СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектирование урока немецкого языка с учетом задач формирования функциональной грамотности обучающихся"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проектирование урока немецкого языка с учетом задач формирования функциональной грамотности обучающихся"»

Примерное планирование урока по развитию читательской грамотности обучающихся (понимание содержания) на иностранном языке

  1. Урок развития читательской грамотности имплицитным путем ( включенным в модель работы с иноязычным текстом)

Класс:

Тема (изучаемая по плану)

Цели: 1.Образовательная: Обучающиеся полностью поймут содержание текста «название»

Или : Обучающиеся смогут найти в тексте «название» требуемую информацию

Развивающая : Обучающиеся будут знать необходимые учебные действия по детальному (изучающему) или выборочному чтению и

смогут сформулировать учебную стратегию (составить мысленный план действий) по определению соответствия высказываний тексту,

Этап

Задача

Деятельность уч-ся

Соц. формы

Условия: материалы/

ср-ва

Ожидаемые результаты

Деятельность учителя

Организационный

Постановка и принятие цели урока

Осмысляют, принимают цель

Пленум (весь класс , группа)

Предложение учителя/доска

Регулятивные действия

Называет цель, спрашивает

мнение обучающихся,

записывает цель с согласия

обуч-ся на доске

Подготовительный

1.Актуализация фоновых знаний (все, что знают обучающиеся из других предметов и личного опыта)

2. Снятие трудностей

Называют свои ассоциации, фиксируют их на доске (Ассоциограмма); высказывают предположения о содержании текста.

Догадываются о значении не знакомых, но важных для понимания текста слов из предложенных учителем облегченных, однозначных контекстов или других заданий (см. материалы 2 сессии), сравнивают результаты своих догадок и решений

Пленум, групповая или парная работа

Опыт обучающихся, подготовленные материалы учителя (контексты, картинки, синонимы, антонимы и т.д.), которые можно назвать «Рабочий лист №

Познавательные (логические)

коммуникативные

Мотивирует обучающихся

к высказыванию на родном

и на иностранном языке,

дает при необходимости

иноязычные соответствия,

помогает фиксировать ассоциации

на доске.

Раздает рабочие листы с заданием

в группы и организует

сравнение результатов

групповых или парных

выполнений заданий,

корригирует неточности

Работа с текстом

Обучающиеся выполняют действия по указанию учителя

1.Читают и понимают высказывания к тексту, маркируют в них ключевые слова. 2. просматривают текст, ориентируясь на ключевые слова или их синонимы. 3. Сравнивают содержание найденного предложения с данным высказыванием. 4 при совпадении смыслов отмечают высказывание как правильное.5 при расхождении смыслов отмечают высказывание как неправильное. 6.Не найдя ни совпадений не различий содержания высказывания с текстом отмечают данное высказывание как «об этом не говорится в тексте. 7. сравнивают результаты и анализируют допущенные ошибки.

Групповая или парная работа,

Текст и высказывания к нему

Работа с информацией

Спросив обучающихся о том,

какие бы действия выполнили бы

они сами, учитель дает

обучающимся

установки на каждое из действий

и побуждает их к сравнению

результатов действий,

анализируя вместе

с обучающимися неверные решения

Рефлексия

Обучающиеся научатся анализировать процесс чтения, будут знать необходимые для этого действия и языковые знания и смогут сформулировать учебную стратегию детального или выборочного чтения

  1. Припоминают свои учебные действия;

  2. 2 называют языковые единицы, незнание которых или недооценка которых приводила к неправильным решениям;

  3. Формулируют учебную стратегию по формуле: «Если мне нужно детально понять текст или извлечь из него необходимую информацию, то я сначала …., затем …., потом, и …..»

  4. Сравнивают свои формулировки, если работали в парах, индивидуально или в группах

Пленум








Парная или даже индивидуальная работа


Регулятивные

Коммуникативные, личностные в зависимости от содержания текста



Подводит результаты проделанной

учениками работы, просит их

припомнить их действия

для понимания полного содержания

текста, побуждает обучающихся

к формулированию

учебной стратегии по формуле:

«Если мне нужно детально

понять текст или извлечь из него

необходимую информацию,

то я сначала …., затем …., потом,

и , наконец …..»

Или дает эту формулу

как предложение, где нужно

заполнить пропуски


Далее работа с текстом или с другим материалом (если останется время от урока) может продолжиться. Рефлексия же работы

с пониманием текста, работа по развитию читательской грамотности должна проводиться сразу же после понимания прочитанного,

либо после извлечения заданной информации из текста.

