СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Звёздное небо в науке и поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках литературы ученики учатся анализировать произведения разных писателей. Астрономические знания являются самым важным составляющим в развитии науки и в целом цивилизации. Эта наука вошла и во многие другие науки, например в литературу. Связано это с тем, что ученики, погружаясь в литературу не смотрят шире.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Звёздное небо в науке и поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева"»

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Орджоникидзевский район













Проект



«Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» (Звёздное небо в науке и поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)























Автор проекта: 10 класс

Руководители проекта:

учитель литературы и русского языка,

учитель астрономии,

МБОУ СОШ №









2021

Оглавление

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1. Астрономия – наука о звёздах 5

1.2. Анализ некоторых произведения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, в которых упоминается звёздное небо 7

1.2.1. Афанасий Афанасьевич Фет 7

1.2.2. Фёдор Иванович Тютчев 11

2. Исследовательская часть 16

2.1. Анализ анкет обучающихся 10 класса МБОУ СОШ №115 16

2.2. Каталог поэтических произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, в которых упоминается звёздное небо 19

Заключение 20

Список используемых источников и литературы 21

Приложения 22







Введение

На уроках литературы ученики учатся анализировать произведения разных писателей. Они учатся видеть и воспринимать окружающий их мир с разных точек зрения. Также есть такой предмет как Астрономия. Астрономические знания являются самым важным составляющим в развитии науки и в целом цивилизации. Эта наука вошла и во многие другие науки, например в литературу. Сейчас в школах создаются условия по направлению Астрономии, в её изучении. Тем не менее сохраняется сложность направить обучающихся на изучение Астрономических явлений. Если провести анализ по предметам, в составе которых может находиться наука Астрономия, то обнаружим, что и в таком предмете как литература она есть. Не изучая астрономию, в произведениях писателей ученики не замечают Астрономические явления. А связано это с тем, что ученики, погружаясь в литературу не смотрят шире. Астрономия – наука, которую интересно обозревать, в литературных произведениях каких-либо писателей, рассмотреть, как они представляют Астрономию, и как описывают героев с помощью Астрономических явлений.

Важность данной темы связана с тем, что необходимо изучать науку Астрономию, так как благодаря этим знаниям у нас формируется восприятие окружающего мира, будем видеть всю красотку природы. Важно понимать и видеть, что знания Астрономии везде, в том числе и в литературных произведениях, где ученики абсолютно не замечают их.

Учитывая актуальность, я выбрала тему исследования: «Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» (Звёздное небо в науке и поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева).

Цель моего исследования: изучить как в творчестве А.А. Фета и Ф.И. Тютчева изображено звёздное небо.

Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по Астрономии (звёздное небо и созвездия);

  2. Подобрать и проанализировать некоторые поэтические произведения А. А. Фета и Ф. И. Тютчева;

  3. Провести опрос «Звёздное небо в поэтических произведениях» среди обучающихся 10 и 11 классов МБОУ СОШ № 115;

  4. Составить перечень поэтических произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева;

  5. Представить каталог поэтических произведений, в которых представлено звёздное небо, чтобы заинтересовать изучать предмет Астрономии.

Объектом моего исследования являются некоторые поэтические произведения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Предмет исследования: звёздное небо.

Известно, что многие ученики не интересуются предметом Астрономии. При этом в существующих на данный момент моих исследованиях возник вопрос, как заинтересовать учеников старших классов изучать Астрономические явления. В качестве гипотезы я предположила, что ученики не знают поэтических произведений, в которых упоминается звёздное небо.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме, реферирование, цитирование) и эмпирические (анкетирование, опрос).

Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что данная работа поможет заинтересовать учеников в изучении Астрономии.

Практическая значимость исследования в том, что после знакомства с каталогом некоторых поэтических произведений, старшеклассники захотят прочитать эти произведения и будут чаще смотреть на небо.

База исследования: МБОУ СОШ № 115, респонденты старшеклассники 10 и 11 классов в количестве 40 человек.



