СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся на уроках истории в контексте требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются достоинства и недостатки реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности по предмету история.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории в контексте требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.»

Проектная деятельность учащихся на уроках истории в контексте требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.


Е.А. Ивченкова

МКОУ «Садовская СОШ», Кетовского района, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории


«Самостоятельность головы учащегося – единственно

прочное основание всякого плодотворного учения».
К. Д. Ушинский

В соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения.

По предмету «История» в дополнение ФГОС создан историко-культурный стандарт «История России» и проект историко-культурного стандарта «Всеобщая история». Данные нормативные документы содержат достаточно большой объём дидактических единиц, подлежащих изучению. Усвоить все дидактические единицы в рамках урока невозможно. Это признают и авторы различных линий УМК. Решить проблему предлагается через организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся по предмету в урочное и внеурочное время. К 2016-2017 учебному году издательством «ПРОСВЕЩЕНИЕ» были выпущены тетради для проектов и творческих работ по Всеобщей истории для 5-х и 6-х классов. Содержащиеся в них задания позволяют организовать проектно-исследовательскую деятельность на уроке как индивидуально, так и в парах, группах. Таким образом, процесс получения новых знаний становится более эффективным, а исследовательскую работу возможно продолжить при выполнении домашнего задания.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, которого, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий, считавший, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х годов XX века в практике советской школы не использовалась.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов».

Исходя из преобладающего вида деятельности, выделяют  прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

В 5 классе, при изучении истории Древнего мира, обучающиеся выполняли прикладной проект «По следам древних людей». Цель работы - научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Лепили из пластилина «глиняные» горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, «открыли» керамику. Творческим домашним заданием было изготовить простое или составное орудие или оружие. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать «клинописью» на «глиняных» табличках из пластилина. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом, промежуточный контроль показал достаточный процент качества знаний изученного учебного материала.

При изучении темы «Военные походы фараонов» в 5 классе. На этапе изучения нового материала итогом исследовательского проекта будет сравнительная таблица «Результаты походов для их участников». Одним из заданий дифференцированной домашней работы был предложен мини-проект «Письмо близким одного из участников военного похода (фараона, вельможи, простого воина)». Представление результатов домашней работы на следующем уроке при проверке домашнего задания - яркая демонстрацией творческого, индивидуального самовыражения учеников. Более сложной формой задания является восстановление утраченных отрывков из летописей, записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.

В 6-ом классе осуществляется переход от заданий, связанных с получением информации – к аналитическим, от констатации очевидных фактов – к выявлению скрытых сведений, усложняются методы и приемы, меняется характер вопросов и заданий. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов - творческое задание: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Ученикам можно предложить составить кроссворд на историческую тему. Исторический кроссворд можно модернизировать, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. Это будет способствовать развитию самых разнообразных умений и компетенций.

Хочется особо отметить, что УМК Агибалова Е.В., Донской Г.В. под редакцией Сванидзе А.А. «Всеобщая история. История средних веков» и «История России» под редакцией А.В.Торкунова, построены в том же ключе, что и история Древнего мира. Этим достигается преемственность курсов. Вместе с тем УМК по средним векам имеет определенную «изюминку»: треть материалов отведена под параграфы для самостоятельного изучения и проектной деятельности. Это позволяет учащимся исследовать дополнительный материал, расширить и углубить свой кругозор.

Необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;

- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности.

Однако плюсов у метода гораздо больше.

Важным моментом является представление результатов проектной деятельности. Выступление с докладом о проведенной работе входит в исследовательскую культуру обучающихся, и является обязательным!!! С этой целью в 2015-2016 учебном году была проведена школьная конференция проектно-исследовательских работ по истории и обществознанию среди учащихся 5-х классов. Проекты прошли конкурсный отбор, выпущены буклеты с перечнем участников и их работ, предусмотрено награждение. Не все ученики могут преодолеть психологический барьер и решиться на публичное представление и защиту результатов своей работы. Поэтому стендовый доклад является прекрасной альтернативной формой презентации итогов проекта.


Результаты анкетирования

уровня сформированности универсальных учебных действий

Образователь-ные ступени

Количество опрошенных

Уровень сформированных учебных действий

Высокий

Средний

Низкий

основная

61

36

16

9

старшая

23

12

10

1

Итого

84

48

26

10


Проектная деятельность в рамках освоения предмета история способствует успешному развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, а так же помогает добиваться хороших результатов итоговой аттестации.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!