нами применялись следующие методы: поиск и анализ научной, публицистической, справочной литературы; анализ и классификация источников по теме исследования. В последние десятилетия вышло немало книг о блокаде Ленинграда, но в этой трагедии остаётся ещё много неизвестных страниц. Эта тема нашла своё отражение в обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны, в специальных монографических исследованиях, сборниках документов, в обширной мемуарной литературе. Хотя начало изучению истории обороны Ленинграда было положено ещё в годы войны, первые специальные работы на эту тему появились в конце 50-х годов. В 1958 году была опубликована книга Д.В. Павлова «Ленинград в блокаде». В 1959 году монография А.В.Карасёва «Ленинградцы в дни блокады». В книгах А.П. Александрова «Ленинградские учёные – фронту» 1982 г. и «Наука – стране» 1983 г. повествуется о том незаметном, но жизненно важном вкладе ленинградских учёных в общую Победу. Историки до сих пор спорят между собой – была ли блокада неизбежна или её можно было предотвратить? Ведущие специалисты по блокаде – историки Никита Ломагин и Сергей Курносов – рассказали о том, какие загадки удалось извлечь из ранее закрытых архивов НКВД и ЦПА. Профессор, доктор исторических наук, Никита Ломагин, на протяжении десятилетий собирает в различных отечественных, в том числе закрытых, и зарубежных архивах уникальные факты о неизвестных страницах блокады Ленинграда. В результате родились его книги-сенсации: «Ленинград в блокаде» и «Неизвестная блокада». Однако с каждым годом, с каждым открытым архивом всплывают новые и ещё более яркие свидетельства об одной из самых страшных историй второй мировой войны. Исследуя материалы и архивные документы, вопросов становится всё больше, а ответить на них всё труднее. Но это говорит только о том, что нельзя считать эту тему исчерпанной.

ГЛАВА 1. ЛЕНИНГРА В БЛОКАДЕ

1.1 ЗАВХВАТ ЛЕНИНГРАДА

      8 сентября 1941 года. Понедельник. День этот рождался под завыванье сирен. В час 45 минут, в уже не выключавшихся репродукторах, раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противоздушной обороны города … Воздушная тревога, воздушная тревога!...» Гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде. К этому дню в нем находилось 2 миллиона 544 жителей.

Захвату Ленинграда немецкое командование уделяло особое внимание, так как он предоставлял возможность для удара в тыл советской армии, оборонявшей Москву. Стрелы вражеского наступления сразу же нацелились на него. Овладение Ленинградом преследовало несколько военных целей: 
1) ликвидация основных баз русского Балтийского флота; 
2) вывод из строя военной промышленности этого города; 
3) ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступивших на Москву. Для того чтобы ускорить захват Ленинграда, Гитлер сосредотачивал всё новые и новые силы. С этой целью, 15 августа он даже приостановил дальнейшее наступление группы армий «Центр» на Москву. 30 августа 1941 г. город оказался «в клещах» окружения. Немецко-фашистская группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контр атаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Но, несмотря на упорную оборону, русским не удалось остановить врага.  Немецкой армии удалось прорвать оборону, перерезать Октябрьскую железную дорогу и 8 сентября овладеть Петрокрепостью. Город оказался в кольце блокады. Связь с ним могла поддерживаться только по воздуху или через озеро, что, конечно же, осложняло переброску войск и снабжение города продовольственными товарами и боеприпасами. Пока враг рвался к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях – всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Несмотря на то, что эвакуация началась еще в августе, в городе осталось около 3 млн. человек, в том числе 400 тыс. детей. Читая «блокадные дневники», перед глазами пробегают похожие строчки: темные холодные комнаты, непрекращающиеся бомбежки, гул самолетов и самое страшное – голод и холод самой страшной зимы 1941 – 1942 годов. Война резко изменила образ жизни советского народа. Пережить почти всю блокаду довелось и Елене Михайловне Щетининой (Пироговой). В Ленинград семья Елены Михайловны переехала за отцом, который вербовщиком работал на заводе имени Кирова. Она очень отчетливо помнит те страшные дни, которые ей пришлось пережить, будучи еще ребенком. Для нас было важно узнать о столь важных событиях в истории нашей страны не только из дневников блокадников, но и из обычных рассказов. Когда немцы начали бомбить город, Лене было всего восемь лет. Она успела окончить только первый класс. Многие школы города стали превращаться в госпитали. Окна забивали фанерой и решетками. Поэтому получить образование смогли не все дети блокадного Ленинграда. И все же находились те, кто под свистами пуль и бомб ходил учиться. «Когда началась блокада, отец сутками работал на заводе им. Кирова, ночевать даже не приходил. Мама тоже работала там. Поэтому заботиться о своих братьях приходилось мне. Бомбили сутками. Только и слышали непрекращающийся гул самолетов и свист бомб. Страшно было. Поэтому мы сидели дома и никуда не выходили. Периодически «выла» тревога, я собирала братьев, и мы бежали в бомбоубежище. Родителей практически не видели» – вспоминает Елена Михайловна. Вражеские самолеты бомбили город и днем и ночью. Деревянные постройки разлетались в щепки. Многие жители покидали свои дома и рыли землянки. В городе начали «вырастать» целые поселки из землянок. Жизнь в них казалась безопаснее.

