СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "История народов Поволжья". Автор: Дьячкова Светлана. Учитель: Дектярева М.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на повышение интереса к истории родного края, на формирование интереса к миру, ориентирован на передачу первоначальных духовно-нравственных, национальных, культурных устоев и традиций народов России. Таким образом происходит социализация и своевременное социальное созревание ребенка в обществе, формируется гражданская позиция.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "История народов Поволжья". Автор: Дьячкова Светлана. Учитель: Дектярева М.В.»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя школа № 10











Проект по истории

на тему:



«История народов Поволжья».







Выполнила ученица 7 «А» класса

МАОУ СШ № 10

Дьячкова Светлана

Руководитель: Дектярева М.В.

учитель истории







г. Володарск

2020г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………3

  2. Основная часть:…………………………………………4

1.1. Присоединение Поволжья и Западной Сибири……...4

1.2. Русские………………………………………………….5

1.3. Татары…………………………………………………..6

1.4. Удмурты………………………………………………...7

  1. Практическая часть……………………………………8-9

  2. Заключение………………………………………………10

  3. Использованные ресурсы и литература……………….11

  4. Приложение………………………………………….12-15

























I.Введение.

На территории Поволжья проживают представители множества народностей. И всегда существовал интерес у одной национальности к другой.

Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

Этнический туризм позволяет узнать о традициях и культуре различных народов. Каждый может сам увидеть и ознакомиться с традициями и культурой различных этносов. Ещё одной особенностью этнического туризма является возможность больше узнать о своих корнях или изучить историю становления своей малой Родины. Это и есть то, самое лучшее, что мы можем предложить нашему подрастающему поколению.

Актуальность.

Проект направлен на повышение интереса к истории родного края, на формирование интереса к миру, ориентирован на передачу первоначальных духовно-нравственных, национальных, культурных устоев и традиций народов России. Таким образом происходит социализация и своевременное социальное созревание ребенка в обществе, формируется гражданская позиция.

Цель проекта:

Знакомство с историей представителей народов России – Русских, Татар и Удмурты 17 века.

Задачи проекта:

1. Изучить материал в учебнике, в справочной литературе по истории возникновения малых народов: а) Русские, б) Татары, в) Удмурты.

2. Узнать и найти интересные сведения о костюмах, культуре, традициях и обычаях, кухни и быта: а) Русские, б) Татары, в) Удмурты.

II.Основная часть.

1.1.Присоединение Поволжья и Западной Сибири.

В царствование Ивана Грозного к Российскому государству были присоединены Поволжье и Западная Сибирь.

  К концу XVI в. Российское государство заняло всю Восточную Европу и продвинуло свою границу далеко за Урал. В него входили многие народы: татары, марийцы, удмурты, чуваши, мордва, башкиры, ненцы, ханты, манси.

Во вновь присоединенных землях появились царские воеводы, русские помещики, купцы, духовенство. Значительная часть местных феодалов перешла на службу к царю.

Вхождение в Россию для народов Поволжья, Приуралья и Сибири имело положительные последствия. Они избавились от непрерывных междоусобных войн татарских ханов. Российское государство находилось на более высокой ступени развития, чем Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В Поволжье стали строиться новые города, развивались ремесла, торговля. В сельском хозяйстве шире применялось трехполье. 

В Сибири, где у некоторых народов еще сохранился родовой строй, стали селиться русские крестьяне и ремесленники. Они распахивали землю, осваивали естественные богатства края: леса, железную руду, соляные источники.

Там, где недавно еще не знали железа и пользовались каменными орудиями, появились соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, серп, коса. Сельским хозяйством стало заниматься и местное население Сибири. На полноводных сибирских реках выросли укрепленные города - Тюмень, Тобольск, Томск.







1.2.Русские.

Во времена Ивана IV (Грозного) русская внешняя политика сосредоточилась на восточном направлении и обратила внимание на Казанское ханство. Именно оттуда в те времена совершались опустошительные набеги и сильно обеспокоили царя. Взятию Казани после определенной дипломатической подготовки способствовало восстание местных чувашей 1546 г. Отбыли сразу же в Москву чувашские послы с просьбой принять их народ в русское подданство. Иван IV согласившись, предпринял три неудачных военных похода на Казань. Высочайшим царским повелением основан Свияжск в 30 км от Казани, как база русского войска для наступления на столицу ханства. Здесь разместились русские войска, продовольствие, фураж, склады с оружием.

Появление укрепленного Свияжска стало для татар полной неожиданностью. Новый поход на татарскую столицу организован летом 1552 г., 150-тысячным русским войском была предпринята многодневная осада города. Решающий штурм столицы ханства прошел 2 октября, город с переменным успехом защищался, но был взят. Царь Едигар-Магмет был свергнут, и территория ханства вошла в состав Московского государства. На плодородные земли и угодья Поволжья стали переселяться русские крестьяне и активно осваивать обширную территорию.















1.3.Татары.

