Просмотр содержимого документа
«Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО»
Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО
М.В. Мукиенко
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение основных задач, которые стоят перед образовательными организациями, новое содержание и цели альтернативных программ дошкольного образования ждут обновленных взаимоотношений детей с взрослыми, отрицая манипулятивные действия по отношению к ребенку.
Тем не менее, в настоящее время во многих педагогических учебных заведениях будущие учителя и педагоги получают только специальные знания; навыки и умения обретаются ими самостоятельно, методом ошибок и проб.
Исходя из этого, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью проблемы управления развитием профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации как фактора повышения качества образовательного процесса.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Объект исследования - процесс управления развитием профессиональной компетентности педагога ДОО.
- Предмет исследования – организационно-педагогические условия деятельности методической службы по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
создание эффективной системы повышения квалификации возможно, если реализуются необходимые организационно – педагогические условия:
- - создана методическая служба с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО;
- – методической службой проанализированы требования норм системы современного дошкольного образования, изучены потребности педагога и дошкольного учреждения в формировании профессиональной компетентности в ДОО;
- – на основании функционального анализа деятельности педагога в условиях ДОО определяется уровень развития компетентности педагогов ДОО, и определяется содержание и способы её дальнейшего развития в процессе осуществления педагогической деятельности;
- – разрабатывается и внедряется модель работы методической службы ДОО, которая ориентирована на формирование профессиональной компетентности педагогов.
Задачи исследования
- Проанализировать теоретические подходы к проблеме повышения квалификации педагогов современного ДОО;
- Охарактеризовать профессиональную компетентность педагогов ДОО и выявить пути и способы её развития на этапе профессиональной деятельности;
- Выявить возможности влияния методической службы на формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО;
- Диагностировать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО;
- Разработать и внедрить в практику проект «Школа специалиста ДОО» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;
- Осуществить оценку внедрения проекта «Школа специалиста ДОО».
Методы исследования
Теоретические
- – изучение, анализ, систематизация и обобщение научной, психологической и педагогической литературы по анализируемой проблеме; анализ эффективности образовательной деятельности ДОО и работы педагога.
Методы сбора эмпирических данных :
- - тестирование, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1 этап (сентябрь 2014 г.) – анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы, формулировка темы, цели и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента.
- 2 этап (октябрь 2014 – апрель 2015 гг.) – разработка проекта курса повышения квалификации «Школа специалиста ДОО».
- 3 этап (май 2015 – октябрь 2016 гг.) – экспериментальная проверка результативности реализации проекта «Школы специалиста ДОО», оценка и обобщение результатов экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе деятельности методической службы МБУ Методический центр г.Москвы
Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО
Профессиональная компетентность персонала - совокупность профессиональных умений, навыков, знаний, которые приобретаются в процессе трудовой деятельности, способствуют выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей на должном уровне, процесс развития профессиональной компетентности персонала развивается и совершенствуется как целенаправленная деятельность сотрудников, цель которых является приобретение определенных компетенций, предъявляемых профессиональными требованиям
- Основные пути развития профессиональной компетентности
- - курсы повышения квалификации,
- - экспериментальная, исследовательская, инновационная деятельность,
- - участие в мастер-классе,
- - самообразование; обобщение собственного опыта,
- - умение ориентироваться в информационном потоке
- -участие в методических объединениях.
Результаты первой части анкетирования
Значимые проблемы в работе педагогов ДОО
Проблемы в работе педагогов
Результат, %
Низкий уровень системы повышения квалификации педагогов
5%
Неправильная стратегия менеджмента
7%
Невозможность дифференцированного подхода к образовательной деятельности
7%
Низкая заработная плата
8%
Повышенная конфликтность с руководством, другими педагогами, родителями
9%
Сложность образовательных программ
10%
Сниженная мотивация педагогов к трудовой деятельности
18%
Другие проблемы
5%
затруднились/ не захотели отвечать
31%
Методическая служба в формате «Школа специалиста общеобразовательного дошкольного учреждения» выстраивается по следующим уровням:
Работа методической службы с молодыми педагогами ДОО
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Общий уровень профессиональной компетентности каждого педагога повысился в значительной степени, в том числе за счет роста уровня профессиональной компетентности только что приступающих к своей профессиональной деятельности педагогов, «Школа специалиста ДОО» стала своеобразным профессиональным объединением, деятельность которого заметно содействовало повышению интереса к профессии и активному освоению инновационных методов работы с детьми и их родителями.