  1. Теоретическая часть
1.1. Астрономия – наука о звёздах

Каждый человек в своей жизни хоть раз поднимал голову на небо и смотрел на Звёзды. И абсолютно каждый задавался вопросом, а что там на небе, почему Звёзды светятся, и видны созвездия, и что значит наука Астрономия.

В общем смысле наука Астрономия заключается в наблюдениях Вселенной, Галактике, Солнечной системы. Эту интересную науку можно назвать фундаментом для других точных наук. Например, математика, физика. Знания этой науки можно только наблюдать, поскольку провести эксперименты не удастся.

В научной энциклопедии можно найти определение Астрономии - наука о движении, строении, возникновении, развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом. Простыми словами, Астрономия – это огромный комплекс знаний, явлений, которые изучают и интересно познавать. Она включает в себя некоторые разделы: теоретическая Астрономия, Археоастрономия, Астрометрия, Астрофизика, небесная механика. Но Астрономия, это наука о Звёздах.

Для кого-то Звёзды это яркие точки, которые красиво светятся в небе, для кого-то Звёзды – это целая наука. Снова обратившись к научной энциклопедии, можно определить понятие Звёзд – это гигантские самосветящиеся плазменные (газовые) шары, по своей природе сходные с Солнцем. С Земли видны как светящиеся точки. Но ни для кого не секрет, что Звёзды гигантские небесные тела и то, как формируются Звёзды, окончательно изучили в последнее десятилетие.

В настоящее время известно, что звезды – это гигантские природные генераторы энергии, с высокой эффективностью превращающие часть своего вещества в излучение. В последние десятилетия было окончательно установлено, как формируются звезды. Это происходит в тех областях пространства, где собирается достаточно большая масса межзвездного газа, который под действием собственного тяготения сжимается и разогревается до тех пор, пока температура не достигнет критического значения, необходимого для протекания ядерных реакций [Приложение 1].

В некоторых системах галактик процесс звездообразования продолжается непрерывно, происходит он и в современную эпоху. На это указывает существование Звёзд-гигантов и сверхгигантов высокой светимости.

Существует целая эволюция звёзд (цикл развития). Бывают: нормальные Звёзды, Звёзды-карлики, Звёзды-гиганты. А классифицировали так: голубые, бело-голубые, белые, жёлто-белые, жёлтые, оранжевые, красные. И наконец виды Звёзд: светила главной последовательности, коричневые карлики, красные карлики, красные гиганты, белые карлики, сверхгиганты, переменные звёзды, новые, сверхновые, гиперновые, яркие голубые переменные, нейтронные звёзды, двойные звёзды и уникальные. Классификацию Звёзд и их виды см. приложение 2-5.

Изучали Звёзды в глубокой древности. Многие века звездное небо вдохновляло людей; это нашло отражение в литературе и религии. В давние времена все небесные светила, кроме Луны и Солнца, называли «звездами», а планеты – «блуждающими звездами». Перемещение блуждающих звезд относительно неподвижных вызывало интерес и благоговение. Поскольку люди считали себя центром мироздания, они думали, что перемещение светил как-то влияет на их судьбу. Это астрологическое поверье, не исчезнувшее до сих пор.

Таким образом, Астрономия – обширный комплекс знаний и наблюдений. Звёзды в Астрономии – это всего лишь часть комплекса, но и им выделено большая часть знаний.

1.2. Анализ некоторых произведения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева,
в которых упоминается звёздное небо
1.2.1. Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет – лирик, который стремится запечатлеть прекрасное. Стихи – о красоте мира, гармонии чувств человека. А красота – главный мотив в его поэзии. В стихотворениях поэта, где упоминается звёздное небо, можно увидеть быстрый переход от прекрасного к прекрасному, от основы, которая создала особое состояние души. Это отражено в маленьком стихотворении «Чудная картина», где прекрасное заканчивается ещё более прекрасным:

«Чудная картина,

Как ты мне родна.

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег».

