Проектирование комплексно-целевой программы «Введение системы профильного обучения в образовательную среду школы». Методика составления плана действий.
Автор: студентка 4 курса исторического факультета СФ БашГУ
Хуснутдинова Э.И.
2022 г.
Основные структурные компоненты комплексно-целевой программы:
• введение;
• проблемно-ориентированный анализ;
• концепция;
• этапы реализации и план действий;
• организационная структура управления реализацией программы;
• контроль за реализацией программы.
Пример «Введения»:
Нормативной базой, регулирующей развитие профильное обучение в общеобразовательных школах РФ и Омской области, является:
- распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.»;
- приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 г. «Концепция профильного обучения»;
- резолюция областного совещания работников образования от 26.03. 2003 г. «Об опыте и перспективах профильного обучения в образовательных учреждениях Омской области»;
- приказ по отделу образования ...... района №... от...
«Проблемно-ориентированный анализ»
Анализ результатов: готовность школьников к выбору профиля, профессии, результаты итоговой аттестации, развитие интересов к предмета
Анализ процесса: использование вариативной части учебного плана, реализуемые учебно-методические комплекты, программы факультативных занятий и их преемственность с профилями обучения, использование технологий дифференцированного обучения, подходы к оцениванию индивидуальных достижений, работа системы психолого-педагогического сопровождения по данному направлению.
Анализ условий: социальные (запросы родителей и школьников), кадровые, материально-технические и др.
Концепция КЦП
Цель КЦП (управленческая): создание системы профильного обучения в образовательном учреждении как условия эффективного профессионального самоопределения школьника.
Задачи КЦП (управленческие):
1) определить модель системы профильного обучения;
2) сконструировать содержание образовательного процесса и подоб-
рать соответствующие педагогические технологии в соответствии с выбранной моделью;
3) разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности модели;
4) апробировать и оценить эффективность созданной системы профильного обучения.
Пример:
- Идея личностно-ориентированного подхода.
- Идея диалогического подхода.
- Идея рефлексивного подхода.
- Идея интегративного подхода.
- Идея технологического подхода.
- Идея компетентностного подхода (каждая идея должна быть раскрыта).
«Этапы реализации и план действий»
Этапы перехода:
• первый – подготовительный (....);
• второй – проектировочный (.....);
• третий – апробационный (.....);
• четвертый – внедренческий (....).
Методика составления плана действий
1. Обеспечение полноты состава действий и реалистичности плана с точки зрения ресурсов
2. Определение сроков и последовательности изменений образовательной среды.
3. Формализация плана
4. Экспертиза плана
• Полнота состава действий - обеспечивается включением в план всех необходимых и достаточных действий для достижения поставленных целей.
• Целостность, скоординированность действий - согласованность действий между собой по содержанию и срокам
• Сбалансировать и реалистичность по всем ресурсам: кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым.
• Рациональная степень детализации – обеспечивается рациональной для каждого вида планирования степенью обобщенности и конкретности запланированной деятельностью.
• Контролируемость – обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели.
• Чувствительность к сбоям заключается в возможности своевременного выявления и устранения сбоев в реализации намеченного.
• Реалистичность плана с точки зрения сроков реализации – обеспечивается достаточностью времени на выполнение запланированных результатов и коррекции плана.