1.2 ДОРОГА ЖИЗНИ

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни". Коммуникация приобрела стратегическое значение - по ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. 23 ноября в Ленинград завезли только 19 тонн продовольствия. Дело в том, что лед был хрупок; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, тем не менее, несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Помогли и морозы - если 25 ноября в город завезли 70 тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн. За это время затонуло 40 грузовиков.

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов. В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Дорога жизни была под особым контролем, но и на ней не обходилось без преступлений. Водители ухитрялись сворачивать с пути, расшивали мешки с продуктами, отсыпали по несколько килограммов и вновь зашивали. На пунктах приема хищения не обнаруживали - мешки принимали не по весу, а по количеству. Но если факт кражи доказывался, то водитель немедленно представал перед военным трибуналом, который обычно выносил смертный приговор.

1.3 ПРОРЫВ И СНЯТИЕ БЛОКАДЫ

2 декабря 1942 г. Ставкой Верховного главнокомандования был утверждён план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названного "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, Ставка приказала 12 января 1943 г. перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. 18 января произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. 18 января 1943 года ГКО принял решение о строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили линию Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. 14 января 1944 г. по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов разгромили основные силы немцев. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.



















ГЛАВА 2. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: НОВЫЕ ДАННЫЕ УЧЕНЫХ О ТОМ, КАК ВЫЖИВАЛ ГОРОД

2.1. «ВЛАСТИ ОЖИДАЛИ САМЫЙ НЕГАТИВЫНЙ ДЛЯ ЛЕНИНГРАДА СЦЕНАРИЙ…»

«Гитлеровцами планировалось нанесение ударов по важнейшим объектам жизнеобеспечения города. Враг рассчитывал на быструю капитуляцию и был убежден, что город штурмовать не нужно. И при этом никакой капитуляции фашисты не предусматривали - иначе пришлось бы принимать какие-то обязательства перед гражданским населением. В их варианте при попытке женщин и детей покинуть город был приказ открывать сначала заградительный огонь, а затем - огонь на поражение. То есть Ленинград был обречен именно на уничтожение, никаких шансов у него не было. Блокада - это политика немецкого геноцида, сознательное умерщвление нашего города», - рассказывает Никита Ломагин. Ленинград был важен не только как символ России, но и как промышленный центр, база - на тот момент - единственная - Балтийского флота. Кроме того, город защищала мощная группировка вооруженных сил, от которой зависела эффективность борьбы в московском направлении. «Накануне блокады Черчилль предложил затопить Балтийский флот, чтобы он не достался фашистам. И мы знаем, что 10 сентября 1941 года в Ленинград с особой миссией прилетел первый заместитель наркома внутренних дел Всеволод Меркулов, имеющий мандат Государственного комитета обороны № 670 на проведение специальных подготовительных мероприятий на случай сдачи Ленинграда, - рассказывает профессор Ломагин. - Власть понимала, что борьба может развиться по самому негативному сценарию. И вплоть до снятия блокады план уничтожения важнейших стратегических объектов был актуален и регулярно обновлялся». В архиве Андрея Жданова (на тот момент член Военсовета, курировавший Ленинград) есть запись, датированная концом августа - началом сентября 1941-го. Там говорится о том, что надо подумать о создании нелегальной резидентуры в Ленинграде. Это означает, что предусматривался вариант ведения партизанской войны в городе на Неве.