Стихотворение написано в 1842 году. Перед нами А.А. Фет изображает образ звёздного неба «свет небес высоких», как что-то прекрасное. В стихотворении передаются впечатления лирического героя. Запечатлены все самые нужные детали.

Идея автора заключалась в том, чтобы показать его любовь к родной земле. Поэтому темой этого произведения является любовь к родине, жизни и восторг мелочам. Можно сказать, что в стихотворении изображён весь спектр звёзд, которые сияют и освещают землю.

Стихотворение А.А. Фета «Ещё майская ночь» создано в 1857 году, вскоре после женитьбы на Марии Боткиной. В произведении образ женщины, как память об их отношениях. Воспоминания поэтом ушедшего человека представляют преодоление времени и смерти, разделяющей людей. Поэт изображает прекрасную картину теплой майской ночи. Описание природы в стихотворении служит средством выражения лирических чувств:

«Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.»

Тема стихотворения - красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства. Лирический герой восхищается ночью и благодарит родной край за такую красоту.

В стихотворении звёзды изображены как явление природы. Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звёздами. Они придают красоту пейзажа. Метафора «звёзды в душу смотрят вновь» значит, что небесные светила смотрят в его душу, а воздух наполняется любовью.

Композиционно стихотворение делится на весенний пейзаж и описание внутреннего состояния героя. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ.

Ещё одно стихотворение А.А. Фета, где человек и природа одно целое. Звёзды не просто горят на небе, а участвуют в познании внутреннего мира человека, говорят с людьми, открывают тайны и секреты. В стихотворении «Одна звезда меж всеми дышит...» предсказание звезды как образ заботливой женщины:

«Одна звезда меж всеми дышит

И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет

И говорит:

Не суждено с тобой нам дружно

Носить оков,

Не ищем мы и нам не нужно

Ни клятв, ни слов.

Не нам восторги и печали,

Любовь моя!

Но мы во взорах разгадали,

Кто ты, кто я.

Чем мы горим, светить готово

Во тьме ночей;

И счастья ищем мы земного

Не у людей.»

Стихотворение написано в 1882 году. Средство художественной выразительности олицетворение «одна звезда меж всеми дышит» значит, что она одна живая, она заботиться об остальных, даёт предсказания. В данном стихотворении перед нами образ звезды - женщины, которая заботить и не хочет ранить чьи-либо чувства. Лирический герой, по-видимому, влюблён в неё. Все его чувства и мысли направлены на возлюбленную.

Автор связывает человека и природу. Идеей стихотворения является связь между людьми и окружающим его миром. Композиционно стихотворение разделено на разговор /предсказание женщины, и описание пейзажа. Можно сказать, что в стихотворении изображена «нейтронная звезда» [Приложение 1].

Также А.А. Фет изображает в образе звезды полёт. В стихотворении «Если зимнее небо звездами горит…» написанное в 1843 году, точно описывается полёт:

«Если зимнее небо звездами горит

И мечтательно светит луна,

Предо мною твой образ, твой дивный скользит,

Словно ты из лучей создана.

И светла и легка, ты несешься туда…

Я гляжу и молю хоть следов.

И светла и легка — но зато ни следа;

Только грудь обуяет любовь.

И летел бы, летел за красою твоей —

И пускай в небе звезды горят

И быстрей и светлей мириады лучей

На пылинки ночные глядят.»

Полёт здесь как жажда свободы и движения, их красота. Главное в этом стихотворении безграничная любовь лирического героя к лирической героине. В основном стихотворение о чувствах лирического героя.

Поэтом был использован такой художественный прием, как параллелизм, в котором состояние природы похожи с внутренним миром лирического героя. В произведении образ падающей звезды, поскольку лирический герой описывает с помощью таких слов, как: «несёшься», «молю хоть следов», «летел бы за красою твоей». Также динамичность полёта придают слова: «быстрей и светлей», «светла и легка». Поэт показывает, что звёзды ярче от того, что проходят сквозь «пылинки» и это делает их сияние ярче.

Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» написано в 1850 году.

«Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..»

