Проектная деятельность на уроках информатики
Необходимость проектной деятельности
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, выработку умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Полноценная познавательная деятельность школьников немыслима без особого вида учебных заданий – проектных работ.
Проект
- это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.
Проект - это идеальное представление конечного результата деятельности («конечный продукт в уме») то, что будет достигаться, создаваться.
По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.
Проектная деятельность
– это элемент учебного процесса, который предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации поставленных задач, что способствует творческому развитию личности и самостоятельности, а также повышает у ребят интерес к предмету, позволяет видеть его практическую направленность.
Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре проекта, этапах его выполнения, осваиваются основные элементы технологических цепочек.
Проектная деятельность на уроках информатики
Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Классификация
проектов
Классификация проектов по количеству участников
Индивидуальные
Групповые
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Исследовательские
Ролевые
Информационные
(Ознакомительно-ориентировочные)
Творческие
Прикладные
(Практико-ориентированные)
Классификация проектов по продолжительности выполнения
Краткосрочные
Долгосрочные
Средней продолжительности
Классификация проектов по предметно-содержательной области
Монопроект
Межпредметный
авторитетный источник
информации
Роль
учителя в
учебной
деятельности
консультант
эксперт
руководитель проекта
координатор
микрогрупп
Основные этапы проектной деятельности
- Определение проблемы (соответствующей возрасту, способностям и знаниям учеников)
- Постановка целей и задач
- Подготовка и планирование (определение формы выполнения проекта, сроков)
- Реализация проекта (сбор информации, экспериментальные работы, оформление)
- Подведение итогов (защита проекта)
Критерии оценки проектов
- осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
- аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов
- выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность
- качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
- качество и полнота в оформлении записей
- свободное владение материалом во время защиты проекта
Примеры проектов
Для учащихся 8 класса
1. Тема "Информация и информационные процессы "
- "Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));
- "Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).
Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
- "Новости компьютерного мира" ( подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));
- "Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));
- "Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));
Тема "Коммуникационные технологии"
- "Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (на уроке)).
Для учащихся 9 класса
Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"
- " Плакат " (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));
- " Мой трек " (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));
Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"
- "Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));
- "Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );
Тема "Кодирование и обработка числовой информации"
- "Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));
Тема "Основы алгоритмизации"
- "Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));
Тема "Моделирование и формализация«
- "Интерактивная или 3D модель процесса или явления»
Для учащихся 10 класса
Тема "Информационные технологии"
- "Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));
- "Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));
- "Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);
- "Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);
Тема "Коммуникационные технологии"
- "Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)
Для учащихся 11 класса
Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"
- "Компьютер (робот) будущего" (анимация, видеоролик или инсталяция)
- "Предупрежден- значит вооружен" ( защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)
Тема "Моделирование и формализация"
- "Интерактивная модель процесса или явления"
Тема "Базы данных и СУБД"
Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"
- «Программа-тестер по предмету "