СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность на уроках ПТО /столярное дело/ в школе-интернате»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ­ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле­чение учащихся в активную деятель­ность, оптимальное сочетание различ­ных форм работы. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь­зован при обучении детей с разными воз­можностями.

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность на уроках ПТО /столярное дело/ в школе-интернате»»

ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Проектная деятельность на уроках ПТО /столярное дело/ в школе-интернате»




Учитель: Абушахмин Д.М.







2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………..………………………………………………………2

Историческая справка……………………………………...………….………….5

Особенности организации проектной деятельности в

школе-интернате………………………………………..…...9

Характеристика этапов учебного проектирования…… …….…..………..….10

Заключение ………………………………………………………...……….…...12

Список использованной литературы……………….…………….........…….…15 Приложение……………………………………………………………...…….…16























ВВЕДЕНИЕ

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессио­нальной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в лю­дях с высоким уровнем профессиональ­ной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и  проектные  ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, осно­ванное на активной  деятельности  уча­щихся в тесном сотрудничестве с учите­лем, достигается благодаря:

  •   формированию и развитию позна­вательного интереса, активизации по­знавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу­ацию успеха; бессмысленно и безнрав­ственно заставлять детей обучаться тру­ду, если они не осознали его значимос­ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

  •   сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

  •   созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про­фессионально-трудовой деятельности учащихся;

  •   дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

  •   использованию методов, активизи­рующих учебный процесс;

  •   использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст­ва, проговаривание и заучивание техни­ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль­но грамматически оформленной речи;

  •   неразрывному единству обучения и воспитания.

Проанализировав все, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель­зя. Необходим индивидуальный и диф­ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.


Историческая справка.

Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.


Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.

Проектирование:

      • мысленное моделирование образа желаемой действительности.

      • описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести,

      • целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

Продуктивность применения проект­ного метода обусловлена:

  •   технологичностью: при последова­тельном выполнении предлагаемых за­даний по принципу «от простого к слож­ному», «от конкретного к абстрактно­му», обязательно достигается желаемый результат;

  • достаточно высокой эффективнос­тью уроков;

  •   развитием речевых навыков учащих­ся, в том числе в неподготовленной ре­чевой ситуации;

  •   развитием и поддержанием интере­са к предмету;

  •   практическим применением приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

  •   развитием коммуникативных навы­ков учащихся;

  •   созданием благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.

Элементы проектного обучения поз­воляют избежать шаблонности в препо­давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес­сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.


На своих уроках ПТО метод проектов я использую при изучении любой темы, на всех этапах обучения, в особенности, на завершающем этапе. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь­зован при обучении детей с разными воз­можностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо­дить не только учителя, но и сами дети.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ­ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле­чение учащихся в активную деятель­ность, оптимальное сочетание различ­ных форм работы. И конечно, продук­тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио­нальной и высоконравственной позиции самого учителя.



Цель метода проектов:

Научить:

  • приобретать знания самостоятельно

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач

  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы

  • планировать свою деятельность

    • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования..


Задачи проектной деятельности:

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.

  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)

  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно от­носятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде­лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо­вого обучения показывает, что ее моти­вы, как правило, отличаются примитив­ной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недоста­точно (или вообще не вызывает) поло­жительных эмоций.

Приступая к использованию элемен­тов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных ти­пологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

  •   школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;

  •   учащиеся с преимущественными на­рушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);

  •   учащиеся с преимущественным на­рушением исполнительной стороны тру­довой деятельности

  •   школьники с преимущественным на­рушением энергетической стороны тру­довой деятельности;

  •   учащиеся с одновременным наруше­нием двух-трех сторон трудовой дея­тельности.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи­ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче­том интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен­тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче­ния учащиеся достигают осознания соб­ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.


Особенности организации проектной деятельности

в школе-интернате

Как уже говорилось выше, проектный метод или его элементы можно использовать при изучении любой темы по столярному делу, но сейчас мне хотелось бы остановиться на использовании проектных методик при подготовке учащихся к государственному квалификационному экзамену, который в нашей школе традиционно проходит в форме защиты учащимися выпускного класса своих экзаменационных изделий. Этому предшествует долгая подготовка, которая начинается с выбора темы проекта каждым учащимся.

Для наиболее эффективного выполнения проектов учащимися я, как учитель, обязан учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре­ди которых наиболее существенными являются следующие:

  •   подготовленность учащихся к дан­ному виду деятельности;

  •   интерес школьников к проблеме;

  •   практическая направленность и зна­чимость проекта;

  •   практическая осуществимость про­екта;

  • существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

  • возможность применения получен­ных знаний, умений и навыков;

- соответствие учебной задачи инди­видуальным возможностям учащихся;

-  наличие необходимых материально-технических средств;

 -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо­ваниям;

  - обеспечение безопасных условий труда;

-  использование образовательных ре­сурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, произ­водственных структур;

-  применение природных материалов и отходов производства;

- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите­ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче­тов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я имею «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго­товленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обес­печением и оформлением, что позволя­ет мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.