Оставшееся время можно посвятить тем пробелам языковых знаний, которые помешали обучающимся принять правильное решение о соответствии высказываний тексту. Это могут быть союзы и союзные слова, отрицания, количественные наречия (много, мало), синонимы и антонимы.


Описанный путь развития читательской грамотности называется имплицитным, так как включен в канву всей системы работы с иноязычным текстом.



ЭКСПЛИЦИТНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Это специально организованная на отдельном уроке деятельность обучающихся с целью А) осознания ими своего личного способа работы с текстами и, в частности, с иноязычным текстом; б) ознакомление с более эффективным приемом понимания иноязычных текстов; в) апробация более эффективного способа понимания иноязычных текстов; г) самостоятельное фомулирование учебной стратегии, которая понимается как мысленный план действий для достижения учебной цели.

Этапами эксплицитного тренинга могут стать:

  • Осознание уже имеющихся индивидуальных умений, привычек читать

  • Презентация альтернативной стратегии чтения

  • Апробация альтернативной стратегии чтения

  • Рефлексия апробационного процесса

  • Формулирование учебной стратегии

Описание:

Для проведения данного урока учителю необходимо подобрать 3 текста одинакового объема и одинаковой языковой трудности, но не обязательно по одной теме, но с одинаковым количеством и форматом заданий.

1. Этап целеполагание : учитель говорит, что сегодня мы должны увидеть, как мы работаем с текстами, познакомиться с возможно более эффективным способом, всем вместе апробировать его, сформулировать для себя план действий и применить его самостоятельно в индивидуальном порядке как на экзамене или проверочной работе

2 этап: Презентация текста №1 : Раздается 1текст с заданием « Прочтите текст и подтвердите или опровергните высказывания после него» в минигруппы или лучше в пары, учитель определяет время выполнения задания доводит его до обучающихся.

3 этап: рефлексия собственного опыта (осознания своего умения понимать тексты и знакомство с опытом других: проверка выполнения задания, сравнение с ключами. Каждая группа или пара сообщает о количестве правильных ответов и о том, как выполнялось задание. Результаты выполнения фиксируются на доске: пара 1 – ко-во правильных ответов; пар 2 …. и т.д.; анализируются языковые трудности (см. выше)

4 этап: Апробация другого порядка действий (см. выше) или, возможно, если кто-то из обучающихся некоторые правильные шаги уже делал, подкорректированный опыт этой группы или какого-то ученика. Под руководством учителя и этого ученика класс работает в тех же группах или парах с текстом № 2

5 этап: рефлексия нового порядка действий: сравниваются результаты выполнения заданий к тексту, с результатами выполнения задания к тексту №1 при улучшении результатов формулируется учебная стратегия по формуле : «Если мне нужно детально понять текст или извлечь из него необходимую информацию, то я сначала …., затем …., потом, и …..». Анализируются языковые проблемы, которые повлекли за собой неправильные решения. Тогда те, кто допустил такие ошибки, дописывают в свою стратегию: Мне необходимо знать значения …. .

6 этап: Применение сформулированной стратегии: обучающиеся самостоятельно индивидуально выполняют задания к тексту №3 на время

7 Этап : Рефлексия самостоятельного использования сформулированной стратегии: подводятся итоги, делается вывод о эффективности ее применения.

Развитие умения дополнять иноязычные тексты недостающей информацией

Можно планировать как имплицитный процесс, включенный в канву работы с текстом. Те же этапы, что и выше, а установки учителя и учебные действия учеников по заполнению пропусков ( без предложенных вариантов или же при наличии таковых) следующие:

  • Понять основное содержание текста (главную мысль)

  • Перечитать предыдущее и последующее предложение (по отношению к предложению с пропуском;

• Определить, какой член предложения отсутствует (нужно знание порядка слов в предложении);

• Подумать и решить, какой частью речи выражен этот пропущенный член предложения;

• Посмотреть внимательно, с каким другим членом предложения или частью речи связано пропущенное слово (нужно знать управление глаголов, предлоги иногда пословицы);

• Определить форму пропущенного слова (лицо, число, род, падеж);

• Вставить слово вместо пропуска, выбрав из предложенных или из своей памяти.

  • Провести рефлексию: сравнить результаты с ключом, выявить языковые трудности, ставших причиной неверных решений, припомнить произведенные учебные действия, сформулировать учебную стратегию (мысленный план действий по достижению учебной цели, в данном случае дополнить иноязычный текст пропущенной информацией


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!