Проектирование занятий внеурочной деятельности по финансовой грамотности
Цели занятий по финансовой грамотности:
А) формирование ценностей финансовой грамотности, установки на грамотное финансовое поведение;
Б) развитие базовых умений, связанных с расчетами и поиском, обработкой финансовой информации, в том числе на сайтах финансовых и государственных организаций;
В) понимание финансовых понятий и знаний о финансовой сфере в пределах сфер взаимодействия потребителя финансовых услуг с миром финансов;
Г) формирование компетенций финансовой грамотности, базовая из которых — умение решать практические жизненные задачи на управление личными финансами.
Компоненты проектирования:
Определение оснований;
Постановка целей и планируемых результатов;
Отбор содержания;
Подбор образовательной технологии, методов обучения, педагогических приемов и образовательных ресурсов по финансовой грамотности; методов контроля и оценки образовательных результатов;
Проработка структуры занятия;
Подготовка презентации, дидактических материалов и технических средств.
Требования к презентации:
1. Должна учитывать возраст обучающихся (объем информации, краткость формулировок).
2. Должна быть не перегружена (3-7 слайдов).
3. Должна иметь приятный вид, без кричащих цветов. 4. Форма подачи информации: таблицы, графики, картинки, текст заданий, текст выводов (кратко, резюме).
Портал «Дружи с финансами» https ://vashifinancy.ru /
Просветительский портал «ХочуМогуЗнаю» : https:// хочумогузнаю.рф
Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books /
Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https:// школа.вашифинансы.рф
- КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/ .
- Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/ .
- Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/
- Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/
- Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф
- Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф
- На сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования можно познакомиться с видеоматериалами, созданными в рамках Проекта URL: https://fmc.hse.ru/news/365993683.html .
- Учебно-методический комплекc «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/
https://www.youtube.com/watch?v=QQK5PhycHvA )
Технологическая схема включения видеоматериала в занятие включает 2 этапа: до и после просмотра.
I этап- мотивация, акцентирование внимания учеников на конкретных вопросах, ответы на которые они должны получить в ходе просмотра.
II этап – анализ, рефлексия, оценка финансовых решений и моделей этих решений.
Метод «Пазлы»
- Ответить на вопросы, по группам:
Какие деньги мы называем карманными?
Как и где можно их получить?
Может ли ребенок тратить деньги по своему усмотрению?
- Выполнить проект по группам:
На что можно тратить карманные деньги?
Метод «Змейка финансовых знаний»
Метод «Диаграмма связей»
Метод «Мозговой штурм»
Структура урока:
- Мультфильм – 4-5 минут
- Обсуждение просмотренного – 5-7 минут
- Фронтальная/самостоятельная работа (рабочий лист)- 20 минут
- Подведение итогов- 5 минут
урок
- На обед в школе тебе нужно 63 руб. Мама дала 100 руб. Сколько денег у тебя останется? На что ты их можешь потратить и где ты их должен хранить?
- Чупа-чупс стоит 1 руб. Сколько чупа-чупсов ты сможешь купить на три рубля?
- Подумай: мама каждый день дает тебе деньги на обед. У тебя остается сдача, ты их не тратишь. Что ты можешь сделать с этими деньгами? (положить в копилку, собирать на что-то более ценное)
- У Пети было 20 руб. Она купила карандаш за 2 руб и тетрадь за 5 руб. Сколько денег у нее осталось
- Порция супа в столовой стоит – 20 руб. Второе блюдо – 15 руб. Салат – 15 руб. Компот – 13 руб. Сколько стоит обед.
- Мама купила чупа-чупс за 3 рубля и булочку за 6 руб. Сколько рублей она получит сдачу, если подала продавцу 10 руб
Проектная деятельность
монополия
«Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого». И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.