СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО»

 Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО    М.В. Мукиенко

Проектирование системы повышения квалификации педагогов ДОО

М.В. Мукиенко

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Решение основных задач, которые стоят перед образовательными организациями, новое содержание и цели альтернативных программ дошкольного образования ждут обновленных взаимоотношений детей с взрослыми, отрицая манипулятивные действия по отношению к ребенку. Тем не менее, в настоящее время во многих педагогических учебных заведениях будущие учителя и педагоги получают только специальные знания; навыки и умения обретаются ими самостоятельно, методом ошибок и проб. Исходя из этого, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью проблемы управления развитием профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации как фактора повышения качества образовательного процесса.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Решение основных задач, которые стоят перед образовательными организациями, новое содержание и цели альтернативных программ дошкольного образования ждут обновленных взаимоотношений детей с взрослыми, отрицая манипулятивные действия по отношению к ребенку.

Тем не менее, в настоящее время во многих педагогических учебных заведениях будущие учителя и педагоги получают только специальные знания; навыки и умения обретаются ими самостоятельно, методом ошибок и проб.

Исходя из этого, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью проблемы управления развитием профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации как фактора повышения качества образовательного процесса.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования - процесс управления развитием профессиональной компетентности педагога ДОО. Предмет исследования – организационно-педагогические условия деятельности методической службы по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Объект исследования - процесс управления развитием профессиональной компетентности педагога ДОО.
  • Предмет исследования – организационно-педагогические условия деятельности методической службы по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ  создание эффективной системы повышения квалификации возможно, если реализуются необходимые организационно – педагогические условия: - создана методическая служба с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО; – методической службой  проанализированы требования норм системы современного дошкольного образования, изучены потребности педагога и дошкольного учреждения в формировании профессиональной компетентности в ДОО; –  на основании функционального анализа деятельности педагога в условиях ДОО определяется уровень развития компетентности педагогов ДОО, и определяется содержание и способы её дальнейшего развития в процессе осуществления педагогической деятельности; – разрабатывается и внедряется модель работы методической службы ДОО, которая ориентирована на формирование профессиональной компетентности педагогов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

создание эффективной системы повышения квалификации возможно, если реализуются необходимые организационно – педагогические условия:

  • - создана методическая служба с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО;
  • – методической службой  проанализированы требования норм системы современного дошкольного образования, изучены потребности педагога и дошкольного учреждения в формировании профессиональной компетентности в ДОО;
  • –  на основании функционального анализа деятельности педагога в условиях ДОО определяется уровень развития компетентности педагогов ДОО, и определяется содержание и способы её дальнейшего развития в процессе осуществления педагогической деятельности;
  • – разрабатывается и внедряется модель работы методической службы ДОО, которая ориентирована на формирование профессиональной компетентности педагогов.
Задачи исследования Проанализировать теоретические подходы к проблеме повышения квалификации педагогов современного ДОО; Охарактеризовать профессиональную компетентность педагогов ДОО и выявить пути и способы её развития на этапе профессиональной деятельности; Выявить возможности влияния методической службы на формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО; Диагностировать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО; Разработать и внедрить в практику проект «Школа специалиста ДОО» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; Осуществить оценку внедрения проекта «Школа специалиста ДОО».

Задачи исследования

  • Проанализировать теоретические подходы к проблеме повышения квалификации педагогов современного ДОО;
  • Охарактеризовать профессиональную компетентность педагогов ДОО и выявить пути и способы её развития на этапе профессиональной деятельности;
  • Выявить возможности влияния методической службы на формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО;
  • Диагностировать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО;
  • Разработать и внедрить в практику проект «Школа специалиста ДОО» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • Осуществить оценку внедрения проекта «Школа специалиста ДОО».
Методы исследования Теоретические –  изучение, анализ, систематизация и обобщение научной, психологической и педагогической литературы по анализируемой проблеме; анализ эффективности образовательной деятельности ДОО и работы педагога.  Методы сбора эмпирических данных : - тестирование, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки.

Методы исследования

Теоретические

  • –  изучение, анализ, систематизация и обобщение научной, психологической и педагогической литературы по анализируемой проблеме; анализ эффективности образовательной деятельности ДОО и работы педагога.

