СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме:«Проектная исследовательская деятельность учащихся на  уроках биологии и во внеурочной                деятельности в условиях реализации ФГОС». 

Просмотр содержимого документа
««Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».»

«Проектная исследовательская деятельность учащихся на  уроках биологии и во внеурочной  деятельности в условиях реализации ФГОС».

Харченко О.И.

учитель биологии

МКОУ «Илирская СОШ №2»

Современное образование предполагает, как обязательный результат процесса обучения -формирование ключевых компетенций. Компетенции обучающихся формируются в процессе развития универсальных учебных действий (УУД). Формирование и развитие УУД является основной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности в свете ФГОС.

Стандарты нового поколения ориентируют нас на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.

Использование в образовательном процессе проектно- исследовательской деятельности позволяет обучающимся не только овладеть системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но также происходит и многостороннее развитие их личности.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Итогом проектной деятельности могут выступать какой либо продукт деятельности обучающегося, например: презентация, эссе, макет и т.п.

Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем - предметником. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Обучение на основе проектной деятельности – один из методов системно-деятельностного подхода, направленный на выработку самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы.

Уже несколько лет использую проектную деятельность при обучении биологии.

В своей практике использую несколько видов проектов:

  • информационно-поисковые, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления.

  • исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения ,выдвижение гипотез.

  • продуктивные проекты дают возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании буклета, газеты, плаката.

  • мини- проекты.

Формы продуктов проектной деятельности, используемые при выполнении проектов:

  • Макет

  • Атлас

  • Карта

  • Модель

  • Мультимедийный продукт

  • Учебное пособие

  • Сказка

  • Письмо в…

Работу с учащимися организую над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные.

 По стандартам второго поколения биология изучается с 5 класса. Чтобы проявить интерес у детей к предмету создаю ситуацию успеха, начинаю работу с моделирования. Например: тема «Строение клетки» изучается на уроке, а для успешного её закрепления, дети получают творческое домашнее задание изготовить макет клетки. Учащиеся изготавливают модели из разного материала: пластилина, пластика, соленого теста, из пищевых продуктов. На следующем уроке дети демонстрируют свои работы, поясняют, что изобразили, какую функцию выполняет каждый органоид. Использую на уроках мини- проекты представителей царств живой природы (изготовление макетов бактерий, растений, животных, грибов). Моделирование стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, помогает более прочно закрепить полученные знания, лучше воспринимать теоретический материал. На уроке «Среды жизни планеты Земля» обучающимся предлагаю изготовить макет определенной среды и её обитателей. На уроке «Жизнь организмов на разных материках» формирую группы экспедиции по числу материков . Экспедициям предоставляю собрать материал о своих материках и подготовить мини - проект для тех ребят, кто не побывал на вашем материке. Мини – проекты вывешиваются на доску.  

В курсе «Биология. Растения. 6 класс» - продолжаем создание моделей : ребята делают различные модели цветка, водорослей и других организмов. На уроке «Вегетативное размножение растений и его использование человеком» изучаем и применяем изученный материал после уроков. Выполняем лабораторную работу «Черенкование комнатных растений»: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения и делаем записи в тетрадь. Ребята проводят наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений. Также при изучении темы «Многообразие и развитие растительного мира» в 6 классе делаем на уроке мини проекты по изучению: Водорослей, Мхов.

Использую домашние задания исследовательского характера. Это  позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена это тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода. Ребята фиксируют все свои действия, и отчёт представляют классу. Такая деятельность активизирует познавательную активность и интерес учащихся к предмету, помогает им не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

В курсе «Биология. Животные. 7 класс» - вместе с учащимися делаем презентации к некоторым урокам. Они включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Например – «По страницам Красной книги», «Мир кишечнополостных », «Пресмыкающиеся – истинные сухопутные животные» и др. Использовали проект по составлению характеристики классов моллюсков, на уроке «Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека». Данные проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.

В курсе «Биология. Человек». 8 класс- с ребятами проводим мини- исследования. Выполняли мини- проект «Измерение массы и роста своего организма» обучающиеся определяли уровень физического развития класса, проводили антропометрические измерения (роста, веса, окружность гр.кл, тип сложения), оценивали полученные результаты и сравнивали их со среднестатистическими данными. При обсуждении результатов исследования обучающиеся приходят к выводу, что должны научиться исследовать свой организм. По теме : «Нарушение осанки и плоскостопия» учащиеся определяют правильность осанки, и есть ли плоскостопие, делают сравнение и приходят выводу об исследовании которое проводилось по группам. По теме: «Движение крови по сосудам» проводим мини- исследования «Пульс и движение крови» , а также по теме «Строение и свойство костей. Типы соединения костей».

