Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района
Дополнительная общеразвивающая программа
Технической направленности
«Проектная мастерская»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации (общее количество часов): 1 год (76,5часа)
Автор-составитель:
Ламбина Наталья Леонидовна,
педагог дополнительного образования
п. Пуровск
2022-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по для 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск, на основе Учебного пособия для общеобразовательных организаций А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы»
Программа реализуется посредством:1). учебного пособия для общеобразовательных организаций «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020../ А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020 и Методического пособия С.В. Лозовенко, Т.А. Трушина «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста»», Москва, 2021.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты обучения:
• готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;
• способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
• способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Предметные результаты:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Критерии оценки учебной деятельности по курсу «Проектная мастерская по физике».
Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
- включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся.
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);
- детский коллектив;
- профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся
В развернутых и коротких устных ответах учащихся, докладах, рефератах, контрольных работах необходимо учитывать:
-глубину усвоения теоретического материала;
-осознанность и самостоятельность использования знаний, логичность изложения материала, умение обобщать, сопоставлять, сравнивать, обосновывать свои взгляды.
Высокий (продуктивный, творческий) / Полное воспроизведение учебного материала с единичными ошибками, владение им на уровне применения в знакомой ситуации. Достаточный (продуктивный)
Средний (репродуктивно-продуктивный / Воспроизведение учебного материала на уровне понимания, наличие несущественных ошибок, применение знаний в знакомой ситуации.
Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный/Неосознанное воспроизведение учебного материала, наличие существенных ошибок
Низкий (рецептивный) / Узнавание объекта изучения, частичное воспроизведение учебного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Теория | Практика | Итого |
1 | Модуль 1. Исследование и проектирование. | 3 | 1 | 4 |
2 | Модуль 2. Проблема | 1 | 3 | 4 |
3 | Модуль 3. Актуальность проблемы | 1 | 3 | 4 |
4 | Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования | 1 | 3 | 4 |
5 | Модуль 5. Тема работы | 1 | 3 | 4 |
6 | Модуль 6. Объект и предмет работы | 1 | 3 | 4 |
7 | Модуль 7. Цель работы | 1 | 3 | 4 |
8 | Модуль 8. Задачи работы | 1 | 3 | 4 |
9 | Модуль 9. Гипотеза | 1 | 3 | 4 |
10 | Модуль 10. Методы исследования и проектирования | 1 | 3 | 4 |
11 | Модуль 11. Планирование работы | 1 | 3 | 4 |
12 | Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы | 1 | 3 | 4 |
13 | Модуль 13. Результаты и их обработка | 1 | 3 | 4 |
14 | Модуль 14. Анализ и обсуждение результатов | 1 | 3 | 4 |
15 | Модуль 15. Подготовка отчета о работе | 1 | 3 | 4 |
16 | Модуль 16. Подготовка материала для доклада | 2 | 10 | 12 |
17 | Модуль 17. Выступление | 1,5 | 3 | 4,5 |
ИТОГО | 20,5 | 56 | 76,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Кол-во часов | Тема занятия |
План | Факт |
| | | 2 | В чем разница между исследованием и проектированием. |
| | | 2 | Как строился Суэцкий канал и как было открыто явление радиоактивности |
| | | 2 | Что такое проблема и проблемный вопрос |
| | | 2 | В чем секрет успеха рассказов о Шерлоке Холмсе. |
| | | 2 | Что такое актуальность, или как аргументировать свой интерес к выполняемой работе? |
| | | 2 | М. А. Булгаков и актуальность |
| | | 2 | Источники информации и их достоверность. |
| | | 2 | Википедия, первичные и вторичные источники информации |
| | | 2 | Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы. |
| | | 2 | Чем знаменита группа Deep Purple |
| | | 2 | Объект работы. |
| | | 2 | Предмет исследования. |
| | | 2 | Понятие цели в разных сферах деятельности. |
| | | 2 | Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз. |
| | | 2 | Как сформулировать задачи для поставленной цели. |
| | | 2 | В чем отличие задач от цели и от методов |
| | | 2 | Зачем нужна гипотеза. |
| | | 2 | Почему в проекте не бывает гипотезы?. |
| | | 2 | Метод исследования или достижения проектной цели |
| | | 2 | Зачем в каждом эксперименте нужен контроль? |
| | | 2 | В чём особенности планирования исследовательской и проектной работ. |
| | | 2 | Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. |
| | | 2 | Сложности и корректировка плана |
| | | 2 | Параметры анализа реализации плана работы. |
| | | 2 | Первичные результаты и их достоверность. |
| | | 2 | Что такое эпициклы Птолемея, и что с ними случилось? |
| | | 2 | Анализ экспериментальных данных. |
| | | 2 | Что такое эффект Доплера? |
| | | 2 | Разные жанры представления отчета о выполненной работе |
| | | 2 | Структура статьи или презентации, типичные ошибки. |
| | | 11 | Подготовка материалов к выступлению на конференции |
| | | 1 | Что такое инфографика? |
| | | 3,5 | Кто такие эксперты, или как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе? |
| | | 1 | Итоговое занятие: защита проектов. |
ИТОГО | 76,5 | |
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Исследование и проектирование.
