СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей технологии.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии.»

 Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.  Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.  В.А.Сухомлинский

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.

В.А.Сухомлинский

Проектная деятельность  на уроках технологии   Пономаренко Н.В. Учитель технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Пономаренко Н.В.

Учитель технологии

история  Метод проектов- возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.  Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни,  знакомая и значимая для ребенка

история

  • Метод проектов- возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
  • Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни,  знакомая и значимая для ребенка
Современная педагогика .    Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта.

Современная педагогика

  • .

Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта.

Метод проектов характеризуется Одна из личностно ориентированных технологий; Деятельностный (учение через деятельность); Обучающий групповой деятельности; Построенный на принципах проблемного обучения; Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; Формирующий навыки самостоятельности; Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; Здоровьесберегающий.

Метод проектов характеризуется

  • Одна из личностно ориентированных технологий;
  • Деятельностный (учение через деятельность);
  • Обучающий групповой деятельности;
  • Построенный на принципах проблемного обучения;
  • Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • Формирующий навыки самостоятельности;
  • Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;
  • Здоровьесберегающий.
Виды поектов 1.  По характеру контактов проекты бывают региональные и международные. 2. По количеству участников можно выделить индивидуальные  и групповые проекты. 3. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). По использованию нескольких видов – смешанные. По объему информации –  мини-проекты.

Виды поектов

1. По характеру контактов проекты бывают региональные и

международные.

2. По количеству участников можно выделить индивидуальные

и групповые проекты.

3. По продолжительности выполнения проекты могут быть

краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких

уроках), средней продолжительности (от недели до месяца),

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

  • По использованию нескольких видов – смешанные.
  • По объему информации мини-проекты.
Игровой(ролевой) проект  В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.

Игровой(ролевой) проект

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.

Исследовательский проект  Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Исследовательский проект

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческий проект  Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция…

Творческий проект

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция…

Учебный проект  – это совместная учебно-познавательная , творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель , согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная , творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель , согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт интерес к самостоятельной работе появляется в основном звене школы.  Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт интерес к самостоятельной работе появляется в основном звене школы.

Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

классификация Проект на один урок; Проект на весь учебный год; Проект по одной теме; Межпредметный проект; Внепредметный проект; Внешкольный проект; Проектирование по составу участников:     - индивидуальное,      - групповое,       - разновозрастное,     - общешкольное и т.д.  .

классификация

Проект на один урок;

Проект на весь учебный год;

Проект по одной теме;

Межпредметный проект;

Внепредметный проект;

Внешкольный проект;

Проектирование по составу участников: - индивидуальное, - групповое, - разновозрастное, - общешкольное и т.д.

.

задачи Развивать самостоятельность и способность решать жизненные проблемы, находить и использовать необходимую информацию. 2. Формировать у учащихся способности: планировать, организовать и выполнять работу, оценивать и представлять результат. 3. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность, культуру поведения и бесконфликтного общения. 4. Развивать эстетические чувства и художественную инициативу школьников, творческие и исследовательские способности. 5. Прививать учащимся знания и умения по ведению домашнего хозяйства.

задачи

  • Развивать самостоятельность и способность решать жизненные проблемы, находить и использовать необходимую информацию.

2. Формировать у учащихся способности: планировать, организовать и выполнять работу, оценивать и представлять результат.

3. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность, культуру поведения и бесконфликтного общения.

4. Развивать эстетические чувства и художественную инициативу школьников, творческие и исследовательские способности.

5. Прививать учащимся знания и умения по ведению домашнего хозяйства.

С точки зрения учащегося Возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, решение проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

С точки зрения учащегося

Возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;

Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, решение проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

С точки зрения учителя Дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию – умению находить решения различных проблем, а именно учить:  проблематизации;  целеполаганию и планированию деятельности;  самоанализу и рефлексии;  презентации хода своей деятельности и  результатов;  умению готовить материал для проведения  презентаций;  поиску нужной информации;  практическому применению знаний, умений,  навыков в нетиповых ситуациях;  выбору, освоению и использованию технологии  изготовления продукта проектирования;  проведению исследования.

С точки зрения учителя

Дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию – умению находить решения различных проблем, а именно учить:

проблематизации;

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии;

презентации хода своей деятельности и

результатов;

умению готовить материал для проведения

презентаций;

поиску нужной информации;

практическому применению знаний, умений,

навыков в нетиповых ситуациях;

выбору, освоению и использованию технологии

изготовления продукта проектирования;

проведению исследования.

Видимый план работы над проектом Видимый: - тема проекта;  название проекта; проблема проекта; задачи; планирование – осуществление; презентация .  название проекта; проблема проекта; задачи; планирование – осуществление; презентация .

Видимый план работы над проектом

Видимый: - тема проекта;

  • название проекта; проблема проекта; задачи; планирование – осуществление; презентация .
  • название проекта;
  • проблема проекта;
  • задачи;
  • планирование – осуществление;
  • презентация .
Невидимый план работы над проектом Невидимый: - тема учебного курса, урока; цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические  умения и навыки; уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время. уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время. уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время.