Татары являются коренным тюркским этносом Поволжья, они стали по численности вторым после русских народом РФ. В регионе проживает этнотерриториальная группа волго-уральских татар, отличающихся самобытной культурой и древними тюркскими традициями. Большинство татар исповедуют ислам и принадлежат к мусульманам-суннитам. Сформировался татарский этнос при длительном историческом взаимодействии степняков-половцев, древних жителей Хазарии и народов Волжской Булгарии. В составе России процесс консолидации и самоопределения татарского этноса продолжался.

Татарские семьи издавна жили в просторных срубных избах, окруженных широкими дворами и плотными заборами. Дома в татарских селах сейчас расписывают традиционными узорами, и они выглядят с многочисленными цветниками очень нарядно. Праздники и старинные татарские обряды обусловлены сельскохозяйственным циклом. После весеннего посева у татар принято отмечать Сабантуй, когда общенародные гуляния проходят повсеместно. Отмечают татары Новый год и святки. Здесь вместе принято выполнять трудные работы – созывать «помочи» на строительство дома для молодых семей, на обработку зарезанных гусей.















1.4.Удмурты.

Удмурты относятся к финно-угорской группе народов России. На территории нашей страны удмуртов насчитывается около 640 тысяч жителей. Большая часть из них проживает на исторической Родине – в Удмуртии. Часть удмуртов проживает в государствах бывшего Союза: в Узбекистане, Белоруссии, Казахстане, Украине.

Исторической основой для формирования предков удмуртов послужили многочисленные племена Волго-Камья. Смешение с представителями других племен – с уграми и славянами, индоиранцами и позднетюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртской этнической группы произошли под воздействием русского народа. Вятские земли осваивались русскими переселенцами. Уже в 15 веке удмурты входят в численность Русского государства. Удмурты, проживающие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии, и только после падения Казанского ханства вошли в состав Российского государства. В истории это событие датируется 1558 годом. Из краткой исторической справки легко напрашивается вывод: удмурты несколько раз попадали под власть других государств. Находясь под властью чужеземного подданства, удмурты неминуемо ассимилировались, т.е. «смешивались»: южные племена с русскими, а северные удмурты с татарами. Однако, благодаря русскому покровительству, удмурты сохранились как нация.











III.Практическая часть.

Национальный костюм Татар.

Традиционный татарский костюм мужчин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве. (Приложение 2).



Национальный костюм Удмурт.

Комплект одежды для мужчин этой народности был похож на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи был украшен узорами. Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял роль оберега. Пояс был красиво вытканным. В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны. Повседневный вариант этого предмета одежды был приталенным. Праздничный был укороченным и доходил до талии. Любая девушка желает красиво одеваться. Удмуртки в этом плане не являются исключением. Традиционный женский костюм в Удмуртии гораздо разнообразнее того, который предназначен для мужчин, поскольку включает значительное количество элементов. (Приложение 3).



Национальный костюм Россиян.

Национальный костюм самый многочисленный народ России. Исторической основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан. Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю. Другая особенность национального костюма - многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка. (Приложение 1).

Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 3 202 946 чел. (на 01.01.2020г.).  Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав области следующий:

на территории области проживают представители различных национальностей, но преобладают русские (94%), почти 1,5% составляют татары, 0,7% – мордва, далее по убывающей – украинцы, армяне, чуваши, марийцы и некоторые др. Татары в основном населяют Краснооктябрьский, Сергачский, Пильнинский, Спасский, Княгининский районы. Русские живут повсеместно.



Анкетирование родителей.

1. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? (Приложение 4)

2. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с культурой других народов? (Приложение 5)













IV.Заключение.

Узнав много интересных фактов об истории этих народов, можно сделать вывод, что между ними есть очень много схожих черт.

На юге удмурты находились под властью волжских булгар, затем – золотоордынцев, а позже — Kазанского ханства и испытали на себе влияние ислама.

Сложилось несколько контактных зон, в которых происходило межкультурное взаимодействие удмуртского и татарского этносов.

Культура этих народов сочетала в себе традиции северной Руси, и татар, которые располагались по соседству и в значительной мере воздействовали на обычаи друг друга.

Много схожих черт и в характере людей этих народов, такие как – радушие, гостеприимство. Это приветливые, доброжелательные люди с миролюбивым характером. Также основной чертой их характеров является трудолюбие.

Порыв народов к национальному возрождению – потребность, вполне объяснимая с исторической точки зрения потому, что огромные массы людей были сорваны с якорей национальных традиций и обычаев насильственно – в ходе катаклизмов советского периода истории.

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая культура является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизации.







V. Использованные ресурсы и литература.

Источник: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm

Источник: http://lib17.mukcbs.org/ulyanovsk-mnogonatsionalnyj/195-iz-istorii-narodov









































Приложение 1



Русские

















Приложение 2



Татары





















Приложение 3

Удмурты

























Приложение 4

Да – 70%, Нет – 30%



Приложение 5

Да – 60%, Нет – 40%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!