СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектируем урок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа называется "Проектируем урок по новым стандартам". Выступление на педчтениях.

Просмотр содержимого документа
«"Проектируем урок"»


ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УРОК ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ

И.Р.Шаяхметова

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –

Верхнекибякозинская средняя общеобразовательная школа

Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

«Большекибякозинская начальная общеобразовательная школа имени М.Мустафина»


Как известно, на сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён ФГОС НОО. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника начальной школы фиксированным набором знаний. А именно сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности, научить ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Изучая содержание нового стандарта понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, т.е. учебно-воспитательный процесс, который должен быть логически законченным, целостным, ограниченным во времени определенными рамками. Учитель ежедневно имеет дело с проектированием своего урока.

Что такое проектирование урока?

«Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».

Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности, умение детально описывать процесс достижения цели.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы. Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, предвидим результаты, то продуктивность возрастет. Поэтому проектирование того или иного типа урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, и при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться эффективный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов. Каждый урок, независимо от его типа, должен иметь психологическую структуру, на каждом уроке должно быть какое-то событие, которое оставит некий след.

На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре типа уроков в зависимости от целей и задач. Это первый этап проектирования урока.

  • Урок открытия нового знания : традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

  • Урок рефлексии: метод коррекции собственных действий( предоставление возможности самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий).

  • Урок обобщения и систематизации знаний (уроки методолологической направленности):метод организации самой учебной деятельности, направленной на саморазвитие, самоконтроль, самооценку и самоорганизацию. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных уроках .

  • Урок развивающего контроля(урок рефлексии): завершение изучения крупных разделов курса, выполнение контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

От выбора типа урока будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока. При этом необходимо отметить, что для уроков закрепления и в некоторых случаях для уроков изучения нового материала цели могут быть разными для разных групп учеников в классе.

Проектировать процесс можно только для четко поставленных целей. Поэтому цели урока, сформулированные на предыдущем уроке, необходимо привести в такую форму, то есть представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт.

Представление целей системой задач – планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.

Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап проектирования позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.

Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока.

Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому шестой этап проектирования урока –отбор подходящей организационной формы обучения.

Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы.

Восьмой этап – содержательное наполнение урока. Здесь формируются тексты: что рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса.

Далее следует выяснить, какое эффективное материально-техническое обеспечение необходимо. Но так как техника – дело тонкое и не всегда предсказуемое, то при планировании ее использования полезно иметь резервный вариант урока. Иногда окажется достаточно использование простых традиционных средств: плакатов, таблиц, карточек и т.п. Это является девятым этапом проектирования урока – отбор средств обучения.

Десятый этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.

Я проектирую каждый тип своих уроков. Из личного опыта хочу привести короткий пример проведения урока русского языка.

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам»

В ходе урока созданы условия для формирования следующих универсальных учебных действий: познавательных — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативных — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция; регулятивных — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Основной задачей урока являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Выполняли учебный проект. Учащиеся составили пособие для иностранца по теме «Изменение имён существительных по падежам». В ходе подготовительной и самостоятельной работах в группах, учащиеся познакомились с падежами и вопросами к ним. Обучающиеся сами назвали учебные задачи, планируемые результаты: узнать названия падежей и вопросы к ним, научиться определять падеж им. сущ. по вопросам, знать алгоритм по определению падежей им. сущ. К поставленным учебным задачам обращались в течение урока. Учащиеся самостоятельно подготовили странички для пособия, учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию. По изученным падежным вопросам учились определять падежи в пословицах, а затем самостоятельно составить алгоритм действий по определению падежа имени существительного.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, использование компьютерных технологий, организация активной самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных, методов работы с текстом, составление алгоритма, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

Вывод: В течение урока шла работа над формированием УУД: коммуникативных: слышать, понимать, выполнять задания, общаться; регулятивных: самостоятельно сформулировали учебную задачу, осуществляли самоконтроль, удерживали учебную задачу в течение урока;

познавательных: осуществляли поиск информации, сравнивали, работали с учебником, обобщали, составляли алгоритм, находили нужный материал.

Все поставленные цели и задачи урока выполнены. Выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной и рефлексия показала хорошее восприятие нового материала.

Итак, что же означает современный проектируемый урок ?

Это урок познания, открытия, деятельности, развития, роста. Это ступенька к знанию, самопознании, самореализации. Это урок мотивации, профессионализма, инициативности, уверенности.

Подводя итог, хочется отметить, что каждый учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

  2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

  4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

  5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.

  6. Интернет-ресурс: http://irooo.ru/obrazovatelnye-standarty





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!