СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал использовался для проведения деловой игры на педагогическом совете. Педагоги получили возможность активно поучаствовать в проектировании современного урока.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»»



«Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»



Форма проведения: проблемная деловая игра

Цель: научиться проектировать урок в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.


 

(Слайд 1)

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы с изображения значка, который мы видим на учебниках начальной школы и 5 класса. Что он обозначает? (реализация требований адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС)


(Слайд 2)


 «Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

американский философ Джон Дьюи


Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос:

Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?

(Выслушать мнение коллег)

(Слайд 3) с темой

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика.

Предположите, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу.

(Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)

(Слайд 4 )

Цель: спроектировать урок в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.


Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением.

Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 ) Результативность, комфорт, творчество.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

 Я предлагаю вам поиграть.


Игра называется «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».


(Работа в группах) 

Результат работы групп. 1-2 минуты (Слайд 6 )


К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

Мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

Фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

Темп

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, формировало их творческое сознание?

  В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?

(Слайд 7)

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

(Слайд 8)

(Слайд 9 – ЧЕТЫРЕ РАЗА)

(Слайд 10 ) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Признанным в обучении выступает (Слайд 11) системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:

  1. Требования к современному уроку. Группа №1.

  2. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.

  3. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.

Работа в группах 5 минут (Правила работы в группах)

Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.


Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.


Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся


Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться


Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели


Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)


Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы


Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию


Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке


Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили


Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)



Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Этапы урока

Цель

Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий


3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.


4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.


5.Первоначальное закрепление с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.


7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.


8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий


Выступление групп. (Слайд 12, 13, 14 )

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Этапы урока

Цель

Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

Словесные (стихи, загадки, цитаты)

Наглядные (картинки, схемы), стимулирование интереса учащихся


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Создание проблемной ситуации, инструктаж

Логические, поисковые, проблемно-поисковые


3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Формирование учебной гипотезы, инструктаж, составление плана

Репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная постановка задачи

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Сравнение, синтез и анализ, составление конспекта, передача новой учебной информации учеником, работа с текстом

Практические, поисковые, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, лабораторно-практические

5.Первоначальное закрепление с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Выделение главного, постановка вопросов, получение алгоритма, систематизация

Репродуктивные, наглядные, словесные, практические

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Формирование выводов, передача информации, оценка деятельности

Репродуктивный, контроль, стимулирование долга и ответственности


7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Алгоритм, инструктаж по применению нового, систематизация, классификация

практические, репродуктивные, самостоятельная работа

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий

Оценка деятельности, анализ результатов

Различного вида контроль


Предлагаю вам подборку материалов на тему «Мотивация», «Рефлексия»


Переходим к этапу коррекции. Всё, что мы узнали о современном уроке, мы ещё раз просматриваем, анализируем, запоминаем.


Структура урока по ФГОС (раздаю материал) ( Слайд 15 )

 

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

(первичное закрепление в громкой речи)

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок




При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. Учитель должен проанализировать каждый этап, правильность отбора содержания, применяемых методов и форм работы .

 (Раздаю раздаточный материал): Я предлагаю вам изучить схему анализа урока с уровневыми показателями оценки.


(Слайд 16 )

Схема анализа урока по результатам ФГОС


Требование к уроку

Что оценивается

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока.

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.

7. Формирование и развитие УДД.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных, коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.


(Слайд 17)


Подведение итогов работы

Так что же для  нас современный урок? Предлагаю сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания к понятию «современный урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.


Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

 

Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.

И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.


Рефлексия (слайд 18)

На листе ладошка,

каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой – для меня это важно и интересно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации…

  • средний - мне было трудно (не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец - для меня было недостаточно…

Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.


Домашнее задание педагогам:

- тем педагогам, которые проводят уроки по ФГОС совершенствовать свои знания и продолжить работу;

Тем педагогам, которые только начинают эту работу, смелее внедрять новые знания и работать, соблюдая требования ФГОС.




Спасибо за работу! (слайд 19)









































АССОЦИАЦИЯ


К




О




М




Ф




О




Р




Т






АССОЦИАЦИЯ


К




О




М




Ф




О




Р




Т





АССОЦИАЦИЯ


К




О




М




Ф




О




Р




Т





АССОЦИАЦИЯ


К




О




М




Ф




О




Р




Т








13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!