Характеристика этапов учебного проектирования


Работа начинается с определения сфе­ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада­чи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обра­ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва­риантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются с каждым учащимся, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи ре­шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем)

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо­ты материалами, инструментом и обору­дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон­троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления прово­дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига­ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта на государственном экзамене— итог работы каждого учащегося, где он должен не только продемонстрировать выполненное изделие, но и грамотно его представить, обосновать необходимость выбора данного изделия, суметь рассказать об этапах выполнения и используемых материалах. Этому помогает параллельное написание письменной экзаменационной работы совместно с изготовлением изделия, в которой учащийся и отвечает на поставленные ранее вопросы.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориен­тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса позна­ния, а учитель выполняет функции ор­ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обу­чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб­но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз­можность разнообразить формы прове­дения занятий, стимулировать творчест­во и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совер­шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове­дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учени­ки приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача школы-интерната – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год, на государственный квалификационный экзамен..

Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать дальнейшее обучение по профессии в)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.


Литература

Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2004.

Бобровская А.Н. Использование проект­ной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проек­та. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с наруше­ниями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и вос­питание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проектная деятельность


 Название проекта

Класс

Вид проекта

Количество участников проекта

«Разделочная доска»

6

Групповой

4

«Почтовый ящик»

7

Индивидуальный

1

«Предметы русского быта»

6

Групповой

4

«Книжная полка»

8

Групповой

4

«Табуретка»

8

Индивидуальный

4

«Ветряная мельница»

8

Индивидуальный

1


Проект «Ветряная мельница». 7 класс.


Актуальность проекта: благоустройство территории. Оно играет важную роль в жизни человека. Каждый хозяин садового участка, выполняя благоустройство своей придомовой территории, желает создать максимально красивый уголок, который позволит наслаждаться природой и отдыхать на свежем воздухе. Одним из них способна стать ветряная мельница.

Цель: Изготовление декоративного изделия. Макет ветряной мельницы для школьного уголка.

Задачи: 
1. Применить знания и навыки, полученные на занятиях столярного дела

2. Спроектировать макет ветряной мельницы.

3. Определить форму, конструкцию будущего изделия;
3. Изготовить макет ветряной мельницы;
4. Дать анализ своей работе.

Основные этапы:

  • Выбор материалов и инструментов.

  • Выбор дизайна.

  • Составление плана работы.

  • Реализация проекта.

  • Самооценка.

  • Презентация продукта проекта.


Индивидуальный проект «Почтовый ящик». 7 класс.


Целью нашего  исследования является  изучение почтовых ящиков как предмет  достопримечательности.

Новизна исследования. Тема внешний вид почтовых ящиков, материалы изготовления.

Наши задачи:

  • Познакомиться с историей появления почтовых ящиков.

  • Найти интересные факты, связанные с данной темой.

  • Изготовить почтовый ящик для школьного уголка.

Основные этапы:

  • Выбор материалов и инструментов.

  • Выбор дизайна.

  • Составление плана работы.

  • Реализация проекта.

  • Самооценка.

  • Презентация продукта проекта.


Участие в конкурсах проектов


Название конкурса

Дата, место его проведения

Уровень

Название проекта

Список учащихся, принимавших участие в проекте

Конкурс проектов на портале «ПРОДЛЁНКА.ORG» Общероссийский конкурс учебно-исследовательской деятельности и проектных работ, посвященный десятилетию науки и технологий в РФ «Эксперимент. Теория. Практика»https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/proektnye-raboty/19252-proekt-pochtovyy-yaschik

Всероссийский конкурс талантов. Номинация «Проекты и исследовательские работы»

Всероссийский проект для одарённых детей «Алые паруса»

https://nsportal.ru/


2023










2022


2022

Общероссийский









Всероссийский


Всероссийский

«Почтовый ящик»









Разделочная доска»


«Ветряная мельница»

Марьенко Артур, 7 класс









Степанов Тимур, 7 класс


Ученики 6-7 классов Горбунов Сергей, Марьенко Самир, Бочков Вадим, Медведев Платон


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Публикации обучающихся с выходными данными:

2023

Публикация творческой работы на сайте ПРОДЛЁНКА.org

Проект

https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/proektnye-raboty/19252-proekt-pochtovyy-yaschik

Свидетельство о публикации

Марьенко Артур

2022

Публикация творческой работы на сайте ПРОДЛЁНКА.org

Поделка

https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/proektnye-raboty/183456-podelka

Свидетельство о публикации

Медведев Платон

2023

Публикация творческой работы на сайте ИНФОУРОК.РУ

Проект

https://infourok.ru/uchenicheskij-proekt-pochtovyj-yashik-6808227.html

Свидетельство о публикации

Марьенко Самир




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!