2.2. «Ленинградцы не знали, что происходит и что их ожидает»

Никита Ломагин рассказывает, что последние 20 лет ленинградцы активно несут свои дневники ученым и в музеи, не опасаясь, что их содержание может быть предметом преследования. А ведь до недавнего времени засекречено было огромное количество важнейшей информации о том, что ощущали люди в те первые тревожные дни. «Изучая эти дневники, мы поняли, что ленинградцы плохо представляли ситуацию в городе, и эта неопределенность характерна для настроений людей на очень большой период, - уточняет Никита Ломагин. - В сентябре 1941-го город был наводнен теми, кто из-за ранений ушел с линии фронта. До полутора тысяч бойцов за сутки приходило... И какие настроения они несли? Начиналось ожидание худшего. Потом стали закрываться коммерческие магазины, население стало думать о новых стратегиях выживания - например, отправилось на неубранные поля. И 8 сентября стало водоразделом - никто не мог предположить, что будет дальше. Не было ни одного аналитика, эксперта, ученого, который бы сказал людям: так, мол, и так. Ощущения двоякие: ощущение того, что за город надо бороться, но при этом вырисовывается крайне негативный сценарий, а с другой стороны - полное неведение населения о том, что происходит. Но затем под влиянием ситуации на фронте и активной пропагандистской деятельности настроения начали меняться».

Огромное значение для объединения города сыграло Ленинградское радио. Оно объясняло смысл борьбы и давало людям понять, что они не одни.

«Совокупность обстоятельств - то, что мы называем блокадой. Дефицит всего абсолютно и прекращение характерных для мегаполиса связей. Разрыв всех тканей - вот что такое блокада», - считает доктор исторических наук Никита Ломагин.

2.3. «В блокадном Ленинграде сформирован источник нынешней концепции стратегических резервов»

Ученые говорят, что архивная революция, начавшаяся в 1990-х, позволила открыть совершенно неизведанные данные о том, что в блокадном городе внедрялись уникальные инновации, новые аспекты политэкономии, экономики, медицины, педагогики. «Недавно Центральный партийный архив раскрыл материалы продовольственного военсовета. И они показали, как именно органы власти решали вопросы о распределении очень небольшого запаса продовольствия по просьбам предприятий или как работал в городе черный рынок, - говорит Никита Ломагин. - Очень важна еще одна новая в блокадных исследованиях тема - инновационная деятельность в блокаду. В городе было много предложений от ученых о том, как решать проблемы с едой, с кровью, с транспортом при отсутствии всего вышеперечисленного. При этом видно, что власть понимала: рассчитывать на спасение извне, из Москвы, что они пришлют еды, нельзя». В блокадном Ленинграде появлялись принципиально новые институты: институт распределения, институт прикрепления к столовым... Раньше между потребителем и распределителем было, как минимум пять звеньев, а в блокаду решено было давать продовольствие непосредственно из рук в руки, через столовые.