История создания: любовь к Марии Лазич. Поэт познакомился с ней в 1848 году, когда служил в Киевской губернии. Мария стала для него вдохновительницей. В стихотворении образ сияющих звёзд. Так автор описывал свою музу. Он сравнивает её натуру со звёздами, которые на ночном небе сияют различными цветами.

Главные темы стихотворения – любовь, любовное свидание. При описании внутренних чувств и окружающего пейзажа раскрываются данные темы. Композиционно стихотворение делится на три катрена. В трёх четверостишиях автор соединяет элементы пейзажной, любовной лирики. Лирический герой почти никак не проявляется, но любовное и нежное описание сцены любви говорит о том, что представлена пылкая душа.

В строфах стихотворения есть художественные средства выразительности: метафора: «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» - представление об окружающем пейзаже. Автор показывает всю красоту, которую также можно сравнить с красотой звёзд ночного неба. Эпитеты: «волшебные изменения» - похоже на ночное спокойствие, ведь ночью происходят самые красивые явления, которые нельзя увидеть днём, «дымные тучки» - тучки, где ничего не видно, но и это придаёт пейзажу красоту.

Размер стихотворения – трёх- и четырёхстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы. Интонация первых двух строф плавная, в последней строфе нарастает, и последняя строка с восклицанием. Такая интонация точно дополняет содержание стихотворения. Плавность придаёт аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», это отображает чувства влюблённых.

В стихотворении изображена Новая звезда «отблеск янтаря» [Приложение 1] и Звёзды главной последовательности «ряд волшебных изменений» [Приложение 1].

В данном стихотворение встреча двух влюблённых. Окружающий мир описывает их чувства. А Астрономические явления придают красоту их встречи.

1.2.2. Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев – лирик, в стихотворениях которого небо влияет на настроение, красочное описание звёздного неба даёт рассмотреть всю прелесть звёзд. Природа в его стихотворениях живая, живёт своей жизнью.

Так, в стихотворении «Ночное небо так угрюмо…» описывается мрачная, тихая, темная ночь. Природа видится поэту в постоянной борьбе. И перед этой стихией человек одинок:

«Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угроза и не дума,

То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Как по условленному знаку,

Вдруг неба вспыхнет полоса,

И быстро выступят из мраку

Поля и дальние леса.

И вот опять все потемнело,

Все стихло в чуткой темноте —

Как бы таинственное дело

Решалось там — на высоте.»

Стихотворение написано в 1830 году. Поэт описал тихую, темную ночь. Небо угрюмо и этот вялый сон, он не дает утешения, не восстанавливает душевней беспокойства. Олицетворение в произведении «ночное небо так угрюмо» для того, чтобы показать всю тёмную ночь, когда не могут утихнуть душевные боли.

Перед стихией душевных страданий лирический герой одинок, не может с ними справится ночью. Красота мира недоступна ему. Мысль о тайной стихийности природы вызывает тревогу в душе героя. Это чувство страха ярко открывается перед ним по ночам. Темой стихотворения является величие и красота, бесконечность природы.

Поэт дополняет пейзажную картину сравнениями: проблески молний описываются как: «розам огневым», шорох верхушек деревьев — тревожный разговор. За изображением летнего ненастья скрываются тайны космоса, не преодолеваемого лирическим героем. Основное содержание завершающего восьмистишия посвящено описанию проблесков света, озаряющих всё вокруг на мгновение.

Образ звёздного ночного неба предстаёт как неразгаданные тайны, о которых страшно даже задумываться, и именно ночью все мысли о тайнах выражаются сильнее.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенней позднею порою…» написано в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Посвящено царскосельскому дворцовому парку, который хранит исторические воспоминания:

«Осенней позднею порою

Люблю я царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят,

И белокрылые виденья,

На тусклом озера стекле,

В какой-то неге онеменья

Коснеют в этой полумгле...

И на порфирные ступени

Екатерининских дворцов

Ложатся сумрачные тени

Октябрьских ранних вечеров —

И сад темнеет, как дуброва,

И при звездах из тьмы ночной,

Как отблеск славного былого,

Выходит купол золотой...»