Методы сбора эмпирических данных :

  • - тестирование, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 этап (сентябрь 2014 г.) – анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы, формулировка темы, цели и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента. 2 этап (октябрь 2014 – апрель 2015 гг.) – разработка проекта курса повышения квалификации «Школа специалиста ДОО». 3 этап (май 2015 – октябрь 2016 гг.) – экспериментальная проверка результативности реализации проекта «Школы специалиста ДОО», оценка и обобщение результатов экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе деятельности методической службы МБУ Методический центр г.Москвы

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 1 этап (сентябрь 2014 г.) – анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы, формулировка темы, цели и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента.
  • 2 этап (октябрь 2014 – апрель 2015 гг.) – разработка проекта курса повышения квалификации «Школа специалиста ДОО».
  • 3 этап (май 2015 – октябрь 2016 гг.) – экспериментальная проверка результативности реализации проекта «Школы специалиста ДОО», оценка и обобщение результатов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе деятельности методической службы МБУ Методический центр г.Москвы

Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО Профессиональная компетентность персонала - совокупность профессиональных умений, навыков, знаний, которые приобретаются в процессе трудовой деятельности, способствуют выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей на должном уровне, процесс развития профессиональной компетентности персонала развивается и совершенствуется как целенаправленная деятельность сотрудников, цель которых является приобретение определенных компетенций, предъявляемых профессиональными требованиям  Основные пути развития профессиональной компетентности  - курсы повышения квалификации, - экспериментальная, исследовательская, инновационная деятельность, - участие в мастер-классе, - самообразование; обобщение собственного опыта, - умение ориентироваться в информационном потоке -участие в методических объединениях.

Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОО

Профессиональная компетентность персонала - совокупность профессиональных умений, навыков, знаний, которые приобретаются в процессе трудовой деятельности, способствуют выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей на должном уровне, процесс развития профессиональной компетентности персонала развивается и совершенствуется как целенаправленная деятельность сотрудников, цель которых является приобретение определенных компетенций, предъявляемых профессиональными требованиям

  • Основные пути развития профессиональной компетентности
  • - курсы повышения квалификации,
  • - экспериментальная, исследовательская, инновационная деятельность,
  • - участие в мастер-классе,
  • - самообразование; обобщение собственного опыта,
  • - умение ориентироваться в информационном потоке
  • -участие в методических объединениях.
Результаты первой части анкетирования

Результаты первой части анкетирования

Значимые проблемы в работе педагогов ДОО Проблемы в работе педагогов Результат, % Низкий уровень системы повышения квалификации педагогов 5% Неправильная стратегия менеджмента 7% Невозможность дифференцированного подхода к образовательной деятельности 7% Низкая заработная плата 8% Повышенная конфликтность с руководством, другими педагогами, родителями 9% Сложность образовательных программ 10% Сниженная мотивация педагогов к трудовой деятельности 18% Другие проблемы 5% затруднились/ не захотели отвечать 31%

Значимые проблемы в работе педагогов ДОО

Проблемы в работе педагогов

Результат, %

Низкий уровень системы повышения квалификации педагогов

5%

Неправильная стратегия менеджмента

7%

Невозможность дифференцированного подхода к образовательной деятельности

7%

Низкая заработная плата

8%

Повышенная конфликтность с руководством, другими педагогами, родителями

9%

Сложность образовательных программ

10%

Сниженная мотивация педагогов к трудовой деятельности

18%

Другие проблемы

5%

затруднились/ не захотели отвечать

31%

Методическая служба в формате «Школа специалиста общеобразовательного дошкольного учреждения» выстраивается по следующим уровням:

Методическая служба в формате «Школа специалиста общеобразовательного дошкольного учреждения» выстраивается по следующим уровням:

Работа методической службы с молодыми педагогами ДОО

Работа методической службы с молодыми педагогами ДОО

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  Общий уровень профессиональной компетентности каждого педагога повысился в значительной степени, в том числе за счет роста уровня профессиональной компетентности только что приступающих к своей профессиональной деятельности педагогов, «Школа специалиста ДОО» стала своеобразным профессиональным объединением, деятельность которого заметно содействовало повышению интереса к профессии и активному освоению инновационных методов работы с детьми и их родителями.

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Общий уровень профессиональной компетентности каждого педагога повысился в значительной степени, в том числе за счет роста уровня профессиональной компетентности только что приступающих к своей профессиональной деятельности педагогов, «Школа специалиста ДОО» стала своеобразным профессиональным объединением, деятельность которого заметно содействовало повышению интереса к профессии и активному освоению инновационных методов работы с детьми и их родителями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!