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ.

Я считаю, что такая форма работы помогает ученикам лучше воспринимать и усваивать учебный материал, способствует расширению кругозора обучающихся, позволяет развивать их интересы, фантазию, прививает любовь к моему предмету и даёт возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам.

Гораздо больше возможностей для применения проектной исследовательской деятельности осуществляю во внеурочной деятельности. Уже 2 года вместе с ребятами выполняем различные виды проектов . В своей работе использую как межпредметные информационные проекты , так и предметные исследовательские.

В этом учебном году учащиеся выполняли проекты предметные, мепредметные:

1.Тема проекта: «Жизнь в глубинах моря». Царенкова С.5кл.

Цель проекта: изучить морское пространство и их обитателей.

Задачи:

  1. Познакомиться с частью поверхности Земли - моря.

  2. Изучить представление о флоре и фауне в морях, выяснить представителей морского пространства.

  3. Сравнить флору и фауну теплого и холодного моря и выявить уникальность.

  4. Изготовление макет глубин морей своими руками

2. Тема проекта: «Экзотические плоды Юга Восточной Азии». Васильева М.6кл.

Цель: выявить причины интереса русских людей к экзотическим плодам.
Задачи:
1) Познакомиться с термином «экзотические плоды», территорией и природой Юга Восточной Азии.
2) Выяснить, какие экзотические плоды встречаются на данной территории,
самые популярные и уникальные экзотические плоды Юга Восточной Азии;
3) Изучить ассортимент фруктов магазинов п. Прибрежный из Юга Восточной Азии и изготовить экзотические плоды.

3. Тема проекта: « Животные, занесённые в Красную книгу Иркутской области». Лабутина В. 6кл.

Цель: узнать о Красной книге, и животных, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

Задача:

  1. изучить , что такое Красная книга.

  2. узнать, зачем в Красной книге разноцветные рамочки на страницах.

  3. выяснить, какие животные в неё занесены.

  4. описать неизвестных и колоссально вымирающих виды животных в Иркутской области

  5. изготовление Красной книги и моделей животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области

4.Тема проекта: «Пресмыкающиеся – истинные сухопутные животные»». Лукин С.7кл.

Цель: выяснить, какие черты организации позволили пресмыкающимся полностью порвать с водной средой и приспособиться к наземному образу жизни.

Задачи:

  1. выяснить анатомические и физиологические особенности пресмыкающихся, связанных с жизнью на суше.

  2. изучить видовое разнообразие пресмыкающихся на Земле.

  3. выявить роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

  4. сравнить земноводных и пресмыкающихся, установить признаки общие и различия, уникальность.

  5. определить представителей пресмыкающихся обитающих на территории Иркутской области, Братского района, п. Прибрежный.

  6. разработать памятку о профилактике укусов змей и оказание первой доврачебной помощи «Если вас укусила змея».

Посетив курсы (в марте 2020г) по программе « Механизмы и алгоритмы внедрения модели агробизнес – образования в образовательном учреждении для детей» предложила учащимся 10 класса тему проекта по биологии.

5.Тема проекта : «Первые шаги Агро – бизнеса по выращиванию рассады в ограниченных условиях». Шкуратова А.10кл.

Цель: развитие растений в ограниченных условиях в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. изучить растения с ограниченными требованиями при выращивании рассады;

  2. выяснить возможные условия выращивание рассады на подоконниках в учебных кабинетах.

  3. проведение социального опроса «Изучение спроса на продукцию»

  4. проведение эксперимента по выращиванию рассады в школьных условиях

  5. составление бизнес – плана (расчёты, сметы на производство применяемой продукции, перспективы и получение прибыли).

  6. создание базы для обучения основам растениеводства и предпринимательства, с получением навыков выращивание рассады (беседы, фильмы, ролики).

Считаю, что с точки зрения учащегося учебный проект: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем. 

Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:

-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

- положительную динамику уровня облучённости (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ);

- качественную динамику мотивации учебной деятельности;

- навыки проектной деятельности;

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, в последствии – жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать планы действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!