Природа в стихотворении изменчива, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски ярче. Состояние природы и чувств лирического героя помогает понять изображённый пейзаж. Поэт использует различные средства художественной выразительности: метафор «при звёздах из тьмы ночной, /…/ выходит купол золотой» - это средство выразительности изображает, как солнце после тёмной ночи выходит и начинает освещать землю, или же это может идти речь про Луну, которая выходит после дня разочарований и освещает свои светом. Тогда настроение лирического героя меняется, становится спокойным. Эпитеты: «кроткая», «туманная» - придают настоящий пейзаж сумрачной ночи. С образом звёзд приходят воспоминания о прошлом – неразгаданные тайны, секреты.

Легкая грусть, навеянная наступлением скорой зимы, смешивается в с радостным чувством – ведь природа циклична.

А в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» у лирического героя появляется желание стать с природой одним целым:

«Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...»

Стихотворение появилось в 1865 году. Причина написания заключалась в влюблённости поэта в Елену Денисьеву.

Поэт выражает безмерную любовь к природе, окружающему миру, испытывая неподдельный восторг от каждого явления. Темой стихотворения является красота природы, до глубины души восхищающая и вызывавшая в нем неописуемые эмоции.

Композиция состоит из красивейших ночных пейзажей, какие можно видеть ночью. Также поэт передает чувства лирического героя, который мечтает слиться с природой. Темами в стихотворении являются красота природы, загадочность ночи. Образ лирического героя, который пытается передать свои чувства и потерю любимой женщины.

Звёздное небо, в данном случае, напоминает человеку о бездне вечности. Олицетворение «чуткие звёзды глядят с высоты» описывает их сияние, и как будто они пытаются что-то сказать лирическому герою, который восхищается ими. Образ звёзд похож на белые и голубые звёзды [Приложения 1]. Автор показывает, что при свете звезд море расширяется в несколько раз.

В стихотворении особые чувства вызывают: спокойные и тихие небесные светила, отсутствие людей в ночное время, умиротворенное небо.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Летний вечер» написано в 1866 году.

«Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды»

История создания: после прожитой трагедии автора, когда он потерял свою возлюбленную и двух дочерей. В стихотворение то, что поэт видел вокруг себя – светлые чувства, радость.

В стихотворении нет определённого образа звёзд /созвездий, здесь полная картина того, что окружало поэта. Данное стихотворение – пейзаж. Звёзды – как что-то впечатляющие и незабываемое, красивое и прекрасное в летний вечер. Темой является необходимость наслаждаться жизнью, радоваться каждым мгновениям, поскольку человеческое существование непредсказуемо. Поэт побуждает ценить моменты, потому что жизнь может оборваться в любой момент. Лирический герой сам поэт, который любуется окружающим его миром. Он наблюдает картину летнего вечера, пришедшего на смену жаркому дню, наслаждается моментом прохлады, когда дышится легче. Композиционно стихотворение состоит из четырёх строф, они описывают природные явления. Первая строфа описывает картину заката. Вторая строфа – описание неба, на котором появились первые звёзды, где небесный свод выше. В третьей строфе описание состояния человека после жаркого дня, когда ощущение прохлады. Четвёртая строфа – момент оживления природы.

Художественные средства выразительности: эпитет – «небесный свод» - что-то прекрасное и красивое; олицетворения – «звёзды взошли», «звёзды приподняли»- описание красивых звёздочек на небе, как они «живут»; метафора – «раскаленный шар» - горячий, похож на огромную звезду.

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб с незаконченной пятой стопой в каждой второй строке. Интонация плавная, спокойная. Здесь присутствует аллитерация: шипящие звуки усиливают ветер, «ж» вызывает дрожь.

В стихотворении изображено Солнце – звезда, вокруг которой вращаются планеты «солнца раскаленный шар». Также «раскалённый шар» можно охарактеризовать Звёзды гиганты /карлики [Приложение 1]. Белый карлик описан в стихотворении как «звезды светлые взошли».