Невидимый план работы над проектом

Невидимый: - тема учебного курса, урока;

  • цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические
  • цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические
  • цели и задачи учителя;
  • необходимый уровень ЗУН;
  • необходимые специфические

умения и навыки;

  • уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время.
  • уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время.
  • уровень владения проектной деятельностью;
  • обеспечение проекта;
  • формы реализации;
  • возраст учащихся;
  • требуемое время.
Этапы работы над проектом 1 этап –погружение в проект 2 этап – организация деятельности 3 этап – осуществление деятельности 4 этап – презентация результатов

Этапы работы над проектом

1 этап –погружение в проект

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов

Этапы работы над проектом  Учитель     Учащиеся  1-й этап – погружение в проект  Формулирует:   Осуществляют: 1) проблему проекта;  1) личностное присвоение     проблемы;   2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию; 3) цель и задачи  3) принятие, уточнение и     конкретизация цели и задач

Этапы работы над проектом

Учитель Учащиеся

1-й этап – погружение в проект

Формулирует: Осуществляют:

1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

Этапы работы над проектом  2-й этап — организация деятельности Учитель учащийся Организует деятельность -   Осуществляют: предлагает: 4) организовать группы;  4) разбивку на группы; 5) распределить амплуа 5) распределение ролей в  в группах;    группе; 6) спланировать деятель- 6) планирование работы;  ность по решению задач 7) выбор формы и способа  проекта ; презентации предполагаемых результатов 7) возможные формы   презентации результатов  презентации

Этапы работы над проектом

2-й этап — организация деятельности

Учитель учащийся

Организует деятельность - Осуществляют:

предлагает:

4) организовать группы; 4) разбивку на группы;

5) распределить амплуа 5) распределение ролей в

в группах; группе;

6) спланировать деятель- 6) планирование работы; ность по решению задач 7) выбор формы и способа

проекта ; презентации предполагаемых результатов

7) возможные формы

презентации результатов

презентации

Этапы работы над проектом  3-й этап — осуществление деятельности Не участвует, но:    Работают активно и       самостоятельно: 8) консультирует учащихся 8) каждый в  соответ-  по необходимости;    ствии со своим амплуа       и сообща;    9) ненавязчиво контролирует;  9) консультируются по      необходимости; 10) дает новые знания, когда  10) «добывают»    у учащихся возникает в недостающие знания;  этом необходимость;   11) репетирует с учениками  11) подготавливают   предстоящую презентацию  презентацию  результатов    результатов

Этапы работы над проектом

3-й этап — осуществление деятельности

Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:

8) консультирует учащихся 8) каждый в соответ-

по необходимости; ствии со своим амплуа и сообща;

9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости;

10) дает новые знания, когда 10) «добывают»

у учащихся возникает в недостающие знания;

этом необходимость;

11) репетирует с учениками 11) подготавливают

предстоящую презентацию презентацию

результатов результатов

Этапы работы над проектом 4-й этап — презентация Принимает отчет:     Демонстрируют: 12) обобщает и резюмирует  12) понимание проблемы,  полученные результаты;  цели и задач; 13) подводит итоги обучения;  13) умение планировать и        осуществлять работу; 14) оценивает умения: общаться, 14) найденный способ слушать, обосновывать свое  решения проблемы;  мнение, толерантность и др.; 15)  акцентирует внимание  15) рефлексию деятель- на воспитательном моменте:  ности и результата;  умении работать в группе  на общий результат и др. 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Этапы работы над проектом

4-й этап — презентация

Принимает отчет: Демонстрируют:

12) обобщает и резюмирует 12) понимание проблемы, полученные результаты; цели и задач;

13) подводит итоги обучения; 13) умение планировать и осуществлять работу;

14) оценивает умения: общаться, 14) найденный способ слушать, обосновывать свое решения проблемы;

мнение, толерантность и др.;

15) акцентирует внимание 15) рефлексию деятель- на воспитательном моменте: ности и результата;

умении работать в группе

на общий результат и др.

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Таким образом учащиеся во время работы над проектом осуществляют как минимум четыре вида деятельности:  мыслительная;  коммуникативная;  практическая;  презентационная.

Таким образом учащиеся во время работы над проектом осуществляют как минимум четыре вида деятельности:

мыслительная;

коммуникативная;

практическая;

презентационная.

 Педагогической целью проведения    презентации является выработка и или   развитие презентативных умений и    навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10—12минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10—12минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

демонстрировать найденное решение;

анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

 Метод проектов формирует следующие ключевые компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, через самостоятельную работу над проблемой проекта, приобретение знаний из различных источников информации; в сфере социально-трудовой деятельности, через навыки самоорганизации, самооценки, самопрезентации, умения адаптироваться к действительности; коммуникативная компетентность, через умение общаться и «работать в команде», сотрудничать с людьми в различных видах деятельности; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, через умение использовать свое свободное время; решение творческих и прикладных задач проекта.

Метод проектов формирует следующие ключевые компетентности:

в сфере самостоятельной познавательной деятельности, через самостоятельную работу над проблемой проекта, приобретение знаний из различных источников информации;

в сфере социально-трудовой деятельности, через навыки самоорганизации, самооценки, самопрезентации, умения адаптироваться к действительности;

коммуникативная компетентность, через умение общаться и «работать в команде», сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;

компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, через умение использовать свое свободное время; решение творческих и прикладных задач проекта.

Параметры оценки проекта Значимость и актуальность выдвинутых проблем. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. 3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4. Коллективный характер принимаемых решений. 5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. 6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. 7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. 8. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. 9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Параметры оценки проекта

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов выполненного проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и

аргументированность ответов каждого члена группы.

литература Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Скифия, - 2003. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»\ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004 Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, 2005 Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005

литература

  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
  • Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Скифия, - 2003.
  • Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»\ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004
  • Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, 2005
  • Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!