«Это сейчас все кажется элементарным, а в бюрократической системе это происходило весьма болезненно. Ленинград - это тот источник, который фактически сформировал нынешнюю концепцию стратегических резервов», - убежден автор Никита Ломагин.

3.4. «Медицинский аспект блокады требует отдельного изучения»

Ученые давно говорят о необходимости тщательного изучения медицинского аспекта блокады. Люди пережили колоссальные, несравнимые ни с чем в истории испытания голодом и холодом, но до сих пор этот вопрос очень мало изучен. «Страдают и дети блокадников, и те, кто родились в блокадном городе. Известно, что определенные изменения происходили, и последствия еще очень долго будут сказываться на потомках. Такие исследования - это очень сложная, долгосрочная вещь, требующая больших ресурсов и организации. Когда в Голландии когда-то был 3 месяца голод, они потом написали огромное количество работ, посвященных влиянию голода на человека, на его генетику. И тут усилий историков явно недостаточно, нужны медики разных профилей, генетики. Но у нас как всегда - мы хороши в авралах, а здесь нужна четкая организация процесса исследований», - считает профессор Ломагин. Он подчеркивает, что ему неизвестно, проводятся ли где-либо подобные исследования относительно блокады Ленинграда.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти почти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось внезапно. Но, несмотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Блокада стала самой кровопролитной в истории человечества: от голода и обстрелов погибло не менее одного миллиона человек. Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Около 1,5 млн. человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В память о массовом героизме участников обороны установлены обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания, «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, обелиск «Разорванное кольцо» рядом с музеем «Дорога жизни» близ Ладожского озера, а также памятник «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев. На гранитной стене позади памятника высечены знаменитые строки поэтессы

Прошли десятилетия со времени великой битвы за Ленинград. Ни одна капля крови, пролитая на ленинградской земле, не пропала даром. Защитники города, сменившие гимнастерки на рабочие спецовки, их дети и внуки сумели в невиданно короткие сроки не только залечить раны, принесенные Ленинграду войной, но и сделать его еще краше, умножить его индустриальную мощь.

И в наши дни нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. «Потому что на Земле доброй мы живем и за себя, и за того парня…» Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. В этом году мы отмечаем 80 - годовщину снятия блокады и чтим память погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.

Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И никогда не изгладится в благодарной памяти человечества подвиг миллионов воинов и горожан, вписавших немеркнущие страницы в летопись Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что тема нашей работы является актуальной и важной для патриотического воспитания подрастающего поколения и надеемся, что материалы нашего исследования в дальнейшем будут использоваться на уроках истории, беседах со студентами колледжа. Возможно, мы также предложим своё выступление в школах нашего города на классных часах, посвящённых Дню Победы и Дню снятия блокады Ленинграда. Также предполагаем трансляцию своей работы на сайте в Интернет.






















5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Адамович О., Гранин Д. Блокадная книга, - М.: Сов. Писатель, 1983

2. Александров А. П. Ленинградские учёные фронту. М., 1982

3. Александров А. П. Наука – Стране. Статьи и выступления. М., 1983

4. Берггольц О.Ф. Дневные звёзды. Говорит Ленинград. – М.: Правда 1990

5.Ломагин НА. Неизвестная блокада. В 2 томах. Санкт-Петербург-Москва: Нева-ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

6.Павлов Д. В. Ленинград в блокаде.- Л.: Лениздат, 1985.

7.Рубашкин А. Голос Ленинграда Л., 1980.

8.Фёдоров В. Д. Подвиг Ленинграда. М., 1984

9.Шишкин В. А. Непокорённый Ленинград Л., 1974.

10.Шумилов Н. Д. В дни блокады. М., 1977.

11.Краеведческая олимпиада «Чудесный Санкт-Петербург». – Спб, 2009

12.Непокорённый Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: Наука, 1985

13.900 героических дней: сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 -1944 гг. М., 1966.

14. Интернет-ресурсы: www.Vikipedia.ru, http://blokada.otrok.ru.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!