Данное стихотворение – пейзаж летнего вечера. Идёт описание чувств поэта. Астрономические явления придают красоту стихотворению.

Таким образом, поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева похожа, но всё же каждый видит звёздное небо по-своему. У каждого духовная жизнь, проявляется в таинстве любви и связывается с образом звезды. Образ звёздного неба они описывают либо пейзажем, либо характеризуют человека звездой, либо показываю внутренний мир человека с помощью описания звёздного неба. В своих стихотворения кто-то сравнивает определённый образ со звездой, а кто-то восхищается и наслаждается звёздами.



  1. Исследовательская часть
2.1. Анализ анкет обучающихся 10 класса МБОУ СОШ №115

Для того, чтобы узнать интересуются ученики предметом Астрономии и замечали Астрономические явления в поэтических произведениях, я провела опрос в Google Формы. Респондентами были старшеклассники 10 и 11 классов в количестве 40 человек.

Проанализировав анкеты, я определила, что: на 1 вопрос «Вы часто поднимаете голову и смотрите на небо?» больше половины опрошенных (60%) ответили, что смотрят на звёздное небо редко, 35% опрошенных ответили, что всё-таки они часто смотрят на звёздное небо, а 5% ответили - никогда не смотрят на звёздное небо [Рис.1].

Рис.1. Результаты опроса «Вы часто поднимаете голову и смотрите на небо?»


Цель вопроса узнать интересуются ли ученики старшей школы звёздным небом.

Следующий вопрос звучал так: «Вас интересует предмет Астрономии?». Я получила такие результаты [Рис.2]: 70% из 100% опрошенных ответили «нет».


Рис.2. Результаты опроса «Вас интересует предмет Астрономии?»


Это значит, что им не интересен предмет Астрономии, а остальные 30% ответили «да», им интересно изучать Астрономию. Различие в результатах даёт понять, что эта наука для большинства учащихся не играет роли в жизни. Предполагаю, что без астрономических знаний, они не замечали астрономические явления в поэтических произведения. Для того, чтобы убедиться в этом, я задала следующий вопрос, который звучал так: «Задумывались о том, что звёздное небо может быть описано в поэтических произведениях?». Результаты удивили [Рис.3].


Рис.3. Результаты опроса «Задумывались о том, что звёздное небо может быть описано в поэтических произведениях?»


Всего 45% (чуть меньше половины опрошенных) ответили «не задумывался(ась)», а остальные 55% ответили «да, задумывался(ась)». Предположение было ошибочным о том, что ученики не замечают звёздное небо и даже не задумывались, что оно может быть в произведениях.

Далее я задала вопрос «Можете ли назвать литературные произведения, в которых есть звёздное небо?». И только 23% ответили, что могут назвать поэтические произведения, и назвали их. Остальные 77% затруднялись ответить на данный вопрос, и не смогли назвать произведения [Рис.4].


Рис.4. Результаты опроса «Можете ли назвать литературные произведения, в которых есть звёздное небо?»


Малая часть опрошенных назвали произведения:

Бунин

«Ночного неба свод далёкий…»

Маяковский

«Послушайте!»

Есенин

«Звёзды»

Цветаева

«Косматая звезда»

Тютчев

«Ночное небо так угрюмо…»


«Маленький принц»

Маяковский

«Послушайте!»

Пушкин

«Редеет облаков летучая гряда…»

Маяковский

«Послушайте!»

Цветаева

«Стихи растут, как звёзды и как розы»

Эти поэтические произведения, я решила также включить в свой каталог. Помимо произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева там будут произведения таких поэтов, как: И.А. Бунин, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.И. Цветаева и А.С. Пушкин.

Таким образом, проведя опрос, респондентами которого стали старшеклассники 10 и 11 классов МБОУ СОШ №115, в количестве 40 человек, я выяснила, что ученикам не интересен предмет Астрономии, многие не знают поэтических произведений, в которых описывается звёздное небо.

