«Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»
Форма проведения: проблемная деловая игра
Цель: научиться проектировать урок в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
(Слайд 1)
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы с изображения значка, который мы видим на учебниках начальной школы и 5 класса. Что он обозначает? (реализация требований адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС)
(Слайд 2)
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
американский философ Джон Дьюи
Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос:
Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушать мнение коллег)
(Слайд 3) с темой
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика.
Предположите, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу.
(Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)
(Слайд 4 )
Цель: спроектировать урок в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением.
Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 ) Результативность, комфорт, творчество.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Я предлагаю вам поиграть.
Игра называется «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах)
Результат работы групп. 1-2 минуты (Слайд 6 )
К | Компетентность | Критичность | Креативность | Культура |
О | Органичность, основательность | Отдача, оптимально | Открытие Ответственность | Образованный, осознанный |
М | моделирование | мотивация | методика | Мастер |
Ф | Фантазия | формирование | функциональный | Фундамент |
О | Отдых, осмысленный | Открытие, организованный | обучение | Опора, озарение |
Р | Радость | развитие | Рост | Результат, рефлексия |
Т | Тепло | Творчество | Талант | Темп |
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, формировало их творческое сознание?
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?
(Слайд 7)
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
(Слайд 8)
(Слайд 9 – ЧЕТЫРЕ РАЗА)
(Слайд 10 ) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Признанным в обучении выступает (Слайд 11) системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:
Требования к современному уроку. Группа №1.
Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.
Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.
Работа в группах 5 минут (Правила работы в группах)
Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.
Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.
Виды деятельности | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | |
Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Этапы урока | Цель | Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | |
5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | |
Выступление групп. (Слайд 12, 13, 14 )
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Этапы урока | Цель | Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | Создание проблемной ситуации Словесные (стихи, загадки, цитаты) Наглядные (картинки, схемы), стимулирование интереса учащихся |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Создание проблемной ситуации, инструктаж Логические, поисковые, проблемно-поисковые |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Формирование учебной гипотезы, инструктаж, составление плана Репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная постановка задачи |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Сравнение, синтез и анализ, составление конспекта, передача новой учебной информации учеником, работа с текстом Практические, поисковые, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, лабораторно-практические |
5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | Выделение главного, постановка вопросов, получение алгоритма, систематизация Репродуктивные, наглядные, словесные, практические |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Формирование выводов, передача информации, оценка деятельности Репродуктивный, контроль, стимулирование долга и ответственности |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Алгоритм, инструктаж по применению нового, систематизация, классификация практические, репродуктивные, самостоятельная работа |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Оценка деятельности, анализ результатов Различного вида контроль |
Предлагаю вам подборку материалов на тему «Мотивация», «Рефлексия»
Переходим к этапу коррекции. Всё, что мы узнали о современном уроке, мы ещё раз просматриваем, анализируем, запоминаем.
Структура урока по ФГОС (раздаю материал) ( Слайд 15 )
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений | Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач | Консультирует |
Решение проблемы (первичное закрепление в громкой речи) | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультирует |
Коррекция | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону | Консультирует |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит учеников за урок |
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. Учитель должен проанализировать каждый этап, правильность отбора содержания, применяемых методов и форм работы .
(Раздаю раздаточный материал): Я предлагаю вам изучить схему анализа урока с уровневыми показателями оценки.
(Слайд 16 )
Схема анализа урока по результатам ФГОС
Требование к уроку | Что оценивается |
1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности. | Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников. |
2. Тип, форма и содержание урока. | Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. |
3. Структура урока. | Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов. |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. | Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей. |
5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). | Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся. |
6. Дидактическое оснащение урока. | Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке. |
7. Формирование и развитие УДД. | Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных, коммуникативных, регулятивных. |
8. Организация контроля и результатов обучения. | Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока. |
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. | Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся. |
10. Стиль общения. | Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником. |
(Слайд 17)
Подведение итогов работы
Так что же для нас современный урок? Предлагаю сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания к понятию «современный урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.
И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.
Рефлексия (слайд 18)
На листе ладошка,
каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой – для меня это важно и интересно …
указательный - я получил конкретные рекомендации…
средний - мне было трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец - для меня было недостаточно…
Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.
Домашнее задание педагогам:
- тем педагогам, которые проводят уроки по ФГОС совершенствовать свои знания и продолжить работу;
Тем педагогам, которые только начинают эту работу, смелее внедрять новые знания и работать, соблюдая требования ФГОС.
Спасибо за работу! (слайд 19)
АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ
13