Сравнительная характеристика исследования и проектирования: сходство и различие. Зачем нужно учиться исследовать и проектировать. История некоторых исследований (строительство Эйфелевой башни, явление радиоактивности). Качества исследователя. Результаты исследования и проектирования.
Модуль 2. Проблема
Понятие «проблема» и «проблемный вопрос». Разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, с семьей, и лично перед учащимися. Определение в учебном материале направления, для которых нет готовых решений. Определение разницы между проблемным и повествовательным контекстом.
Модуль 3. Актуальность проблемы
Понятие «актуальности». Различия актуальности в общепринятом смысле и в работе учащегося. Зачем нужно учиться аргументировать свой интерес к выполняемой работе. Определение важности собственной работы, обоснование значимости выполняемой работы.
Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования
Виды источников информации. Определение степени достоверности источников информации. Первичные и вторичные источники информации. Анализ причин недостоверности информации. Правила оформления ссылок в тексте проектной работы. Правила написания текста из источников. Понятие «плагиат». Программа «Антиплагиат» и ее использование.
Модуль 5. Тема работы
Отличительные особенности темы. Отличия темы от проблемы. Критерии научного познания и темы исследования. Формулирование темы проектной и исследовательской деятельности. Отбор материала по теме и его корректировка в соответствии с требованиями.
Модуль 6. Объект и предмет работы
Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект. Сравнительная характеристика объекта и предмета иссследования. Определение объекта и предмета исследования с работах учащихся.
Модуль 7. Цель работы
Понятие цели в различных сферах деятельности. Почему важно определение цели работы. Оценивание реалистичности целей в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Формулирование целей работы самим учащимися для своей работы. Определение разницы между целью и темой работы. Определение адекватности и уместности средств достижения цели.
Модуль 8. Задачи работы
Отличие задач от целей и методов. Формулирование задач под цель работы учащегося. Соизмерение задач с доступными ресурсами. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 9. Гипотеза
Зачем нужная гипотеза и правила ее формулирования. Отличие утверждения от гипотезы. Определение наличия гипотезы и правильности ее формулирования. Определение необходимости гипотезы в исследовательской работе и проекте. Формулирование гипотез к работе учащихся. Требования, предъявляемые к гипотезе. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 10. Методы исследования и проектирования
Определение метода исследования. Методы исследования в области естественных наук. Методика эксперимента. Цель контроля в эксперименте. Подбор методов, подходящих для достижения целей работы. Влияние разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода. Соответствие метода и результата работы. Формирование умения подбирать простой и надежный метод в соответствии с принципом целесообразности. Описание методики выполнения работ учащегося. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 11. Планирование работы
Особенности планирования исследовательской и проектной работы. Значение правильного планирования выполнения работы. Составление плана для исследовательской работы учащегося. Правильное распределение времени, необходимого для работы. Подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. Разница в планировании исследовательской и проектной деятельности. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы
Сложности при выполнении проектной и исследовательской работы в соответствии с поставленными целями. Параметры анализа плана реализации проекта или исследования. Выявление трудностей в реализации проекта или исследования. Формирование умения корректировать план выполнения работы. Выявление объекта анализа в ходе выполнения работы. Типичные ошибки при корректировке плана работы. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модуль 13. Результаты и их обработка
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов. Способы фиксации результатов исследования. Дневник наблюдений и его оформление. Статистическая обработка результатов. Методика построения диаграмм и графиков. Пробоотбор и пробоподготовка как важнейший этап анализа. Индивидуальная работа с проектами учащихся.
Модель 14. Анализ и обсуждение результатов
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, которые могли повлиять на результаты исследования. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. Выявление сложностей в анализе результатов исследования. Определяющий фактор исследования. Индивидуальная работа с проектами и исследовательскими работами учащихся.
Модель 15. Подготовка отчета о работе
Жанры отчета о проделанной работе. Структура статьи и презентации. Научный стиль изложения, его отличие от публицистического стиля. Написание тезисов работы по заданному плану. Составление аннотации. Подготовка презентации к работе учащихся (индивидуальная работа с проектами учащихся).
Модуль 16. Подготовка материала для доклада
Выполнение презентации. Общие подходы в работе в программе Power Point. Инфографика. Особенность разных форм предоставления результатов выполненной работы. Стендовый доклад исследовательской и проектной работы. Индивидуальная работа с проектами. Подготовка докладов.
Модуль 17. Выступление
Экспертиза и оценка: сходство и различия. Обязанности экспертов. Выстраивание доклада в соответствии с требованиями конференции. Прогнозирование вопросов экспертов. Вопросы докладчику. Подготовка докладов и предзащита проектов.
Работа над собственным проектом и его защита. Самоанализ качества выполнения практической работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий по курсу используется:
Ноутбуки.
Технологическая лаборатория. (Цифровая лаборатория «ФИЗИКА»-3 шт.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020../ А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020
Пособие С.В. Лозовенко, Т.А. Трушина «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста»», Москва, 2021. Официальный Российский сайт WorldSkills [Электронный ресурс]
14