2.2. Каталог поэтических произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева,
в которых упоминается звёздное небо

В каталог вошли поэтические произведения не только Афанасия Афанасьевича Фета и Фёдора Ивановича Тютчева, но и произведения тех писателей, которые назвали респонденты в проводимом мной опросе.

    1. А.А. Фет «Чудная картина»;

    2. А.А. Фет «Ещё майская ночь»;

    3. А.А. Фет «Одна звезда меж всеми дышит…»;

    4. А.А. Фет «Если зимнее небо звёздами горит…»;

    5. А.А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…»;

    6. Ф.И. Тютчев «Ночное небо так угрюмо…»;

    7. Ф.И. Тютчев «Осенней позднею порою…»;

    8. Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»;

    9. Ф.И. Тютчев «Летний вечер»;

    10. И.А. Бунин «Ночного неба свод далёкий…»;

    11. В.В. Маяковский «Послушайте!»;

    12. С.А. Есенин «Звёзды»;

    13. М.И. Цветаева «Косматая звезда»;

    14. М.И. Цветаева «Стихи растут, как звёзды и как розы…»;

    15. А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…»;

    16. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Таким образом, в каталог входят произведения, которые были проанализированы, а также те, которые назвали респонденты.



Заключение

Наука Астрономия вошла во многие другие науки, например в литературу. Благодаря Астрономическим знаниям у нас формируется восприятие окружающего мира, видим всю красоту природы.

Были проанализированы поэтические произведения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, также были рассмотрены и изучены как в творчестве А.А. Фета и Ф.И. Тютчева изображено звёздное небо.

Для реализации данной цели выполнила все поставленные задачи: изучила теоретический материал по Астрономии (звёздное небо и созвездия); Подобрала и проанализировала некоторые поэтические произведения А. А. Фета и Ф. И. Тютчева; провела опрос «Звёздное небо в поэтических произведениях» среди обучающихся 10 и 11 классов МБОУ СОШ № 115; составила перечень поэтических произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева; представила каталог поэтических произведений, в которых есть звёздное небо, чтобы заинтересовать предметом Астрономия.

При исследовании поставленная гипотеза о том, что многие ученики не знают поэтических произведений, в которых упоминается звёздное небо, подтвердилась. Чтобы вызвать интерес к изучению Астрономии, я создала каталог произведений, где ученики выберут и прочитают произведение, после чего начнут изучать Астрономию.





Список используемых источников и литературы

1. https://bigenc.ru/physics/text/3360113 «Большая российская энциклопедия. Астрономия»;

2. https://bigenc.ru/physics/text/1990429 «Большая российская энциклопедия. Звёзды»;

3. https://www.allsoch.ru/sochineniya/14236 «Основные мотивы и образы в поэзии А.А. Фета»;

4. https://primoverso.ru/stihi-russkie/stihi-feta/pro-kosmos-stihi.shtml «Стихи А.А. Фета про космос»;

5. https://www.allsoch.ru/sochineniya/14169 «Космическое сознание в поэзии Ф.И. Тютчева»;

6. https://primoverso.ru/stihi-russkie/stihi-tyutcheva/pro-zvezdi-stihi.shtml «Стихи Ф.И. Тютчева про звёзды и созвездия»;


Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Виды и характеристики звёзд

  1. Звёзды-гиганты



Имеют низкую температуру поверхности, около 5000 градусов. Огромный радиус, 800 солнечных радиусов и за счет таких больших размеров огромную светимость.

  1. Красный гигант



Это крупная звезда красноватого или оранжевого цвета. Образование таких звезд возможно как на стадии звездообразования, так и на поздних стадиях их существования.

  1. Звёзды-карлики



Являются противоположностью гигантов и включают в себя несколько различных подвидов.



  1. Белый карлик



То, что остаётся от обычной звезды с массой, не превышающей 1,4 солнечной массы после того, как она проходит стадию красного гиганта. По размеру они не больше Земли, но массу их можно сравнить с массой Солнца. Это горячие звёзды, их температура достигает 100 000 градусов и более.

  1. Красный карлик



Самые распространённые объекты звёздного типа во Вселенной. Масса красных карликов не превышает трети солнечной массы, температура поверхности достигает 3500 К. Звезды этого типа испускают очень мало света, иногда в 10 000 раз меньше Солнца.

  1. Коричневый карлик



Субзвёздные объекты, в недрах которых, в отличие от звезд главной последовательности, не происходит реакции термоядерного синтеза c превращением водорода в гелий. Коричневые карлики на протяжении своей жизни постоянно остывают, при этом чем крупнее карлик, тем медленнее он остывает.





  1. Голубой сверхгигант



Молодые и раскаленные звезды, превосходящие своей массой солнечную в 10-50 раз. Их температура составляет 20-50 тыс. градусов. Поверхность голубых сверхгигантов уменьшается из-за сжатия, при этом излучение внутренней энергии растет и повышает температуру светила.

  1. Новая звезда



Их вспышки не повторяются, амплитуда блеска ярче и значение достигается намного быстрее. Способны за несколько часов увеличиться до 12 звёздной величины.

  1. Двойная звезда



Это две гравитационно-связанные звезды, обращающиеся вокруг общего центра масс.





  1. Нейтронная звезда



Это звездные образования с массами порядка 1,5 солнечных и размерами, заметно меньшими белых карликов. Они состоят в основном из нейтронов, плотно сжатых гравитационными силами. Плотность таких звезд чрезвычайно высока.





Ф.И. Тютчев

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..


                * * *

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной,-

Но днем, когда, сокрытые как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


                * * *

…Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...


                * * *

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами,-

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе,

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами...

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.


А.А. Фет

                * * *

Давно ль под волшебные звуки

Носились по зале мы с ней?

Теплы были нежные руки,

Теплы были звезды очей…

                * * *

Как ясность безоблачной ночи,

Как юно-нетленные звезды,

Твои загораются очи

Всесильным, таинственным счастьем…

                * * *

Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.

Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.

Да и те не видят нас среди ветвей

И не слышат - слышит только соловей...

                * * *

Ночь. Не слышно городского шума.

В небесах звезда - и от нее,

Будто искра, заронилась дума

Тайно в сердце грустное мое…

                * * *

…Вот ночь со всем уже, что мучило недавно,

 Перерывает связь,

А звезды, с высоты глядя на нас так явно,

Мигают, не стыдясь…

                * * *

Молятся звезды, мерцают и рдеют,

Молится месяц, плывя по лазури,

Легкие тучки, свиваясь, не смеют

С темной земли к ним притягивать бури.

Видны им наши томленья и горе,

Видны страстей не под сильные битвы,

Слезы в алмазном трепещут их взоре —

Все же безмолвно горят их молитвы.

                * * *

С какой я негою желанья

Одной звезды искал в ночи!

Как я любил ее мерцанье,

Ее алмазные лучи!

Хоть на заре, хотя мгновенно

Средь набежавших туч видна,

Она так явно, так нетленно

На небе теплилась одна.

Любовь, участие, забота

Моим очам дрожали в ней

В степи, с речного поворота,

С ночного зеркала морей.

Но столько думы молчаливой

Не шлет мне луч ее нигде,

Как у корней плакучей ивы,

В твоем саду, в твоем пруде.

                * * *

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор...

Среди звёзд

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных чисел,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл,

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,

Излишние средь жалких нужд земных,

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где всё темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".

Еще майская ночь

…Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь…












                * * *

Одна звезда меж всеми дышит

       И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет

       И говорит:

Не суждено с тобой нам дружно

Носить оков,

Не ищем мы и нам не нужно

Ни клятв, ни слов.

Не нам восторги и печали,

       Любовь моя!

Но мы во взорах разгадали,

Кто ты, кто я.

Чем мы горим, светить готово

 Во тьме ночей;

И счастья ищем мы земного

       Не у людей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!